Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Методические указания к семинарам Семинары проводить с акцентом на проработку ключевых вопросов темы, студенты должны конспектировать основные тезисы для ответов на вопросы. В течение семестра студенты готовят рефераты по предложенным темам, и на семинарах выступают с докладом. Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Реферат содержит основные положения произведения, фактические сведения и выводы и позволяет определить целесообразность его чтения целиком. Реферат является формой предоставления результатов документального преобразования (компиляции) информации, то есть процесса аналитико-синтетического изучения документов (текстов, документов) и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих текстов. Цель написания реферата - передать содержание реферируемого произведения или темы: факты, идеи, концепции, мнения. Если позволяет аудиторное время, качественные работы студентов можно заслушать в форме докладов, например, в блоке семинарских занятий по дисциплине. Зачет реферата осуществляется с учетом вышеприведенных факторов, оформление реферата произвольное, количество страниц — не менее 10 печатных. При подготовке к семинару студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций. При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ, серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др. По результатам докладов на семинарских занятиях важно предлагать для обсуждения наиболее качественно и полно поданные материалы. Поощряются активные формы работы на семинарах, вопросы и обсуждения, проблемные дискуссии (при условии, что в аудитории поддерживается деловой характер общения). Обращать внимание на дополнительные вопросы, которые могут возникать у студентов в ходе и по завершению семинарских занятий. Постараться не пропускать заданные вопросы без внимания и / или совместного обсуждения. Примерные темы рефератов по «Основам социологии» Достижения и трудности современной социологии. Современные социологические журналы Эмиль Дюркгейм о социологическом методе Опросные методы (анкетный опрос, интервью, экспертный опрос) Вторичный анализ в социологии Наблюдение как метод исследования Качественные методы в социологии Сети социальных отношений. Экономический и социокультурный обмен в социальных сетях общества Кровнородственные союзы Трактовки общества в классической социологии (Г. Спенсер, Ф. Энгельс, М. Ковалевский и др. – на выбор) Институты семьи и брака. Макс Вебер об институте и его назначении в обществе М. М. Ковалевский об институте кровной мести Герберт Спенсер о социальных институтах Общество как социальная система Современная модернизация социальных систем Открытые и закрытые социальные системы Эволюционные и революционные изменения в обществе Эффективность социальных организаций Организации и самоорганизация Специфика политических организаций Имидж организаций Границы организаций Специфика "штабных" организаций Индивидуальность личности и "групповое давление". Социальное продвижение и личный успех. Дискриминация социального меньшинства в обществе и проблема реализации прав человека. Дезорганизующие факторы общественной жизни. Механизмы контроля и поддержания порядка в обществе. Самоорганизация общества и проблемы порядка. Концепция стратификации П. А. Сорокина П. А. Сорокин о механизмах социального тестирования, отбора и распределения людей по стратам Новые русские: расслоение, социальные связи, отношения с властью Бедность как фактор воспроизводства непривилегированных слоев общества Статусные роли и ролевые функции. Социальная дистанция и соподчиненность статусов. Семейный статус мужчин и женщин. Личный успех и социальное продвижение Социальная подвижность и проблемы маргинальности Основные признаки нормативного поведения Девиантное поведение Охлократическое поведение Стратегии властей и правящих партий по отношению к непримиримой оппозиции Социальная база оппозиции Тактика оппозиции в условиях выборных кампаний Частная повседневная жизнь, ее границы Социальная регуляция повседневной жизни Социальное время и образ жизни в дифференцированном обществе Российские традиции и современный опыт социальной защиты детей-сирот Взаимодействие региональной и федеральной власти в осуществлении социальной политики Меценаты и спонсоры: участие в социальной поддержке инвалидов. Нормы и ценности как регуляторы общественной жизни. Молодежная субкультура. Диалоговый режим гражданской культуры. Проблема культурных отставаний Индивидуальные задания для студентов по основам социологии (используются для подготовки к семинарским занятиям) Занятие 1. Социология как наука (2 час.) Охарактеризовать школы и направления в отечественной и зарубежной социологии (на выбор). Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи: жизнь и творчество (на выбор). Занятие 2.Социальные связи и объединения людей (2 час.) Составить схему «Типология социальных связей». Провести сравнительный анализ объединений людей по критериям аскриптивности, дескриптивности, устойчивости, внутренней «связанности», социального назначения. В чем заключается разрушение и восстановление социальных связей? Подобрать примеры из общественной жизни.
Занятие 3. Социальные институты (4 час.) Охарактеризовать дескриптивные (формализованные) социальные институты, их отличие от аскриптивных (кровнородственных) институтов. Охарактеризовать взаимодействие институтов быта и государства. Занятие 4. Социальные системы и изменения (2 час.) Составить схему или таблицу «Виды социальных изменений» Занятие 5. Социальные организации (4 час.) Охарактеризуйте неформальную организацию трудового или учебного коллектива. Нарисуйте схему «Коммуникации в организации» (на конкретном примере) Занятие 6. Личность и общество. Социализация и индивидуализация в развитии личности (2 час.) Приведите примеры конкретных людей, относящихся к типам "выдающаяся личность", "популярная личность", историческая личность". Какими качествами должен обладать лидер. Приведите примеры лидеров харизматического типа. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |