Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы либерализации обмена на рынке услуг




В современной смешанной экономике рынок услуг находится, с одной стороны, под регулирующим воздействием государства, а с другой - под воздействием процессов либерализации и интеграции в глобальный мировой рынок.

Если государственное регулирование связано с созданием законодательно-правовой основы и установлением определенных правил для хозяйствующих субъектов с учетом интересов общества, потребителей и защиты внутреннего рынка, то либерализация наоборот предлагает ослабление регулирующего воздействия государства, «открытие» внутреннего рынка, предоставление свободы входа на него иностранных предпринимателей, усиление конкуренции за счет появления зарубежных фирм, компаний со смешанным капиталом и управленческим персоналом.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ - постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами.

В более широком смысле под Л.в.т. понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами.

Либерализация – это процесс, обратный процессу государственного регулирования, но в некоторой степени он может рассматриваться и как альтернатива государственному регулированию внутреннего рынка. Либерализация не только открывает дорогу иностранцам на национальный внутренний рынок, но и способствует выходу национальных предпринимателей на мировой рынок, стимулирует возникновение мультинациональных компаний, рост экспорта услуг, что положительно влияет на развитие национальной экономики.

Экономическая либерализация открывает границы национальных рынков, а интеграция товарообменных и финансовых операций и инвестиций способствует глобализации рынков товаров и услуг. Распространение в мировом масштабе потребления фирменных товаров и услуг, сопровождение процессов их реализации и потребления сопутствующим сервисом, использование транснациональных средств рекламы способствует формированию мировых рынков товаров и услуг, росту инвестиций в сервисную инфраструктуру государств.

Либерализация торговли услугами приводит к снижению цен, улучшению качества и разнообразию видов сервиса. Либерализация усиливает конкуренцию, в которую включаются как местные, так и зарубежные поставщики услуг. Эффект от либерализации возрастает, если он к тому же сопровождается привнесением новых технологий и инвестиций.

Наиболее эффективной мерой с точки зрения либерализации считается устранение ограничений доступа на рынок. Но многие развивающиеся страны в процессе перехода к рыночной экономике и защищая интересы предпринимателей своей страны, препятствуют доступу на внутренний рынок новых компаний.

Таким образом, процессы либерализации и государственного регулирования экономики вступают в противоречие, преодоление которого возможно только в процессе многосторонних международных переговоров, например, под эгидой ГАТС.

В ГАТС сформулированы основные принципы регулирования международной торговли услугами на основе честной конкуренции и согласованных правил.

Перечислим эти принципы:

· режим наибольшего благоприятствования – устанавливает равное отношение к услугам и их производителям из разных стран. Исключения ГАТСдопускает прежде всего в случае, если государство – член ВТО не может предоставить такой режим изначально. Через 5 лет исключения подлежат пересмотру, а спустя 10 лет в любом случае отменяются;

· прозрачность регулирования (транспарентность) – каждая страна должна иметь специальную справочную службу, предоставляющую другим страним-участницам ВТО информацию о действующем законодательстве в отношении торговли услугами;

· взаимное признание квалификации поставщиков услуг (сертификатов, лицензий и т.п.);

· правила, регулирующие вопросы, связанные с ограничением конкуренции в сфере услуг;

· обязательства по либерализации рынка услуг, а именно:

o расширение доступа на рынок, т.е. постепенное ослабление ограничений в таких сферах, как доля иностранного участия, открытие местных представительств, количество предоставленных услуг либо осуществляемых операций, численность занятых в секторе либо поставщиков услуг на рынке;

o постепенное продвижение к предоставлению национального режима. В ходе переговоров государства – члены ВТО устанавливают сектора услуг, на которые они согласны распространить этот режим, а так же условия и сроки его введения.

Помимо общих, обязательных для всех государств-членов ВТО положений, ГАТС содержит конкретные Секторальные обязательства отдельных стран по либерализации торговли отдельными группами и видами услуг, закрепленные в специальных перечнях.

Вопросами либерализации торговли занимается не только ВТО, но и ряд других международных и региональных экономических организаций.

Так, например в 2006 г. Европейским парламентом был принят Закон «О либерализации торговли услугами». Важность его обусловлена тем, что в сфере услуг в настоящее время сосредоточено почти 70% всех рабочих мест в Европе.

Первая редакция Закона была представлена в 2004г. и вызвала резкую критику в странах Западной Европы, особенно в Германии и Франции. Их власти настаивали на предъявлении к зарубежным компаниям тех же требований, что и к местным, опасаясь конкуренции на внутренних рынках со стороны компаний из стран Центральной и Восточной Европы – с более низкими налогами и заработной платой. В итоге было решено, что новые правила не будут распространяться пока на целый ряд секторов индустрии услуг, в частности банковский и страховой бизнес, социальные, нотариальные услуги, здравоохранение и общественный транспорт, радио, телевидение, службы безопасности. Кроме того в странах ЕС сохранятся национальные требования продолжительности рабочей недели, минимальной заработной платы, продолжительности ежегодного отпуска, а также права на забастовку и коллективные договоры с работодателями.

Либерализация рынка услуг может иметь не только положительные, но отрицательные последствия для страны. Например, возможно снижение уровня благосостояния малообеспеченных слоев населения вследствие роста цен на некоторые услуги при увеличении их качества (услуги связи, транспорта и т.п.). Рост цен на услуги при снятии ограничений на деятельность частных или иностранных компаний означает прекращение государственной поддержки. Вследствие этого при росте экономической эффективности может ослабляться или утрачиваться социальная справедливость. Эта тенденция проявляется неоднозначно в различных видах услуг. Там, где уровень развития услуги был низок, например услуги телефонной связи в сельской местности, подобное противоречие малоощутимо. Либерализация же финансовых услуг, в том числе банковское кредитование физических лиц, привело к его удорожанию и сокращению доступности.

Кроме того, либерализация неоднозначно воздействует на рынки факторов производства. Эффект перемещения факторов полностью зависит от того, являются они замещающими или дополняющими для услуг на внутреннем рынке. В одних случаях приток капитала и квалифицированных специалистов способен создавать новые рабочие места и рост заработной платы. В других случаях эффект масштаба, обеспечиваемый притоком иностранцев, увеличивает спрос на местную квалифицированную рабочую силу. Не исключены и ситуации, когда появление из-за рубежа новых технологий приводило к сокращению занятости местного населения и росту неквалифицированной безработицы.

Таким образом, при проведении политики либерализации необходимо взвешивать все «за» и «против». Государственное регулирование в условиях либерализации является необходимым и должно проводиться с целью обеспечения потребителей достоверной информацией об услугах, обеспечения всеобщей доступности услуг и т.д.

 11.Международная торговля услугами.

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда. Услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.

Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

Услуга в отличие от вещного продукта труда не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления во времени совпадают. Тем не менее, последствия потребления услуги могут иметь материальный и долговременный характер: груз оказывается перевезенным, информация получена потребителем, связь между партнерами обеспечена и т.д.

Несмотря на всю условность определения понятия, многие услуги особенно в последние десятилетия прошлого века являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса страны.

Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС(генеральное соглашение по торг услугами), включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

· Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

· Услуги связи – 25 видов.

· Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.

· Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

· Общеобразовательные услуги – 5 видов.

· Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

· Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.

· Услуги по охране здоровья – 4 вида.

· Туризм и путешествия – 4 вида.

· Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

· Транспортные услуги – 33 вида.

· Прочие услуги.

Согласно классификации, используемой для статистического учета в Республике Беларусь, основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.

Международная торговля услугами:

- в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями, и требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

-тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг.

-тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...