Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль ВТО в международных экономических отношениях




В настоящее время центральную роль в вопросах многостороннего регулирования международной торговли, а также отдельных, тесно с ней связанных элементов международных экономических отношений играет Всемирная торговая организация (ВТО). Эта организация объединяет 147 государств, доля которых в мировом товарообороте составляет более 96%. Указанная организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994 г. в Марракеше (Марокко) участниками Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проходивших в рамках ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в период с 1986 г. по 1994 г.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. Юридически оно являлось не международной организацией, а лишь временным соглашением. ВТО, которая официально функционирует с 1 января 1995 г., не просто заменила ГАТТ: она является постоянно действующей организацией, налагающей на своих членов определенные юридические обязательства. Хотя необходимо отметить, что правовой базой ВТО является ГАТТ – 1994 (соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.), а также впервые подписанные Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

ВТО является универсальной организацией, решающей глобальные задачи в области международной торговли и смежных секторах экономики. Существенной чертой ВТО является то, что, подобно ГАТТ, она опирается в свое деятельности на принципы недискриминации в торговле, предполагающие, с одной стороны, предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов.

ВТО выполняет следующие основные функции:

· осуществляет административную и организационную деятельность, направленную на обеспечение выполнения многосторонних торговых соглашений, находящихся в компетенции организации;

· выполняет роль форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов;

· содействует разрешению торговых споров, которые могут возникать между членами ВТО;

· осуществляет мониторинг за торговой политикой государств – членов ВТО;

· развивает сотрудничество с другими международными организациями и институтами, вовлеченными в процесс формирования глобальной торговой политики;

· осуществляет наблюдение за состояние мировой торговли и предоставляет необходимые консультации в области управления и регулирования торговли.

В настоящее время деятельность ВТО, помимо реализации ранее заключенных соглашений и договоренностей, нацелена на решение двух основных задач. Во-первых, это содействие «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли». Во-вторых, это расширение областей и форм регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе.

Актуальной задачей ВТО остается прием в члены организации около 30 новых членов, включая Россию и большинство стран СНГ.

Основными условиями для вступления страны в ВТО являются:

· снижение или отмена импортного тарифа для ряда товаров;

· соблюдение норм ВТО при дотировании агропромышленного комплекса;

· отказ от экспортных пошлин;

· допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок.

Центральным элементом стратегии России, направленным на ее интеграцию в международную торговую систему, является решение задачи о присоединении РФ к ВТО в качестве полноправного члена. Сближение России с системой ГАТТ/ВТО уже прошло несколько этапов. В мае 1990 г. Советский Союз получил статус наблюдателя в ГАТТ, а в 1992 г. этот статус перешел к Российской Федерации. В настоящее время Россия ведет интенсивные переговоры с представителями ВТО, а также с заинтересованными странами-членами о конкретных условиях будущего присоединения.

 

Проблемы и перспективы присоединения Беларуси в ВТО

Сложности

Членство в ВТО радикально изменит возможности национальной государственной поддержки села как внутри страны, так и вне ее, вызовет усиление конкуренции.

Если в 2011 г. государственная поддержка АПК составила 7 трлн бел. руб., то со вступлением Беларуси в ВТО её необходимо будет увеличить более чем в 2-3 раза, или довести до $ 1,6-2,5 млрд в год по сравнению с нынешним уровнем. (Уровень государственной поддержки села, соответствующий уровню развитых стран, - порядка $16-18 млрд.) Проблема аграрной сферы Беларуси в том, что уровень поддержки в $ 2,5 млрд у нас никогда не существовал, и даже если предположить срочное удвоение расходов госбюджета на развитие отрасли, становится ясно, что за один год не решить все проблемы в ее развитии. Сельское хозяйство Беларуси всегда имело уровень поддержки в десятки раз более низкий, чем в развитых странах. В результате присоединения к ВТО этот разрыв не будет снижаться. Именно это обусловливает более низкую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в Беларуси по сравнению с развитыми странами - членами ВТО. И это означает, что, когда продовольственный рынок страны откроется для импорта, нашим сельскохозяйственным производителям будет очень сложно конкурировать с зарубежными поставщиками.

Переходный период в 3-5 лет дает производителям сельскохозяйственной продукции страны последнюю возможность повысить конкурентоспособность своих товаров. В ближайшие несколько лет Беларуси предстоит увеличить дотации сельского хозяйства, снизить импортные пошлины на потребительские товары, уменьшить пошлины на тяжёлое оборудование для сельского хозяйства, строительства, науки, а также на фармацевтическую продукцию.

Перспективы

После вступления Беларуси в ВТО возможности для аграрного экспорта страны улучшатся. Перспективы роста мирового спроса на продовольствие - громадные. По данным FAO, в первом квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года цены на кукурузу выросли на 74%, на пшеницу – на 69%, на масло – на 55%, на соевые бобы – на 36%, на говядину – на 30%. По прогнозу OECD – FAAO Agricultural Outlook 2011-2020 гг., в ближайшее десятилетие реальные мировые цены на зерновые возрастут на 20%, на мясо – на 30% по сравнению с уровнем 2001-2010 гг.

Более того, как считают многие ученые мира, к 2030 г. рост среднего класса увеличится на 3 млрд человек, что резко повысит спрос и на продовольствие.

Таким образом, в краткосрочной и долгосрочной перспективах условия для увеличения аграрного экспорта Беларуси при вступлении в ВТО станут более выгодными. Кроме получения непосредственной прибыли, это позволит заметно диверсифицировать структуру экспорта страны.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами Евросоюза и мирового Юга являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Меры защиты

Однако нужно иметь в виду, что Беларуси придётся согласовывать условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на белорусский рынок. Для адаптации соответствующего производства к либерализованному доступу иностранных товаров на белорусский рынок по каждому товару необходимо уже сегодня предусматривать переходный период, который может составить, в зависимости от степени чувствительности производства данного товара к импорту, 5-7 лет.

Для защиты отечественного сельскохозяйственного производства в отношении отдельных товаров нужно предусматривать механизм квотирования.

Нужно думать о сохранении возможности использования комбинированных ставок таможенных пошлин, являющихся как инструментом борьбы с занижением таможенной стоимости при таможенном оформлении внешнеторговых поставок, так и в определенной мере дополнительным средством защиты отечественного рынка от массированных импортных поставок дешевых китайских товаров.

К работе над формированием обязательств по услугам нужно шире привлекать региональные и деловые круги, а управленцам - опираться на результаты аналитических исследований состояния рынка ученых и НИИ регионов.

Для того чтобы выжить в условиях обостряющейся конкуренции на продовольственном рынке Беларуси, все хозяйства и фирмы АПК должны развиваться не по технологическому, а по маркетинговому пути.

На уровне макроэкономики Беларуси необходимо иметь устойчивую аграрную политику: должны быть постоянная поддержка АПК в сфере производства, научном обеспечении исследовательских работ и подготовке высококвалифицированных кадров для аграрной сферы, адресная социальная политика, компенсирующая повышение цен на продовольствие для бедных слоёв населения, должен быть устранен огромный разрыв в уровне доходов и качества жизни между сельским и городским населением.

На первый взгляд, присоединение Беларуси к ВТО не вызовет системных проблем ни в одном из секторов белорусской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас, а в наших регионах таких предприятий немало. Однако при рациональном управлении и ликвидации их посредством модернизации влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и её отдельных отраслей ожидается незначительным.

Отдача от поддержки

В начале 2013 г. в Беларуси вырос импорт по ряду отраслей. В частности, более чем на 40% вырос импорт продовольственных товаров, на 35% непродовольственных. На 25% увеличились закупки сырья, материалов и комплектующих. Этот рост был бы оправданным, если бы возрастали объёмы экспорта. Это говорит о том, что нужно увеличивать наращивание инвестиционного импорта, но только для проведения модернизации производства, создания новых и внедрения высоких технологий, отвечающих мировому уровню.

За 2009-2011 гг. господдержка АПК снизилась на 11%, при этом производство продукции за этот период увеличилось на 30%. Это свидетельствует о том, что вложения государства в развитие АПК дают результат и являются реальным шагом на пути к выходу аграрного сектора страны на самоокупаемость.

При присоединении Беларуси к ВТО господдержка АПК необходима ещё в течение 3-5 лет, но в дальнейшем она будет снижаться. Однако финансирование развития социальной инфраструктуры села следует продолжать поддерживать постоянно.

В связи со вступлением Беларуси в ВТО увеличится и таможенный пропуск автомобилей в три страны Европы (Польша, Литва и Латвия), который сегодня составляет 28 тыс. единиц, а к 2015 г. планируется увеличить пропуск ещё на 10 тыс. единиц.

Реальная борьба на рынках Беларуси только начинается. Открытие белорусских рынков для импорта продукции (товаров и услуг) будет в десятки раз меньше по объёмам, чем в начале 1991-1992 гг.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...