Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По теме: «Социологические исследования: программа, методы, организация»




1. Какой вид исследования используется с целью описания и группировки структурных элементов исследуемого объекта:

1) разведывательное

2) описательное

3) аналитическое 

4) пилотажное

2. Исследования, которые проводятся по единой программе и регулярно замеряют изменения социального объекта во времени, называются:

1) мониторинговыми

2) экспериментальными

3) разведывательными

4) точечными

3. Какая социологическая парадигма лежит в основе анализа сущности и взаимодействия социальных структур и социальных институтов?

1) парадигма «социальных фактов»

2) парадигма "социальных дефиниций"

3) парадигма «социального поведения»

4) парадигма «социально-исторического детерминизма

4. Совокупность системы общих принципов и положений, приемов, операций и исследовательских процедур, при помощи которых конструируется социологическое знание, называется:

1) теорией

2) методологией

3) концепцией

4) программой

5. Социальный факт представляет собой:

1) событие, происшедшее независимо от наблюдателя

2) мнение наблюдателя о происшедшем событии

3) результат обработки первичной социологической информации

4) мнение объекта исследования о происшедшем событии

6. Наиболее сложным видом социологического исследования является (обоснуйте ответ):

1) разведывательное исследование, так как _______________________

2) пилотажное исследование, так как __________________________

3) аналитическое исследование, так как __________________________

4) описательное исследование, так как __________________________ 

7. Программа социологического исследования выполняет функцию:

1) инструмента сбора первичных данных;

2) инструмента проверки гипотез исследования;  

3) инструментом составления научного отчета;

4) инструментом обработки эмпирического материала.

8. Системный анализ объекта исследования проводится:

1) до разработки программы исследования

2) на этапе определения объекта и предмета исследования

3) на этапе формулировки гипотез исследования

4) на этапе разработки процедуры исследования

9. Понятие «репрезентативность» означает:

1) свойство выборки воспроизводить структуру генеральной совокупности

2) свойство объекта воспроизводить ситуацию исследования

3) свойство генеральной совокупности воспроизводить структуру объекта

4) свойство задач исследования воспроизводить его цель

10. Социально-демографический блок анкеты включает:

1) объективные характеристики респондента

2) субъективные характеристики респондента

3) мнение респондента о своем социальном статусе

4) мнение исследователя о психологических характеристиках объекта

10. Результатом проведенного социологического исследования являются:

1) выводы и рекомендации по результатам исследования

2) практическая работа по внедрению выводов и рекомендаций

3) контроль работы по внедрению выводов и рекомендаций

4) оценка результатов внедрения выводов и рекомендаций

Темы эссе по «Основам социологии» для студентов-бакалавров 1 курса 2 семестр:

1. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка.

2. Порядок и социальный контроль в семье и быту, регулирование отношений.

3. Отношение различных социальных сил к государству.

4.  Институциальный контроль и межинституциальные коммуникации.

5. Проблема стабильности и динамичности развития обществ.

6.  Политическая модернизация, ее социальные последствия.

7.  Самоидентификация личности и групп, общества в целом в процессах социализации.

8. Проблемы дезинтегративности личности в обществе и конкретной социальной среде.

9.  Проблема самореализации личности в обществе.

10. Связь социальной и личной дезорганизации.

11. Проблема агрессивности и жестокости. Социальное неравенство при «равных стартовых возможностях».

12. Роль локальных территорий и местных сообществ в социальной интеграции новоселов, беженцев, инонациональных групп.

13. Информационный обмен и проблема понимания в социальном действии.

14.  Поселенческие проблемы новоселов и старожил. Проблема одиночества, депривации жизни социально слабых категорий населения.

 

Групповая самостоятельная работа по курсу

§ Составить список статей (7-10) из научных журналов по темам семинарских занятий «Социальное взаимодействие. Массовое поведение», «Социальный статус и мобильность (подвижность)», «Социальная структура общества», «Социальная стратификация», «Социальные воздействия, контроль и порядок в обществе» «Личность и общество», «Социализация и индивидуализация в развитии личности», «Социальные организации», «Социальные системы и изменения».

§ Разработка схемы: «Страты в российском и западном обществе».

§ Составить конспект бографий современных отечественных социологов (Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов) /изучение публикаций современных научных журналов/.

§ Составить сравнительную таблицу социальных групп по различным критериям.

§ Составить схему видового разнообразия социальных изменений в обществе (с указанием 2-3 примеров).

§ Составить перечень доминирующих условий, способствующих нормативному поведению в обществе.

§ Разработать программу пробного социологического исследования.

§  На основании публикаций современных социологических журналов (Социс, Социологический журнал, Вестник МГУ. Серия 18) привести примеры массовых и экспертных опросов (с указанием методики проведения). Какой критерий лежит в основе разделения исследований на «массовые» и «экспертные»?

Примерные вопросы к зачету

1. Понимание предмета социологии в современной науке.

2. Социальный факт: понятие и технология установления.

3. Этапы развития социологии.

4. Понятие социальных связей. Типология социальных связей

5. Объединения людей: их социальные связи

6. Понятие социального института

7. Виды и структура социальных институтов

8. Понятие социальной системы.

10. Социальные изменения: понятие и виды. Специфика нововведений как внутрисистемных изменений

11. Виды и функции социальных организаций.

12. Сложные бюрократические организации.

13. Понятия человека, индивида, личности в социологии.

14. Социализация и самореализация личности в современных условиях.

15.Типы социальных воздействий.

16.Понятие порядка. Способы поддержания порядка в обществе.

Социальный контроль и его пределы в обществе

18.Исследование структуры в различных социологических направлениях (марксизм, функционализм и др.)

19.Концепции стратификации. Критерии для выделения страт.

20.Средний класс: источники и условия формирования, социальные характеристики.

21.Маргинальные слои общества

22.Страты в современном российском обществе

23.Статусный «набор». Престиж и символика статуса.

24. Понятие мобильности (подвижности). Социальные последствия мобильности.

25. Миграция как вид территориальной подвижности населения.

 

Примерные вопросы к экзамену










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...