Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Кафедра социологических наук
УТВЕРЖДАЮ
Декан (директор филиала)
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Основы социологии
Направление подготовки 040100.62 – Социология
Профиль подготовки
Социология oрганизации и управления
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Кемерово
2011
СОГЛАСОВАНО:
| СОГЛАСОВАНО:
| Декан ______________факультета
_______________
« » _________________ 2011г.
| Проректор по учебно-организационной работе КемГУ
Т. Н. Семенкова_________________
« » _________________ 2011г.
| УМК обсуждено и одобрено
Ученым советом ____________факультета
Протокол № ___ от «___» _________2011г.
Председатель ученого совета факультета,
Декан ______________факультета
____________________
« » _________________ 2011г.
| УМК обсуждено и одобрено
Научно-методическим советом КемГУ
Протокол № ___ от «___» _________2011г.
Председатель НМС,
________________ /
« » _________________ 200__г.
| ОБСУЖДЕНО:
| РАССМОТРЕНО:
| Зав. кафедрой
Е. В. Головацкий ____________________
« » _________________ 2011г.
| Председатель методической комиссии
О. В. Омеличкин _______________________
« » _________________ 2011г.
| УМК обсуждено и одобрено
На заседании кафедры
Протокол № ___ от «___» _________2011г.
Зав. кафедрой
социологических наук _________________
« » _________________ 2011г.
| УМК обсуждено и одобрено
Методической комиссией _____факультета
Протокол № ___ от «___» _________2011г.
| СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. Рабочая программа……………………………………………………... 4
2. Учебно-методические материалы……………………………………..25
2.1. Семинары / практические занятия ……………………………….25
2.2. Методические указания по изучению дисциплины “Основы социологии” для студентов……………………………………………………27
2.3. Методические указания к семинарским / практическим занятиям …………………………………………………………………………...29
2.4. Методические указания по дисциплине “Основы социологии” для преподавателей …………………………………………………………30
2.5. Контрольно-измерительные материалы …………………………31
2.6. Глоссарий по дисциплине ………………………………………..40
2.7. Формы контроля (текущего, промежуточного, рубежного, итогового) …………………………………………………………………….……..46
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Факультет политических наук и социологии
Кафедра социологических наук
УТВЕРЖДАЮ
Декан (директор филиала)
Факультет политических наук и социологии
| название факультета
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Основы социологии
Направление подготовки
040108.62 Социология
Профиль подготовки
Социология организации и управления
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения: очная
Кемерово
2011
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы социологии» являются: освоение логического аппарата социологии (понятий, категорий, конструктов, способов информационного обмена на понятном рабочем языке в среде социологов); поддержание профессионально ориентированного интереса к развитию социологии понимание законов функционирования организаций, умения анализировать и осуществлять основные виды социологических исследований в современных организациях.
Этот курс формирует способность у студентов применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологии.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии
Дисциплина «Основы социологии» располагается в Б.3.Б.1 – Базовая (обязательная) часть в Профессиональном цикле. Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать базовыми знаниями по обществознанию, знать основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, знать основные этапы развития человеческой цивилизации, ориентироваться в типах различных культур.
Знания и умения, полученные в результате освоения учебного курса, являются полезными при изучении следующих курсов: история социологии, методология и методика социологического исследования, социология образования, социология личности, социология культуры, социология организаций, политическая социологию и др.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 и 2 семестрах.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Социология».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Коды компетенции
| Содержание компетенций*
| Результат
| Общекультурные компетенции
| (ОК-8)
| Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
| Знать:
· основные категории и понятия социологии;
· формы и способы взаимодействия личности и объединений людей с обществом;
· механизмы социальных процессов и отношений и основные социальные регуляторы;
Уметь:
· использовать основные положения и методы социологии в профессиональной деятельности;
· отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.
Владеть:
· общесоциологической культурой;
· навыками анализа социологических источников.
| Профессиональные компетенции:
в научно-исследовательской деятельности
| (ПК-1)
| Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.
| Знать:
· актуальные проблемы и тенденции развития современного российского общества.
Уметь:
· использовать основные положения и методы социологии в профессиональной деятельности.
Владеть:
· навыками составления рефератов и выступления перед аудиторией;
· навыками анализа социологических источников;
· навыками получения информации из различных источников, включая Интернет;
· навыками составления рефератов и выступления перед аудиторией;
· приемами ведения дискуссии.
|
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Основы социологии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 252 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
| 252
| Аудиторные занятия (всего)
| 122
| В том числе:
|
| Лекции
| 61 (42 – 1 семестр; 19 – 2 семестр)
| Семинары
| 61 (42 – 1 семестр; 19 – 2 семестр)
| Самостоятельная работа
| 130
| в том числе:
|
| Ознакомление с основной и дополнительной литературой
| 16
| Подготовка творческих (поисковых) заданий
| 16
| Составление глоссария
| 10
| Виды промежуточного контроля
| Опрос, проверка конспектов и рефератов, составление таблиц и схем, презентация мини-проектов.
| Вид итогового контроля
| Зачет – 1 семестр; экзамен – 2 семестр
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекц.
| семин.
| актив. формы обуч
| срс
| 1
| Социология как наука
| 1
| 1-2
| 4
| 2
|
| 8
| 1. неделя семестра – Проверка списков
| 2
| Социальные связи и объединения людей
| 1
| 3-4
| 4
| 2
|
| 8
| 3 неделя семестра – Презентация мини-проекта
| 3
| Социальные институты
| 1
| 5-6
| 4
| 4(2)
| 1
| 8
| 6 неделя семестра – Демонстрация таблицы
| 4
| Социальные системы и изменения
| 1
| 7-8
| 4
| 2
|
| 8
| 8 неделя семестра – опрос на семинаре
| 5
| Социальные организации
| 1
| 9-10
| 4
| 4(2)
| 1
| 10
| 10 неделя семестра – Демонстрация схем
| 6
| Личность и общество. Социализация и индивидуализация в развитии личности.
| 1
| 11-12
| 5(6)
| 2
|
| 8
| 12 неделя семестра – Опрос на семинаре
| 7
| Социальные воздействия, контроль и порядок в обществе
| 1
| 13-14
| 4
| 2
|
| 10
| 14 неделя семестра – Подготовка резюме:
| 8
| Социальная структура. Стратификация общества
| 1
| 15-16
| 6
| 4
|
| 10
| 16 неделя семестра – Проверка конспекта
| 9
| Социальный статус и мобильность (подвижность)
| 1
| 17
| 2 (6)
| 2
| 2
| 6
| 17 неделя семестра – Обсуждение на сем, Зачет за первый семестр.
| 10
| Социальное взаимодействие. Массовое поведение
| 2
| 1-2
| 4
| 2
|
| 10
| 2 неделя семестра – Обсуждение на семинаре
| 11
| Социальная оппозиция
| 2
| 3-4
| 2
| 2
|
| 8
| 4 неделя семестра – Обсуждение на семинаре
| 12
| Обустройство повседневной жизни людей
| 2
| 5-6
| 4
| 2
| 1
| 10
| .6 неделя семестра – Презентация
| 13
| Социальная политика (СП)
| 2
| 7-8
| 4
| 2
|
| 10
| 8 неделя семестра – Обсуждение на семинаре
| 14
| Культура общества
| 2
| 9-10
| 4
| 2
|
| 6
| 10 неделя семестра – Уст. реферат
| 15
| Социологические исследования: программа, методы, организация
| 2
| 11-13
| 6
| 4
| 1
| 10
| 12-13 недели семестра – Анализ на семинаре
| Итого:
| | | 61
| 34
| 6
| 130
| экзамен
|
Содержание дисциплины
4.2.1 Содержание лекционного курса
№
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| 1
| Социология как наука
| Предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Специфика социологического познания. Теоретический и эмпирический уровни исследования. Структура социологической теории.
Социальный факт, принципы его интерпретации. Элементарные понятия социологии. Количественные и качественные методы исследований.
Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии как науки. Институциализация социологии. Отношение к социологии в современном обществе. Функции социологии в обществе.
Основные научные направления и школы в социологии. Достижения и трудности современной социологии. Тенденции глобализации и локализации в современной социологии. Элементарные понятия модерна и постмодерна в социологии.
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): предмет социологии, уровни социологического исследования.
| 2
| Социальные связи и объединения людей
| Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей. Сущностные признаки социальных связей. Отношения во взаимосвязях. Проблема разрушения и восстановления социальных связей.
Исторически сложившиеся объединения людей. Понятие общества и типы обществ.
Типология групп. Первичные и посреднические группы. Малые группы и «большое общество». Глобальные сообщества. Различные методологические подходы к определению и типологии группы. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. Локальные объединения (по месту жительства, интересам, формам самоорганизации, земляческим связям. Объединение людей в социальные круги. Понятие «категории населения»).
| Формирование комплексного представления о назначении социальных связей в обществе (ОК-8). владение профессиональной терминологией (ПК-1): социальная связь и ее признаки, виды объединений.
| 3
| Социальные институты
| Социальный институт как механизм, обеспечивающий сходное поведение людей, специализацию деятельности, преемственность и интегративность. Назначение институтов в обществе. Распределение функций между институтами. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Структура института. Институциальные связи. Кровнородственные (аскриптивные) и формализованные институты (дескриптивные) институты.
Быт и семья как социальные институты. Структура и социальные функции быта. Предметно-вещная среда (материальное обустройство), домашний труд и отношения в структуре быта. Личный и общественный быт. Частная жизнь и социальные различия в организации быта. Консерватизм и малоподвижность быта.
Роль института семьи и семьи как социальной ячейки общества в воспроизводстве рода человеческого. Взаимодействие институтов быта, семьи с институтом государства.
Государство как социальный институт. Функции государства. Отношение различных социальных сил к государству. Роль института государственной власти в поддержании порядка и интеграции общества. Межинституциальные противоречия и способы их разрешения в социальной практике. Институциальный контроль и межинституциальные коммуникации. Взаимодействие институтов (права и труда, быта и государства, брака и семьи и т.д.) в обществе
| Складывание представлений о социальных институтах (ОК-8). Использование понятийного аппарата по основам социологии (ПК-1): социальный институт, виды и назначение в общесте).
| 4
| Социальные системы и изменения
| Понятие социальной системы. Системообразующие признаки. Система и среда. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) системы. Социотехнические и экосоциальные элементы в гетерогенных системах. Подсистемы: экономика, культура, быт и др.
Общество как социальная система. Проблема стабильности и динамичности развития обществ. Теория факторов и ее современные модификации. Органическое развитие социальных систем и развитие через катастрофы. Эволюция и революции.
Концепции традиционного, индустриального и "постиндустриального" общества. Информационное общество. Перспектива «нанообщества» в свете современных достижений естествознания и прорыва в нанотехнологии.
Гражданское общество, принципы его организации, роль личности и гражданских инициатив, связь местного развития (локального и регионального с социетальным). Понятие глобального общества. Общество и сообщества. Понятие местных сообществ.
Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, функциональные, структурные, конфликтные, эволюционные и др. Понятие социального процесса. Основные виды процессов: интеграционные, дифференцирующие, конфликтные, перемещающие.
Взаимосвязь экономических, политических и социокультурных изменений в обществе. Политическая модернизация, ее социальные последствия.
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях. (ОК-8). Формирование представлений о содержании и механизмах развития общества (ПК-1).
| 5
| Социальные организации
| Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации. Проблемы бюрократии в организациях. Опасность олигархизации. Критерии эффективности организаций. Границы организаций. Конкурентная среда и проблемы выживания организаций. Посредническая роль общественно-политических организаций в отношениях населения с властью. Имидж социальных организаций. Технология формирования имиджа. Характер и направленность связей с общественностью в работе организаций.
Взаимодействие организаций некоммерческого сектора со структурами власти.
| Формирование комплексного представления о роли социальных организаций в обществе (ОК-8). Владение профессиональной терминологией по основам социологии (ПК-1): социальная организация, бюрократия, имидж организаций.
| 6
| Личность и общество. Социализация и индивидуализация в развитии личности.
| Понятие личности. Жизненный мир человека. Социализация как условие жизни человека в обществе. Жизненные циклы человека и проблемы социализации. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Политическая социализация как гражданское становление личности. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная социализация. Роль социализирующих институтов в становлении человека личностью. Социальная идентификация и ее пределы. Самоидентификация личности и групп, общества в целом в процессах социализации. Поздняя социализация и её возможности.
Выдающиеся и обыденные личности. Социальные требования к политическому лидеру. Нормативное в личности. Проблемы дезинтегративности личности в обществе и конкретной социальной среде.
Права и свободы личности в гражданском обществе. Новые ориентиры личности.
Теория социальных ролей, познавательные возможности и ограниченность. Диспозиционная модель личности. Ценностные ориентации личности. Проблема самореализации личности в обществе. Личный успех
| Формирование устойчивых представлений о процессе социализации личности (ОК-8). Использование понятийного аппарата по основам социологии (ПК-1): личность, теории личности, вопросы самореализации личности.
| 7
| Социальные воздействия, контроль и порядок в обществе
| Трактовки социального порядка в социологии. Организованность общества, следование установленным правилам и конституционной законности как социальный порядок. Типы порядка (по Максу Веберу). Дезорганизующие факторы и формы дезорганизации общественной жизни. Связь социальной и личной дезорганизации. Аномия. Утрата четких поведенческих ориентиров. Механизмы, поддерживающие порядок в обществе в условиях социальной напряженности, нестабильности и/или стабильности, устойчивости. Самоорганизация населения и проблемы поддержания социального порядка.
Роль социальной среды, референтных групп в социальном контроле. Регулирование социального порядка через своевременное обновление норм-правил, норм-ориентиров. Социальный контроль и санкции. Типология форм контроля и социальных воздействий на человека. Свобода, ответственность и самоконтроль в общественной жизни.
Социальное насилие как воздействие. Формы легитимного и нелегитимного насилия. Государственные и негосударственные формы насилия. Организованное и стихийное насилие. Мера в насильственных действиях. Проблема агрессивности и жестокости. Опасность культа силы.
Социальный контроль над мерой наказания за нарушения правопорядка. Социальная дискриминация в обществе и насилие над личностью. Факторы оздоровления общественной жизни
| Складывание представлений о механизмах социального контроля и основных социальных регуляторах (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): социальный порядок, социальный контроль, самоорганизация.
| 8
| Социальная структура. Стратификация общества
| Понятие социальной структуры. Социальная неоднородность общества: природные, экономические и социокультурные детерминанты.
Понимание классов и страт (слоёв) в классической и неклассической социологии. Современные трактовки социального класса. Отношения неравенства как основа социальной стратификации. Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Понятие стратификационных систем в российской и зарубежной социологии. Параллельные стратификационные системы в обществе (по полу, расам, возрасту, религии).
Понятие среднего класса. Влияние среднего класса на социальную систему. Экономические основания стабильности общества при развитом среднем классе. Понятие маргинальности. Маргинальные слои и группы общества. Последствия маргинализации.
Социальная стратификация современного российского общества
| Формирование устойчивых представлений о категориях социального благополучия, неравенства (ОК-8). Использование понятийного аппарата; типологизация социальных процессов (ПК-1).
| 9
| Социальный статус и мобильность (подвижность)
| Социальный статус как совокупность требований (императивов) общества к субъекту в соответствии с местом и ролью в системе общественных отношений. Престиж и символика статуса. Основные "составляющие" статуса.
Экономический статус как основа достижения жизненного успеха. Врожденный (приписанный) и достигаемый статус. Социальное неравенство при "равных стартовых возможностях". Дискриминация и предубеждения к людям с низким социальным статусом. Проблемы социальной защиты, преодоление дискриминации социального меньшинства.
Ролевые позиции и конфликты. Критерии статуса (по Т. Парсонсу). Понятие социальной дистанции.
Понятие мобильности. Виды социальной мобильности, её последствия. Социальное продвижение: понятие, проблемы.
Миграция как вид территориальной мобильности. «Маятниковая» миграция. Региональный аспект миграционных процессов. Рост социальной подвижности и проблемы динамичного развития и стабильности открытого общества. Понятие социальных перемещений. Возвратные (обратные) перемещения. Мобильность как социальная патология в условиях кризисов и катастроф. Вынужденные переселенцы. Проблемы мобильности в современном российском обществе. Проблема беженцев. Роль локальных территорий и местных сообществ в социальной интеграции новоселов, беженцев, инонациональных групп. Социокультурные барьеры и их преодоление в интеграционных процессах и при поиске национальной, этносоциальной идентичности
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией по основам социологии (ПК-1): социальный статус, мобильность и ее виды.
| 10
| Социальное взаимодействие
| Понятие социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия. Социальные признаки каждой из основных форм взаимодействия. Объективные условия взаимодействия. Специфика социально-политического взаимодействия. Социальный обмен (возможностями, информацией, услугами, дарами и т.д.) во взаимодействии. Проблема согласования интересов и поиска компромиссов.
Действие и поведение. Специфика массового поведения. Массовое поведение: признаки, механизм, формы. Массовое и корпоративное сознание, цели и средства действий. Избирательность в выборе участников коллективного (группового) действия. Отбор и сравнение образцов в формировании социальной направленности действий.
Охлократическое поведение масс и его последствия.
Критерии оценки массового поведения (по Н. Смелзеру).
Понятие "масса", "социальная сила" и "гражданская общественность" применительно к социальному действию. Гражданский диалог как коммуникативное действие. Информационный обмен и проблема понимания в социальном действии.
Социальные движения как массовое участие населения в решении общественно значимых проблем путем давления на власть. Социальная база движений.
Политическое участие. Кризис политического участия.
Паника, слухи, бунты, погромы как формы массового поведения. Публика и толпа. Типология толпы. Массовые беспорядки.
Социальная база отклоняющегося (девиантного) поведения. Проблемы коррекции массового поведения. Ситуативное поведение (в экстремальных, конфликтных и стандартных ситуациях).
Российский менталитет и массовое поведение населения. Ритуализация жизни как необходимое условие нормативного поведения. Политические настроения, чувства и массовое поведение электората (сообщества избирателей) на выборах. Превентивные меры властей в снятии социальной напряженности. Социодинамика массового поведения.
Территориальная, социально-поселенческая специфика экономического, политического и бытового поведения населения
| Получение базовых знаний о формах и способах взаимодействия личности и объединений людей с обществом (ОК-8). Использование понятийного аппарата по основам социологии (ПК-1): социальное взаимодействие, формы взаимодействия, массовое поведение.
| 11
| Социальная оппозиция
| Сущностные признаки оппозиции. Функции оппозиции в гражданском обществе.
Социальное меньшинство и оппозиция. Экономический, социальный, политический и идеологический плюрализм как основание длялегитимизации оппозиционных сил. Принципы взаимодействия оппозиции с властью, конкурентами и партнерами по блокам, союзам.
Конструктивность и лояльность оппозиции. Непримиримая оппозиция. Парламентская оппозиция. Роль оппозиции в смене властвующих элит. Политическая фразеология во взаимодействии оппозиции с конкурентами.
Стратегии властей и правящих партий в отношениях с оппозицией: выживания, инверсии, подавления, интриг, партнерства.
Демократические процедуры участия оппозиции в общественной жизни и поддержания ее законного статуса в обществе. Проблемы компромиссов, согласования интересов, соучастия
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): оппозиция, власть, социальное меньшинство.
| 12
| Обустройство повседневной жизни людей
| Понятие повседневной жизни. Структура повседневной жизни. Социальное пространство. Жизненное пространство. Социальная организация жизненного пространства. Обустроенность повседневной жизни. Формы и способы расселения. Социальные различия между городом и деревней. Типология городских и сельских поселений. Социальная инфраструктура. Обустройство и границы территорий. Реальный вклад национально-государственных программ и проектов в обустройство повседневной жизни. Поселенческие проблемы новоселов и старожил. Жилищный вопрос и способы его решения. Социальные различия в жилищных условиях и обустройстве жилищ.
Социологические признаки различных поселений и поселенческих объединений людей.
Обыденная жизнь и опыт. "Коллективные представления" территорий и проблема социальной преемственности. Коммунальные отношения.
Повседневное поведение. Проблемы бытовой девиации. Семейно-бытовое окружение и проблемы суицида. Самоорганизация повседневной жизни. Регуляторы повседневных отношений и образа жизни. Социальный контроль по месту жительства
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией по основам социологии (повседневная жизнь, социальное и жизненное пространство) (ПК-1).
| 13
| Социальная политика
| Объективная потребность в социальной политике. Социальное неравенство и дефицит ресурсов как источники формирования потребности в социальной поддержке и защите. Понятие бедности. Отличие бедности от нищеты. Факторы обеднения. Массовое обеднение (пауперизация). Социальные признаки бедности и её противоположность богатству. Первичная и производная бедность. Детская бедность. Проблемы маргинализации общества в условиях обеднения. Абсолютная и относительная бедность. Показатели бедности.
Бедность и нищета. Воспроизводство обнищания. Слабые группы населения: старики, дети, инвалиды. Понятие трудных жизненных обстоятельств. Проблемы сиротства. Инклюзия (включение в социальную жизнь) и эксклюзия (исключение из социальных связей и отношений). Проблема одиночества, депривации жизни социально слабых категорий населения.
Мировой и российский опыт социальной поддержки и защиты малоимущих и ослабленных групп населения. Виды социальной защиты. Принципы и направления социальной политики. Стандарты качества жизни.
Эффективность социальной политики. Критерии социальной защищенности. Вклад национально-государственных проектов и местного населения в социальную политику
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): бедность, сиротство, инклюзия, эксклюзия.
| 14
| Культура общества
| Социологические подходы к изучению культуры. Культура – качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры.
Идеология и культура. Типология культур. Основания для типологии. Элитарная и массовая культура, их социальные характеристики, культурные универсалии. Локальные культуры.
Проблемы социокультурного отставания и примитивизма. Культурный лаг – отставание изменений в культуре от технико-экономических социально-политических изменений.
Профессиональная и обыденная культура, критерии их определения и оценок, разновидности культур по сферам и субъекту деятельности. Социально-культурные различия в обществе и проблемы социального неравенства, уникальное и нормативное в культуре. Стереотипизация и творчество.
Гражданская культура. Принципы целостности культуры.
Функции культуры в обществе. Социокультурный механизм социализации и адаптации. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведения, взаимодействия, познания и т. д.) как функция культуры.
Нормативно-ценностная система общества. Понятие базовых норм и ценностей. Типология и взаимодействие норм и ценностей. Трансформация норм и ценностей. Критерии культуры власти и политического участия населения.
Проблемы культуры в переходном обществе. Социокультурные нормы и коммерциализация отрасли культуры. Социокультурные свойства личности и общества.
Социокультурные различия в обществе: статусно-ролевые, в характере культурной деятельности, в уровне потребления культурных благ и услуг. Различия в культуре сельского и городского населения
| Формирование представлений о культуре в обществе (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): культура общества, ее структура и виды.
| 15
| Социологические исследования: программа, методы, организация
| Программа как документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Связь с видами исследований. Структура программы. Роль гипотез. Связь процедур и методов исследования. Организация исследований. Этапы.
Основные методы получения социологических данных в прикладном исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент, контент-анализ. Количественные и качественные методы исследования (общий обзор).
Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета
| Формирование представлений о исследовательской работе социолога (ОК-8). Формирование знаний основных этапов и возможность организации социологического исследования. (ПК-1).
|
4.2.2 Содержание практических занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| 1
| Социология как наука
| 1. Понимание предмета социологии в современной науке.
2. Понятие социальной реальности. Социальный факт
3. Этапы развития социологии
| Формирование комплексного представления об истории развития социологии как науки (ОК-8). Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания по основам социологии (ПК-1): предмет социологии, социальная реальность, социальный и научный факты, уровни социологического исследования.
| 2
| Социальные связи и объединения людей
| 1. Понятие социальных связей. Структура и признаки социальной связи
2. Типология социальных связей
3. Общество, группы и другие объединения людей: их социальные связи, взаимозависимости и взаимовлияние
| Складывание представлений о понятии и роли социальных связей в обществе (ОК-8). Владение профессиональной терминологией (ПК-1): социальная связь и ее признаки, виды объединений, типология социальных групп, локальные поселения.
| 3
| Социальные институты
| 1. Понятие социального института
2. Виды и структура социальных институтов
3. Функции социальных институтов
| Формирование устойчивых представлений о назначении социальных институтов (ОК-8). Использование понятийного аппарата по основам социологии (ПК-1): социальный институт,его признаки и виды.
| 4
| Социальные системы и изменения
| 1. Понятие социальной системы. Системные элементы и признаки их функционирования и взаимодействия.
2.Изменения социальных систем. Специфика нововведений как внутрисистемных изменений
| Формирование комплексного представления о социальных системах. (ОК-8). Использование понятийного аппарата социологии (ПК-1).
| 5
| Социальные организации
| 1. Виды и функции социальных организаций.
2. Сложные бюрократические организации.
| Складывание представлений о социальных организациях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией по основам социологии (ПК-1): социальная организация и ее структура, виды организаций, бюрократия, имидж организаций.
| 6
| Личность и общество. Социализация и индивидуализация в развитии личности
| 1. Понятия личности в социологии.
2. Критерии для выделения социальных типов личности (горожанин, сельчанин, рабочий, ученый и т. д.).
3. Социализация и самореализация личности в современных условиях.
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). ; владение профессиональной терминологией (ПК-1): личность, теории личности, вопросы самореализации личности.
| 7
| Социальные воздействия, контроль и порядок в обществе
| 1.Типы социальных воздействий.
2.Понятие порядка. Способы поддержания порядка в обществе. Роль насилия и других форм принуждения. Мера принуждения.
3.Социальный контроль и его пределы в обществе
| Складывание представлений о механизмах социального контроля и основных социальных регуляторах (ОК-8). Владение профессиональной терминологией (ПК-1): социальный порядок, социальный контроль, самоорганизация.
| 8
| Социальная структура общества. Социальная стратификация
| 1. Исследование структуры в различных социологических направлениях (марксизм, функционализм и др.)
2. Концепции стратификации. Критерии для выделения страт.
3. Средний класс: источники и условия формирования, социальные характеристики.
4. Маргинальные слои общества
5. Страты в современном российском обществе
| Формирование представлений о социальной структуре общества (ОК-8). Формирование представлений о содержании и механизмах развития общества (ПК-1).
| 9
| Социальный статус и мобильность (подвижность)
| 1. Статусные различия в обществе. Виды, признаки статуса, критерии достижения.
2. Статусный «набор». Престиж и символика статуса.
3. Понятие мобильности (подвижности). Социальные последствия мобильности.
4. Миграция как вид территориальной подвижности населения.
| Складывание представлений о понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией по основам социологии (ПК-1): социальный статус, статусный набор, мобильность и ее виды.
| 10
| Социальное взаимодействие. Массовое поведение
| 1. Основные формы социального взаимодействия: противостояние (борьба, конфликт, сопротивление), партнерство (сотрудничество), нейтралитет
2. Социальные конфликты: типология, способы разрешения
Массовое поведение в акциях социального протеста
| Формирование представлений о базовых социологических понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией (ПК-1): социальное взаимодействие, формы взаимодействия: бездействие, противодействие, содействие, массовое поведение, толпа.
| 11
| Социальная оппозиция
| 1. Типы оппозиции в обществе.
2. Функции оппозиции в обществе
3. Парламентская оппозиция.
| Складывание представлений о базовых понятиях социологии и общественных отношениях (ОК-8). Владение профессиональной терминологией (ПК-1): оппозиция, власть, политическое участие, социальное меньшинство.
| 12
| Обустройство повседневной жизни
| 1. 1. Структура повседневной жизни людей
2. 2. Социальная организация жизненного пространства
3. 3. Расселение и решение бытовых проблем
4. 4. Способы решения жилищного вопроса в обществе.
| Формирование устойчивых представлений о базовых социологических понятиях (ОК-8). Использование понятийного аппарата (повседневная жизнь, социальное и жизненное пространство) (ПК-1).
| 13
| Социальная политика
| 1. Структура, принципы и направленность социальной политики.
2. Бедность и нищета как социальные проблемы. Способы социальной защиты малоимущих.
3. Старость как социальная проблема. Социальная поддержка и защита престарелых и одиноких пенсионеров в обществе.
4. Эффективность социальной политики.
| Формирование устойчивых представлений о категориях социального благополучия, социальной защиты (ОК-8). Использование понятийного аппарата (ПК-1): бедность, сиротство, социальная поддержка, инклюзия, эксклюзия.
| 14
| Культура общества
| 1. Структура и функции культуры
2. Социокультурные различия в обществе
3. Гражданская культура: понятие, формы существования
| Формирование устойчивых представлений о социокультурных различиях в обществе (ОК-8). Использование понятийного аппарата (ПК-1): культура общества, ее структура и виды.
| 15
| Организация и методы социологических исследований
| 1. Программа социологического исследования: структура, назначение, современные формы
2. Виды социологических исследований
3. Этапы прикладного социологического исследования.
4. Методы социологического исследования: структура, область применения
| Формирование комплексного представления об организации социологического исследования (ОК-8). Владение профессиональной терминологией. (ПК-1).
|
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров специальности «Социология», реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:
Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки аудитории, разновидности занятий, наличия дополнительной литературы и т. д.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Для лекции-беседы можно использовать все разделы дисциплины. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Особенность лекции-беседы состоит в том, что преподаватель по ходу занятия ставит перед обучаемыми вопросы и предлагает им дать на них ответы с места. Вопросы задаются обучаемым не для контроля их знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой учебной информации. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Проблемная лекция используется для изучения вопросов, которые студенты в состоянии решить совместно с преподавателем на занятии. Проблемные вопросы отличаются нетривиальностью решения, вариативностью способов и механизмов достижения цели (решения проблемы), ограниченности во времени, поэтому целесообразно использовать подготовительные задания, предваряющие проблемную лекцию.
Лекция – дискуссия.Особенность этой лекции состоит в том, что в процессе ее чтения преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы и организует их обсуждению (дискуссию) в течение 10-20 минут.
Наибольших результатов достигает обсуждение в том случае, когда вопрос перед обучаемыми поставлен заблаговременно (в конце предыдущей лекции) и они имели возможность к нему специально подготовиться.
Цель лекции-дискуссии – рассмотрение, анализ различных позиций, точек зрения ученых на содержание той или иной проблемы, концепции выбора путей практической реализации стоящих перед обществом задач. Одновременно лекция-дискуссия имеет своей целью обучение методике анализа важнейших проблем, ведения научных дискуссий, применения и умелого использования необходимых аргументов для защиты своих позиций или критики точек зрения оппонентов.
Лекция-дискуссия, как правило, затрагивает наиболее острые и насущные проблемы. Заинтересованность обучаемых и результативность дискуссии тем больше, чем грамотнее и целенаправленнее подобраны, сформулированы и поставлены вопросы, чем в большей степени они приближены к квалификации слушателей и стоящими перед ними проблемами.
Элементы ролевых игр, уместно использовать для проведения семинарских занятий или творческих заданий. Характеризуется тщательной проработкой дополнительного материала и домашней подготовкой студенческих выступлений. Например, при изучении темы «Организация и методы социологических исследований», можно представить ситуацию проведения социологического исследования и проработать такие роли, как социолог, интервьюер, респондент и др.
В ходе лекционных занятий преподаватель может использовать разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся. Студенты должны проанализировать ситуацию и выработать варианты решения содержащейся в ситуации проблемы.
"Круглый стол " когдав рамках занятия организуется беседа, в которой участвует небольшая группа студентов (5 - 10 человек) и происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией. Тема и "сценарий" "круглого стола" объявляются заранее, участниками беседы могут быть студенты, как правило, наиболее подготовленные, а также преподаватели, приглашенные специалисты.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 – «Социология», утвержденного приказом Минобр и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 230). Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях и во время семинарских занятий.
|