Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
По теме: «Социологические исследования: программа, методы, организация»
1. Какой вид исследования используется с целью описания и группировки структурных элементов исследуемого объекта: 1) разведывательное 2) описательное 3) аналитическое 4) пилотажное 2. Исследования, которые проводятся по единой программе и регулярно замеряют изменения социального объекта во времени, называются: 1) мониторинговыми 2) экспериментальными 3) разведывательными 4) точечными 3. Какая социологическая парадигма лежит в основе анализа сущности и взаимодействия социальных структур и социальных институтов? 1) парадигма «социальных фактов» 2) парадигма "социальных дефиниций" 3) парадигма «социального поведения» 4) парадигма «социально-исторического детерминизма 4. Совокупность системы общих принципов и положений, приемов, операций и исследовательских процедур, при помощи которых конструируется социологическое знание, называется: 1) теорией 2) методологией 3) концепцией 4) программой 5. Социальный факт представляет собой: 1) событие, происшедшее независимо от наблюдателя 2) мнение наблюдателя о происшедшем событии 3) результат обработки первичной социологической информации 4) мнение объекта исследования о происшедшем событии 6. Наиболее сложным видом социологического исследования является (обоснуйте ответ): 1) разведывательное исследование, так как _______________________ 2) пилотажное исследование, так как __________________________ 3) аналитическое исследование, так как __________________________ 4) описательное исследование, так как __________________________ 7. Программа социологического исследования выполняет функцию: 1) инструмента сбора первичных данных; 2) инструмента проверки гипотез исследования; 3) инструментом составления научного отчета; 4) инструментом обработки эмпирического материала. 8. Системный анализ объекта исследования проводится: 1) до разработки программы исследования 2) на этапе определения объекта и предмета исследования 3) на этапе формулировки гипотез исследования 4) на этапе разработки процедуры исследования 9. Понятие «репрезентативность» означает: 1) свойство выборки воспроизводить структуру генеральной совокупности 2) свойство объекта воспроизводить ситуацию исследования 3) свойство генеральной совокупности воспроизводить структуру объекта 4) свойство задач исследования воспроизводить его цель 10. Социально-демографический блок анкеты включает: 1) объективные характеристики респондента 2) субъективные характеристики респондента 3) мнение респондента о своем социальном статусе 4) мнение исследователя о психологических характеристиках объекта 10. Результатом проведенного социологического исследования являются: 1) выводы и рекомендации по результатам исследования 2) практическая работа по внедрению выводов и рекомендаций 3) контроль работы по внедрению выводов и рекомендаций 4) оценка результатов внедрения выводов и рекомендаций Темы эссе по «Основам социологии» для студентов-бакалавров 1 курса 2 семестр: 1. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. 2. Порядок и социальный контроль в семье и быту, регулирование отношений. 3. Отношение различных социальных сил к государству. 4. Институциальный контроль и межинституциальные коммуникации. 5. Проблема стабильности и динамичности развития обществ. 6. Политическая модернизация, ее социальные последствия. 7. Самоидентификация личности и групп, общества в целом в процессах социализации. 8. Проблемы дезинтегративности личности в обществе и конкретной социальной среде. 9. Проблема самореализации личности в обществе. 10. Связь социальной и личной дезорганизации. 11. Проблема агрессивности и жестокости. Социальное неравенство при «равных стартовых возможностях». 12. Роль локальных территорий и местных сообществ в социальной интеграции новоселов, беженцев, инонациональных групп. 13. Информационный обмен и проблема понимания в социальном действии. 14. Поселенческие проблемы новоселов и старожил. Проблема одиночества, депривации жизни социально слабых категорий населения.
Групповая самостоятельная работа по курсу § Составить список статей (7-10) из научных журналов по темам семинарских занятий «Социальное взаимодействие. Массовое поведение», «Социальный статус и мобильность (подвижность)», «Социальная структура общества», «Социальная стратификация», «Социальные воздействия, контроль и порядок в обществе» «Личность и общество», «Социализация и индивидуализация в развитии личности», «Социальные организации», «Социальные системы и изменения». § Разработка схемы: «Страты в российском и западном обществе». § Составить конспект бографий современных отечественных социологов (Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов) /изучение публикаций современных научных журналов/. § Составить сравнительную таблицу социальных групп по различным критериям. § Составить схему видового разнообразия социальных изменений в обществе (с указанием 2-3 примеров). § Составить перечень доминирующих условий, способствующих нормативному поведению в обществе. § Разработать программу пробного социологического исследования. § На основании публикаций современных социологических журналов (Социс, Социологический журнал, Вестник МГУ. Серия 18) привести примеры массовых и экспертных опросов (с указанием методики проведения). Какой критерий лежит в основе разделения исследований на «массовые» и «экспертные»? Примерные вопросы к зачету 1. Понимание предмета социологии в современной науке. 2. Социальный факт: понятие и технология установления. 3. Этапы развития социологии. 4. Понятие социальных связей. Типология социальных связей 5. Объединения людей: их социальные связи 6. Понятие социального института 7. Виды и структура социальных институтов 8. Понятие социальной системы. 10. Социальные изменения: понятие и виды. Специфика нововведений как внутрисистемных изменений 11. Виды и функции социальных организаций. 12. Сложные бюрократические организации. 13. Понятия человека, индивида, личности в социологии. 14. Социализация и самореализация личности в современных условиях. 15.Типы социальных воздействий. 16.Понятие порядка. Способы поддержания порядка в обществе. Социальный контроль и его пределы в обществе 18.Исследование структуры в различных социологических направлениях (марксизм, функционализм и др.) 19.Концепции стратификации. Критерии для выделения страт. 20.Средний класс: источники и условия формирования, социальные характеристики. 21.Маргинальные слои общества 22.Страты в современном российском обществе 23.Статусный «набор». Престиж и символика статуса. 24. Понятие мобильности (подвижности). Социальные последствия мобильности. 25. Миграция как вид территориальной подвижности населения.
Примерные вопросы к экзамену |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |