Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Регулирование международной торговли




Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.
Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.
1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.
По форме исчисления различают пошлины:
а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;
б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.
Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.
2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

· квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается;

· лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов;

· эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;

· валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, количество иностранной валюты, вывозимой гражданами за границу, и т.п.;

· налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. Возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;

· административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами. Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений: закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет на приобретение государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.

 

2. Динамика и структура современной международной торговли
В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции увеличился в 6 раз.
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно-оформленными национальными хозяйствами.
В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли.
Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения.
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.11
Основные тенденции развития международной торговли:

-интеллектуализация;
-рост доли высокотехнологичной продукции;

-обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;
-расширение торговли патентами и лицензиями;

-снижение спроса на сырье и топливо;

-концентрация международной торговли в промышленно развитых странах;
- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.
Факторы ускоренного роста международного товарооборота:

-информационная революция;

-развитие транспорта и связи;

- рост оптимальных размеров предприятий;

- рост первоначальных объемов капиталовложений;

-вывоз капитала;

-развитие интеграционных процессов.

Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.
Это проявляется в следующем:

Производство товаров и услуг становится все менее материало- и энергоемким.
Все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал.

Возникает международная специализация, основывающаяся на понятии «издержки производства».
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), за период с 1950 по 2006 гг. объем мирового экспорта возрос в 20 раз, в то время как мировое производство увеличилось лишь в 7 раз. Мировой экспорт промышленных товаров за тот же период увеличился в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции в 10 раз.12
Динамизм международной торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены объективным процессом глобализации и ростом взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.
Дополнительный стимул мировая торговля получила благодаря деятельности Всемирной торговой организации по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.
Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширение масштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что от либерализации мировой торговли выиграли, прежде всего, промышленно развитые страны. Либерализация торговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды в развивающихся и, особенно в наименее развитых странах.
Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся странах и, особенно в новых индустриальных странах.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать стремительное распространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.13
Электронный бизнес включает в себя, кроме продажи товаров, маркетинг, финансовый анализ, поддержку пользователей сети, установление партнерских отношений.
Важным фактором увеличения мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в новых индустриальных странах и развивающихся государствах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.
В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 2006 г. возрос почти в 3 раза и достиг 11,8 трлн. долл., в том числе мировой экспорт товаров составил 5,8 трлн. долл., а мировой импорт - 6 трлн. долл.

Обычное расхождение между стоимостным объемом мирового экспорта и импорта товаров объясняется различием в методике исчисления цен стоимости:
- экспорта товаров (в ценах ФОБ - это условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна);
- импорта товаров (в ценах СИФ - это условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по транспортировке до порта страны импортера и страхованию).

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.
Вместе с тем, по-прежнему большая часть мирового товарооборота приходится на промышленно-развитые страны. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-импортных операций.

В десятку крупнейших торговых стран мира входили Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле. В частности, удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте товаров увеличился. Несмотря на финансовый кризис в Азии, в ближайшие годы эта тенденция сохранится и удельный вес этой группы стран в мировом экспорте может возрасти.
Из развивающихся стран наиболее динамично международная торговля развивается в новых индустриальных странах Азии. По совокупному объему внешней торговли (около 1,8 трлн. долл. в 2000 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия уступали лишь США. На эти страны приходилось более 10% общего объема мировой торговли.14

Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг. Гонконг значительно опережает все страны мира по удельному весу внешней торговли в ВВП и стоимости экспорта и импорта в расчете на душу населения.

Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая.

После официальной передачи Гонконга (с 1 июля 1997 г.) под юрисдикцию КНР объединенный Китай по суммарной стоимости экспортно-импортных операций в списке крупнейших торговых держав мира в начале третьего тысячелетия занимает примерно 4-е место после США, Германии и Японии.15

Динамику международной торговли определяют две группы факторов.
Первая группа - факторы, влияющие на общее состояние экономики. К ним относятся: НТР, обновление и расширение основного капитала, создание новых отраслей. Рост экономической мощи ТНК. Соревнование экономических систем.
Вторая группа - непосредственные причины роста мировой торговли. К ним относятся:
Расширение международной специализации и кооперирования приводит к отказу во внешнеторговой политике от мер импортного протекционизма и к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин.

Либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике сами стали фактором роста международного обмена.

Выход на мировой рынок стран - бывших колоний в целях получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.
Одновременно сростом масштабов международной торговли меняется и ее структура – географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре.

«Запад» – промышленно развитые страны, «Юг» - развивающиеся страны, «Восток» - страны с переходной экономикой.

Основные тенденции в географической структуре международной торговли:
- сохранение высокой доли развитых стран - более ѕ - США, Германия, Япония и др.;
- концентрация международной торговли внутри группы развитых стран (55%);
- географическая диверсификация – расширения числа внешнеторговых партнеров;
- повышение доли развивающихся стран (в первую очередь НИС);
- снижение доли стран с переходной экономикой (за исключением стран центральной и восточной Европы – членов и кандидатов ЕС).16

Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли:
Существенное увеличение удельного веса промышленной продукции, а в ее составе – продукции высоких технологий. Резкое расширение номенклатуры промышленных товаров. Концентрация ТНК в сферах сложной наукоемкой техники. Сокращение сроков обновления основного капитала.

Сокращение удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. Переход от ресурсоемкой к инновационной ресурсосберегающей модели экономического развития. Увеличилась степень переработки ресурсов. Развитие перерабатывающей промышленности в местах добычи ресурсов. Активизация разработки странами собственных ресурсов.

Сокращение удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего продовольствия.
Рост масштабов торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
Для развитых стран характерно присутствие во всех товарных сегментах международной торговли. Они сохраняют за собой не только позиции крупнейших поставщиков промышленной продукции, но и крупнейших поставщиков сырья (Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия).

Для развивающихся стран характерен рост в экспорте удельного веса готовой продукции (особенно для НИСов) как трудоемкой, так и ресурсоемкой.

 

 

В Беларуси одним из методов регулирования внешней торговли является лицензирование импорта. Лицензии выдаются Министерством Торговли на импорт следующих товаров: сахар-сырец, сахар белый, дрожжи неактивные и рочие мёртвые одноклеточные микроорганизмы, пиво солодовое, продукты используемые для кормления животных, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, шины и покрышки пневматические резиновые новые, ковры и прочие текстильные напольные покрытия готовые или неготовые, патока крахмальная.

Барьерой в белорусском импорте являются также налоги. Налог с продажи товаров в розничной сети составляет 5% от выручки. Однако, для некоторых видов товаров иностранного производства, данная ставка составляет 10-15%. Касается это товаров, которые конкурируют с отечественными: алкоголь, напитки, табачные изделия, стиральные машины, часы, обувь кожаная и другие.

Существуют и другие барьеры в реализации торговой деятельности в Беларуси. У предприятий нет полной свободы действий. До 2000 года обязательной была продажа 40% валют Национальному Банку Республики Беларусь, в настоящее время – 30%. Запрещены внутренние расчёты в иностранной валюте. Одной из главных проблем белорусских экспортёров является отсутствие навыков в работе с клиентами, отсутствие сервиса в странах ЕС, отсутствие системы гарантий, плохие знания профессиональной этики.

Экономика Беларуси в большой степени зависит от внешней торговли страны. Международный Валютный Фонд рассчитал, что экспорт составляет 56,6%, а импорт – 65,3% всего ВВП Беларуси. Внешняя торговля Беларуси характеризуется отрицательным сальдо.

В структуре внешней торговли Беларуси главную роль играет промышленность, которая составляет 2/3 ВВП. Для некоторых видов продукции существует больше ресурсов, чем требуется для внутренних нужд государства, что даёт возможность этим отраслям экспортировать свою продукцию заграницу. Такая ситуация наблюдается в отрасли производства льняных и синтетических нитей, навозов, грузовых автомобилей, тракторов, лифтов, телевизаров, холодильников. Более половины продукции Беларуси идёт на экспорт – 69%.

В товарной структуре белорусского экспорта преобладают сырьё и материалы, машины и оборудование различного назначения. В импорте большую часть занимают машины, продукты питания, продукты химической промышленности. Во внешней торговле Беларуси наблюдается стабилизация товарооборота.

В практике главными барьерами в доступе к белорусскому рынку является бюрократия, а не запреты. Главные барьеры в доступе к белорусскому рынку:
• высокие таможенные пошлины;
• обязательная регистрация контрактов на импорт сельскохозяйственных пищевых продуктов в Министерстве Сельского Хозяйства и Продовольствия Республики Беларусь;
• необходимость получения разрешений на экспорт продовольственных и потребительских товаров;
• необходимость согласования цен в экспортных контрактах;
• трудности в получении сертификатов на сельскохозяйственные пищевые продукты;
• низкая ёмкость рынка;
• различия в таможенном оформлении товаров;
• административные ограничения импорта сельскохозяйственных пищевых продуктов.

Для торговли большое значение имеет транспорт. В Беларуси существует железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводной транспорт. Транспорт составляет 8,6% белорусского ВВП. Ключевое значение для Беларуси имеет железнодорожный транспорт. В Беларуси находится густая сеть железных дорог – 27 км/1000 км2. Улучшилось качество технической базы железнодорожного транспорта Беларуси. Автомобильные дороги в Беларуси также характеризуются густой сетью. Автомобильный транспорт занимает второе место после железнодорожного в товарных (24%) и в пассажирских перевозках (32%). Самая большая автострада в Республике – это трасса Брест-Минск-Москва. Эта автострада является единственной в Республике, которая соответствует европейским стандартам. Автомобильным транспортом перевозятся практически все виды товаров, однако, самую большую часть в автомобильных перевозках занимают товары продукции сельского хозяйства, лёгкой промышленности, продовольственные продукты и строительные материалы. Речной транспорт является самым старшим видом транспорта в Беларуси. Главные водные пути – это Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина и Неман. На водных путях Днепровского бассейна реализируется 95% всего речного товарооборота. Первое место в товарообороте занимает порт Брест, второе – Гомель. В товарной структуре речного транспорта преобладает транзит железной руды, которая перевозится с Кривого Рога (Украина) до Польши. Речным транспортом перевозится также уголь, навозы, строительные материалы, минералы. Воздушный транспорт Беларуси является довольно молодым. Главные авиалинии обслуживаются такими самолётами как Як-40, Ту-134, Ту-154. На долю воздушного транспорта приходится около 6,5% всех белорусских пассажирских перевозок. Посредством воздушного транспорта перевозятся товары, которые должны быть доставлены в течение короткого временим (медицинские материалы, почта, продукты, которые быстро портятся). Трубопроводной транспорт является самым молодым видом транспорта в Беларуси. На его долю приходится 49% всех товарных перевозок Республики. Главным образом, посредством трубопроводного транспорта реализируется транзит газа и нефти из России в страны Европы, которые идут через территорию Беларуси.

Кроме товарооборота, большое значение для Беларуси имеют иностранные инвестиции. Из всех форм притока иностранного капитала для белорусской экономики фундаментальную роль играют прямые инвестиции. Самой большой динамикой характеризовались прямые инвестиции во второй половине 90-х годов, что было связано с приватизацией и увеличением притока инвестиций типа greenfield. В ближайшем времени главным элементом притока прямых инвестиций останется приватизация.

Основным законодательным актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Беларуси, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, новая редакция которого вступила в силу в 2005 году. В новой редакции Инвестиционного кодекса предприятия с иностранными инвестициями утрачивают льготы в отношении уплаты налога на прибыль, а в случае внедрения иностранным инвестором новых технологий, ему могут быть предоставлены налоговые, таможенные и другие льготы, на пример освобождение от уплаты налогов на прибыль и таможенных пошлин, снижение ставок налогов на добавленную стоимость. К другой группе законодательных актов относятся нормы гражданского кодекса, право труда, финансовое регулирование, законы и постановления связанные с деятеьлностью внешнеэкономического сотрудничества и органов государственного управления. Беларусь подписала более 40 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами как Польша, Германия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр и другие. Республика Беларусь заключила также 37 договоров об избежании двойного налогообложения (также с Польшей). Беларусь является членом Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, а также Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего Агенства по инвестиционным гарантиям.

По мнению иностранных предпринимателей, главные барьеры в инваестировании В Беларуси это:
• нестабильное законодательство;
• слишком сложная налоговая система, высокие налоговые ставки;
• отсутствие Беларуси в некоторых международных организациях, на пример ВТО.

В целях улучшения инвестиционного климата страны, Правительство Беларуси в 2002 году приняло Национальную программу привлечения инвестиций. В рамках данной программы предусмотрено улучшение общего инвестиционного климата, макроэкономических условий, налоговой системы и законодательства в области приватизации, улучшение условий развития рынка ценных бумаг, уменьшение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. В рамках программы уже были приняты конкретные шаги. В 2003 году уменьшилось количество видов деятельности, которые подлежат лицензированию, до 49 видов (раньше было их 150). В этом же году продлился срок регистрации товарных знаков до 18 месяцев (прошлый срок – 12 месяцев). В 2004 году уменьшилась ставка налога НДС с 20% до 18%. В целях организации постоянного диалога с иностранными инвесторами Правительство Беларуси создало Консультативный совет по иностранным инвестициям. В состав данного совета входят представители органов государственного управления, международных организаций и иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Иностранные члены участвуют в рабочих группах по разработке рекоменд

 

11.Интерес к сфере услуг и к международной торговле услугами возник и начал развиваться в 70-х - начале 80-х годов ХХ века. До этого торгово-политические интересы государств ограничивались, как правило, теми секторами услуг, которые связаны с движением товаров во внешней торговле, в первую очередь с международными морскими перевозками. Большинство видов услуг в международном обороте практически не были представлены.

Но постепенно круг услуг, выходящих на мировую арену, расширялся и в 80-е годы ежегодные темпы роста международной торговли услугами уже опережали темпы роста торговли товарами. Помимо морских перевозок активно начали развиваться такие сектора услуг как банковские услуги, услуги страхования, авиаперевозки, строительство, телекоммуникационные услуги, операции на рынке ценных бумаг, обработка данных и т.д. Международная торговля услугами стала важнейшей сферой торгово-политических интересов.

Этим изменениям способствовали следующие экономические предпосылки:

Во-первых, возросла роль производственных услуг, которые выделились в самостоятельный сектор и стали широко использоваться предприятиями на контрактной основе. Этот процесс иногда называют «экстернализацией» услуг предприятиями обрабатывающей промышленности.

«Экстернализация» услуг – это выделение в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции.

Что относится к производственным услугам? Это:

· проектно-конструкторские разработки,

· подготовка технико-экономического обоснования производства,

· исследование рынка,

· обслуживание вычислительной техники, разработка программного обеспечения и обработка данных,

· бухгалтерский учет,

· консультирование в области управления и оптимизации деятельности предприятия,

· юридическое и логистическое обслуживание и т.д.

(логистика – управление товарными потоками)

Как это выглядит на практике? Например, предприятию выгоднее заказать разработку специального программного обеспечения специализированной фирме, чем содержать собственный штат высококвалифицированных специалистов-информатиков. Или для транспортировки готовой продукции предприятие заключает договор с логистической компанией, вместо того, чтобы развивать свой собственный автомобильный парк. Также, например, широко известна практика, когда один бухгалтер обслуживает несколько небольших фирм на контрактной основе. Таким образом, предприятия перерабатывающей промышленности получили возможность удовлетворять «пиковый» спрос без дополнительного инвестирования и расширения постоянного штата сотрудников, а также выбирать наиболее выгодного поставщика услуг, что позволило существенно сократить производственные издержки.

Во-вторых, резко возросло значение секторов услуг в экономике практически всех стран – как развитых, так и развивающихся. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в различных отраслях экономики. Таблица «Доля занятых по секторам экономики и странам, 1950, 1965 и 1980 гг. (в %%)» [Данилова. ВТО: регулирование торговли услугами].

К началу текущего столетия во многих странах сфера услуг стала преобладать не только численности и доле занятой рабочей силы, причем высокой квалификации, но и в производстве и реализации валового внутреннего продукта. Это явление получило название «сервисная революция» (сервизация), в которой все более усиливается значение информации как услуги и как важнейшего экономического ресурса. посмотреть статистику - [Чернецкий. Ю.А., Мировая экономика, 2009г., с. 41] – проанализировать некоторые данные.

В РФ эволюция сферы услуг происходила медленными темпами. Это было обусловлено многими факторами политического и социально-экономического характера. В условиях административно-командной экономики в России сфера услуг была представлена ограниченным перечнем видов деятельности, находившихся под непосредственным управлением и контролем государства. Сфере услуг отводилось второстепенное место по отношению к приоритетному промышленному производству. Это проявлялось в остаточном принципе финансирования и невысоком уровне профессионализма основной массы занятых работников.

Количественные и качественные преобразования сферы услуг стали возможными после изменения экономической модели РФ, и произошло это в 1990-х годах.

В настоящее время сектор услуг в РФ является важнейшим фактором развития экономики, и на его долю по данным 2003 года приходится около 61% ВВП, при этом доля сельского хозяйства в ВВП составляет всего 5%, а промышленного производства – 34%. [Чернецкий. Ю.А., Мировая экономика, 2009г., с.45 – таблица].

В-третьих, технологическая революция существенно расширила возможности оказания привычных услуг и даже вызвала к жизни ряд новых. Здесь в первую очередь имеется в виду революция в области телекоммуникаций и информатизации. Для оказания многих услуг в режиме реального времени уже не требуется физическое присутствие поставщика и потребителя в одном месте. И круг подобных услуг постоянно расширяется. К таким услугам относятся многие виды финансовых услуг, различные телекоммуникационные и консультационные услуги, электронная торговля. В настоящее время информация, скорость ее получения и соответственно услуги в области информатизации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики.

В-четвертых, технический прогресс приводит к трансформации неконкурентных рынков (естественных монополий) в конкурентные, а это в свою очередь создает предпосылки для выхода на эти рынки иностранных поставщиков услуг. Что имеется здесь в виду под техническим прогрессом: например, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям, или строительство автодорог параллельно железнодорожным и т.д….

В-пятых, во многих секторах услуг, особенно в финансовой сфере, появились крупные транснациональные корпорации. Это с одной стороны результат тех тенденций, которые мы уже рассмотрели, а с другой стороны – еще один фактор, влияющий на развитие международной торговли услугами. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. «За период 1970-1990 гг. доля прямых иностранных инвестиций в секторах услуг увеличилась с 25% до 50-60%. По некоторым оценкам, в настоящее время услуги составляют около 20% общего объема мировой торговли и около 60% в совокупном объеме иностранных инвестиций.» [Данилова, ВТО: регулирование торговли услугами, стр. 7]

Таким образом, к началу ХХI века сфера услуг превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет в среднем от 60% до 80% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости. Характерной особенностью развития мировой экономики на современном этапе являются опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров. [Дюмулен. Международная торговля услугами, 2003, с. 8]

И еще одно важное замечание: развитие мирового рынка услуг потребовало создания адекватной и эффективной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Поэтому, в середине 80-х гг. впервые предметом международных переговоров стал международный обмен услугами. В результате этих переговоров было разработано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС – GATS – The General Agreement on Trade in Services). С января 1995 г. оно действует в составе ВТО.

 

 

Важнейшая особенность постиндустриального общества – переход к экономике нового типа, иногда ее называют информационной экономикой, в которой информация становится не только стратегическим ресурсом, но и потенциальным средством достижения конкурентного преимущества. Владение достоверной и своевременной информацией обеспечивает не только экономические, но и социальные и политические преимущества. Информация стала товаром, а инвестиции в информационную сферу постоянно увеличиваются. Информация в едином мировом экономическом пространстве образует мировые информационные ресурсы, которые в свою очередь определяют мировой рынок информационных услуг. Определим характерные черты мирового рынка информационных услуг:

1. Взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необходима.

2. Информационные агентства предоставляют потребителю информацию в режиме непосредственного доступа – on-line, в режиме off-line, на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций.

3. С помощью мировых телекоммуникационных сетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам мировых информационных ресурсов, т.е. мировые информационные ресурсы образуют единое мировое информационное пространство.

4. Основной объем деловой информации предоставляется потребителю на коммерческой основе.

Что должен знать потребитель, нуждающийся в той или иной информации, о мировом рынке информационных услуг?

· где взять необходимую информацию;

· какова ее цена;

· какие технологии доступа целесообразно использовать;

· как оценить полученную информацию и как ее использовать для решения конкретных задач. Кроме того, возможность непосредственного доступа к информации для потребителя связана с необходимостью иметь компьютер, удовлетворяющий определенным требованиям, и канал доступа в интернет.

 
























































Лекция № 2

Определение услуг

Услуга вообще»

В зарубежной литературе существует большое число определений термина «услуга», однако, ни одно из них не дает исчерпывающего толкования «услуги» как абстрактной категории, то есть «услуги вообще». Это вызвано неоднородностью видов экономической деятельности, составляющей сферу услуг. Банковская деятельность, ремонт квартир, обслуживание клиентов в ресторане, морские перевозки, юридические услуги, рекламная деятельность, и т.д. Тем не менее, в международной торговле всегда существовало общее понимание этого термина: (первый подход) - Услуга – это все, чем торгуют, но не товар, то есть определение строится на противопоставлении терминов «товар» и «услуга».

Журнал «Экономист»: «Услуга – это все чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу»

Услуга Товар
Неосязаема (нематериальна) – нельзя увидеть или пощупать Осязаем – материален
Не может складироваться и храниться Может складироваться и храниться
Недолговечна (мимолетна) Долговечен
Недвижима Движим
Предоставление и потребление совпадают по времени Производство и потребление не совпадают по времени, т.е. потребителю нет необходимости присутствовать при производстве товара.
Результат услуги не может составлять предмет новой сделки Может являться предметом новой сделки
   
   

 

Все эти критерии точно подмечают характерные свойства большинства услуг, но можно найти огромное количество примеров, которые им не соответствуют. Примеры:

· консультационная услуга - подготовка аудиторского заключения, которое фиксируется на бумажном или магнитном носителе. Носитель можно взять в руки, т.е. результат оказания услуги осязаем. Носитель может быть перевезен из одного места в другое, в том числе и за рубеж, следовательно, результат услуги движим. Носитель может храниться, он долговечен.

· услуги парикмахера или актера видимы.

· производство и просмотр телевизионных программ часто не совпадают по времени (если это не прямой эфир), следовательно производство и потребление услуги происходит не одновременно.

· туроператор организует путешествие задолго до того, как последний пользуется результатом этой услуги и т.д.

 

Другой подход к определению «услуги вообще»:

Услуга – это изменение в условиях лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, которое является результатом деятельности какой-либо другой экономической единицы с предварительного согласия первого лица или экономической единицы.

В данном определении акцент делается не на противопоставлении товара и услуги, как ранее, а на критерии «изменения». Кроме того, это определение позволяет разграничить в пространстве и во времени процесс производства и потребления услуги.

Недостатки: целью оказания некоторых услуг является недопущение изменений в состоянии потребителя или заказчика услуги, например, обеспечение безопасности, профилактика заболеваний. В страховании трудно установить связь между оказанием услуг и изменением в условиях их потребителя. Договор заключен, а страховой случай не наступил. Под это определение не попадают и услуги, которыми не торгуют – например, поддержание общественного правопорядка и национальной безопасности, в этом случае не выполняется условие «добровольного соглашения» между поставщиком и потребителем.

К. Марксу при определении понятия «услуга» удалось избежать вышеперечисленных недостатков, но этот результат достигнут ценой еще большего обобщения. Зачитать определение [Данилова, стр. 10 ]

Выводы: попытки определения «услуги вообще» представляют интерес в большей степени теоретический, нежели практический.

Существующие определения в силу их абстрактного характера не могут быть использованы для принятия конкретных торгово-политических решений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...