Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные компоненты ТООР




СОДЕРЖАНИЕ


 




Ясюкова Людмила Аполлоновна

Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьни­ков.- СПб.: Речь, 2003. - 384 с.

I5ВN 5-9268-0181-8

Монография основана на эмпирических, лонгитюдных и срезовых иссле­дованиях, проводимых автором в течение последних 15 лет более чем в 30 шко­лах Санкт-Петербурга. В этих исследованиях рассматривалось влияние раз­личных программ и методов обучения на развитие учащихся, изучались возможности оптимизации обучения и развития детей, исходя из их индиви­дуальных особенностей. В монографии излагается опыт применения техноло­гии оптимизации обучения и развития детей, который будет полезен школь­ным психологам, педагогам и заинтересованным родителям.

 

 

ББК 88.8

© Ясюкова Л. А., 2003

© Борозенец П. В., оформление, 2003

© Издательство «Речь», 2003

Г5ВК' 5-9268-0181-8


Введение.................................................................................................................. 5

1. Современная система психологической помощи детям..................... 8

2. Технология оптимизации обучения и развития

школьников (ТООР)..................................................................................... 15

2.1. Структурные компоненты ТООР..................................................... 18

3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной
дисфункцией мозга...................................................................................... 27

3.1. Причины возникновения минимальных мозговых
дисфункций у детей............................................................................. 30

3.2. Характеристика отклонений в развитии и поведении детей
сММД..................................................................................................... 34

3.3. Диагностика минимальных мозговых дисфункций

у детей.................................................................................................... 43

3.4. Типы ММ Д. Диагностические критерии...................................... 49

3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД.......... 64

4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития... 79

4.1. Характеристика требований к психическому развитию
первоклассника.................................................................................... 86

4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе..................... 120

 

4.2.1. Скорость и точность переработки информации........ 125

4.2.2. Зрительно-моторная координация................................ 131

4.2.3. Исследование памяти........................................................ 134

4.2.4. Речевое развитие.............................................. .................. 142

4.2.5. Визуальное мышление...................................................... 148

4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного
мышления.............................................................................. 154

4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование............. 166

4.2.8. Личностные особенности ребенка................................. 171

4.2.9. Особенности эмоциональной сферы детей................. 182

 

5. Изучение и профилактика тревожности учащихся......................... 203

6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе.... 214


 

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся
средней школы.................................................................................. 214

6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований,
необходимых в средней школе..................................................... 219

6.3. Анализ интеллектуального развития учащихся 3-6-х классов
и прогнозирование их дальнейшей обучаемости................... 233

 

6.3.1. Навык чтения и профилактика дисграфии................... 237

6.3.2. Произвольность (или самостоятельность)
мышления.............................................................................. 246

6.3.3. Операциональная структура интеллекта
школьника............................................................................. 248

6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов................ 280

7. Личностное развитие и социализация школьников........................ 294

7.1. Социализация учащихся через творчество.............................. 294

7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся
ДДЮТ.................................................................................................. 298

7.3. Характеристика развития учащихся ДДЮТ.

(за периоде 1997 по 1999 г.).......................................................... 308

8. Особенности интеллектуального и личностного развития
старших подростков................................................................................. 315

8.1. Исследование развития школьников за период обучения

с 8 по 10 класс................................................................................... 316

8.2. Исследование развития школьников за период обучения

с 7 по 9 класс..................................................................................... 326

Литература........................................................................................................ 347

Приложения....................................................................................................... 352
















ВВЕДЕНИЕ

Говоря о затянувшемся в нашей стране социально-экономическом кризисе, мы обычно имеем в виду экономический аспект проблемы и реже задумываемся о тяжести социальных последствий. Фокусируясь на экономике, мы не учитываем специфику социальных проблем, которые для своего решения нередко не требуют дополнительных финансовых вложений, а устраняются с помощью организационно-правового урегулирования.

Сказывается и привычка недооценивать роль социальных факторов. Нельзя забывать, что они могут привести к такому кардинальному именению ситуации, при котором какие-либо позитивные экономические преобразования окажутся вообще невозможными. В истории нашего государства такие прецеденты уже были (например, в 1917 году). Именно поэтому нельзя далее откладывать решение проблем, возникших сегодня в области воспитания и образования подрастающих поколений. Следует осознать: промедлением мы ставим под угрозу будущее нашего государства.

Нарастающее неблагополучие в области воспитания и образования детей сегодня ощущается всеми. Педагоги, медики, психологи давно уже бьют тревогу, и их призывы не остаются без внимания. Разрабатываются различные программы по оказанию помощи детям с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации. Открываются специальные детские сады, предназначенные для детей с отклонениями и задержками в психическом развитии. Растет число вспомогательных школ, классов выравнивания и педагогической поддержки, в которых используются специальные программы коррекции развития и обучения «проблемных» детей. Создана сеть специальных психолого-медико-социальных центров сопровождения развития ребенка, укомплектованных большим штатом специалистов разного профиля. Основной задачей таких центров является оказание квалифицированной помощи детям, родителям, педагогам.

Какова эффективность предпринятых мер? Статистика последних лет свидетельствует, что, несмотря на все усилия, число «проблемных» (неуспевающих, дезадаптпвных, девиантных) детей растет. Сегодня по скорректированным (облегченным и растянутым во времени) школь­ным программам обучается намного больше детей, чем 15-20 лет назад. Происходит негласное снижение уровня образовательных стандартов. Оценка качества знании показывает, что до 30% учащихся средней шко

5

лы не умеют читать и более 60% фактически неграмотны. В результате возникают самые разнообразные проблемы в обучении, а далее и в по­ведении и в социальной адаптации ученика в целом. Сегодня около половины школьников, несмотря на все усилия, не осваивают даже начальной общеобразовательной программы. Значительное снижение уровня образованности и культуры подрастающих поколений, по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, вполне очевидно.

Известно, что за экономическими и социальными сдвигами закономерно следуют определенные изменения и в психологии людей, которые с течением времени становятся необратимыми, а молодые поколения как бы сразу вырастают «другими». Однако прогрессирующее осложнение ситуации в образовании вызвано не только тем, что экономический кризис обострил семейные проблемы и другими стали дети, но и тем, что при этом не изменились программы и методы обучения (которые сложились к началу 80-х годов прошлого века). Растет несоответствие, разрыв между психологическими особенностями, которые свойственны детям, приходящим сегодня в школу, и теми требованиями, которые школа предъявляет к их психологическим характеристикам. Мы уже привыкли говорить о детях, не готовых к школе и не способных к обучению. Хотя правильнее было бы сказать, что школа потеряла способность обучать детей и тем самым перестала выполнять свою функцию.

Практические психологи, работающие в школах и семейном консультировании, искренне стараются выправить положение. Однако следует признать, что складывающаяся система психологической помощи детям явно неудовлетворительна, так как не способна даже стабилизировать ситуацию. Гуманистическое принятие проблемных детей и забота в первую очередь об оказании им практической помощи в адаптации уводят от анализа объективных причин, которые порождают детские проблемы и делают эту помощь необходимой. Объяснение современной критической ситуации в образовании ухудшением условий жизни — это не понимание причин, а отговорка, оправдывающая неумение разобраться в проблеме и найти пути ее решения.

Не претендуя на полноту освещения вопроса, мы предлагаем вниманию читателей изложение результатов наших исследований, которые позволили выделить ряд объективных причин, порождающих типичные отклонения в развитии современных детей, приводящие в дальнейшем к школьной дезадаптации и неуспеваемости. Также мы предлагаем социальную технологию, которая позволяет предупреждать отклонения в


Введение

развитии и не допускать проблем в период обучения ребенка в школе. Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) создавалась на основе многолетней (с начала 80-х годов) практической работы автора в школах и к середине 90-х годов обрела ту форму, в кото­рой в основном используется в настоящее время. Первые две ступени ТООР («Методика определения готовности к школе», «Прогноз и про­филактика проблем обучения в 3-6 классах»), а также сквозная технология работы с «гиперактивными» детьми («Оптимизация обучения и развития детей с ММД») опубликованы как методический инструментарий фирмой ИМАТОН и широко используются во многих школах России и ближнего зарубежья. Третья ступень технологии, направленная на оптимизацию работы с учащимися 7-11-х классов, готовится к выпуску. В полном объеме ТООР используется автором в базовых шко­лах с 1992 года, а с 1997 года на нее полностью перешли психологи ПМСЦ Невского района Санкт-Петербурга. Более чем десятилетний опыт работы показал, что ее использование позволяет значительно снизить процент неуспевающих и дезадаптивных учащихся, сократить объем коррекционной работы, во многом предупредить девиацию подростков, а также помогает «открывать» одаренных детей и помогать реализации их способностей. В монографии излагается опыт применения ТООР, который будет полезен школьным психологам, педагогам и заинтересованным родителям.


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Современная система психологической помощи детям основывается на создании бесплатных государственных консультативных центров на базе детских садов, школ и РУО, а также коммерческих психологических учреждений различного профиля. К настоящему времени практически во всех городах России уже имеется сеть психологических служб, в которых работают специалисты различных профилей (психо­логи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги), однако ситуация в школах продолжает ухудшаться. Возможны два альтернативных объяснения тому, что число детей, нуждающихся в психологической помощи постоянно растет, несмотря на стремительное расширение сети услуг, оказывающих коррекционно-развивающую и консультативную помощь.

Во-первых, в настоящее время из-за сложной социально-экономической ситуации невозможно достичь большего, необходимо просто продолжать работать в этом же направлении.

Во-вторых, сама складывающаяся система по оказанию психолого-педагогической помощи детям имеет существенные недостатки, которыми и объясняется ее невысокая эффективность.

Первый вариант объяснения представляется самоочевидным, но мы рассмотрим второй. Теоретические установки, на которых основывается современная система работы с детьми, достаточно просты, соответствуют традициям гуманистической психологии и могут быть сформулированы следующим образом. Все люди от природы разные, но все имеют право на достойную жизнь. Роль психолога в том, чтобы помочь каждому найти свое место в мире. Как ни парадоксально, но именно последовательное проведение гуманистического подхода, с позиций которого следует принимать детей такими, какие они есть, и помогать им адаптироваться и социализироваться, исходя из их возможностей, не позволяет работать на предупреждение проблем в развитии и обучении.

Во-первых, когда индивидуально-психологические особенности понимаются как природно обусловленные, различные уровни их выраженности воспринимаются как данность, из которой надо исходить при определении доступных ребенку сфер деятельности и степени сложности учебных программ. Диагностика проводится для оценки уровня


Современная система психологической помощи детям

интеллекта (в сравнении с возрастной нормой), выяснение причин, которые могут пока блокировать его развитие, не планируется, также не ставятся цели формирования и развития. На практике если диагностика подтверждает предположение о сниженном интеллекте, то происходит так называемая «коррекция» учебной программы (т. е. перевод ребенка в класс педподдержки или во вспомогательную школу), а основной целью психологической помощи становится адаптация ребенка к тому положению, которое он может занять, и оказание помощи в освоении соответствующих более простых учебных программ и социальных ролей.

В этой ситуации психолог работает обычно с эмоционально-личностными проблемами, и нормализация поведения достигается за счет того, что ребенок находит замещающие виды деятельности, снижая общий уровень притязаний, смиряясь с невысокой школьной успеваемостью и переходом в коррекционные или вспомогательные классы. Психолог, работающий комплексно, старается также скорректировать установки родителей и тем самым целостно адаптирует ребенка к его «новому», сниженному статусу, окончательно закрепляя направление его интеллектуальной деградации.

Наша многолетняя практическая работа в школе показывает, что многие осложнения в обучении являются следствием интеллектуальной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка, при которой в процессе обучения в школе может происходить торможение формирования высших форм мышления. Эмоционально-личностные отклонения в его развитии обычно, бывают вторичны, представляют собой реакцию ребенка на неудачи и трудности в учебе, на критику со стороны родителей и педагогов.

Рассмотрим достаточно типичный пример интеллектуальной дисгармоничности, когда наблюдается абсолютное доминирование той или иной репрезентативной системы (по Р. Бэндлеру и Дж. Гриндеру). Известно, форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе, ребенок ее не воспринимает и не обучается. Наиболее распространенный сегодня в начальной школе фонематический метод обуче­ния чтению Д. Б. Эльконина доступен только для аудиалов и детей смешанного аудиально-визуального типа, но затрудняет процесс обучения всех остальных детей, приводя к дислексии и дисграфии. Отсутствие какого-либо дальнейшего продвижения в учебе тормозит интеллектуальное развитие настолько, что дети оказываются во вспомогательных школах. Для визуалов оказывается идеальной программа Н. А. Зайце-


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

ва, которая не годится для остальных детей и непонятна большинству учителей начальной школы, так как среди них больше всего аудиалов. Ни одна из существующих систем или программ не дает возможности обучаться детям-кинестетикам, после того как в середине 80-х годов окончательно отказались от технологии преподавания, разработанной П. Я. Гальпериным и названной поэтапным формированием умственных действий. Как правило, кинестетиков сразу относят к умственно отста­лым, часто — несмотря на мануальную и двигательную талантливость. Их обычно отправляют в коррекционные классы или вспомогательные школы, где развитие детей окончательно тормозится.

Проводимое нами комплексное психологическое обследование детей перед поступлением в школу позволяет получить полное представление о структуре интеллекта и дать родителям рекомендации об оптимальных учебных программах. Также мы рассказываем как сформировать у кинестетиков и визуалов аудиальную систему доступа, чтобы вообще снять зависимость от специфичных методов преподавания.

Массовая диагностика старших дошкольников — младших школьников (около 3000 человек) показывает, что детское развитие, как правило, дисгармонично, т. е. обучение объективно проблемно, гармоничность же — явление исключительно редкое. С другой стороны, мы убедились, что в период обучения ребенка в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и легко достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает уже очень трудно. Напротив, когда учеба налаживается, ребенок становится успешен в ведущей деятельности, эмоционально-личностные проблемы «исчезают» сами и поведение нормализуется. При этом ребенок сохраняет свой статус, уровень притязаний и уверенность в себе, нормализуется и семейная ситуация.

Во-вторых, если все усилия сосредоточиваются на оказании практической помощи в адаптации ребенка посредством коррекции, исправления отклоняющихся характеристик, то работа ведется фактически со следствиями, не затрагивая объективных глубинных причин нарушений. При этом психодиагностика используется для подтверждения (реже — для опровержения) педагогического диагноза. Психолог убеждается, что ребенок, например, невнимателен (агрессивен и пр.) и приступает к коррекционной работе по соответствующим программам. Однако нередко внешне однотипное проблемное поведение или низкий уровень того или иного психического процесса имеют существенно различные внутренние причины, требующие иногда прямо противополож

10


Современная система психологической помощи детям

ных методов работы. Например, если ребенок из урока в урок не отвечает на вопросы учителя, то причин такого поведения может быть более десяти и, следовательно, — столько же вариантов работы с ребенком и рекомендаций для учителя. Если молчание связано с ограниченным объемом слуховой памяти, то ребенку необходимо 2-3 раза повторять вопрос, если с ригидностью нервной системы — повторять вопросы нельзя ни в коем случае. Только глубокая комплексная диагностика может предупредить ошибочные выводы. Например, причинами фактической невнимательности, которая будет подтверждаться и тестированием, могут быть сохранение инфантильных установок, сниженная мотивация, наличие элементов аутизма в поведении — при этом само внимание как психический процесс может быть полностью сформировано. Напротив, при ММД невнимательность вызвана несформированностью самого психического процесса. Однако, ни в том, ни в другом случае стандартные программы развития и тренировки внимания ничего не дадут, так как в первом случае надо работать не с процессом внимания, а с личностью, а во втором — лечить или ждать физиологической компенсации ММД.

Психологическая диагностика абсолютно необходима и в тех ситуациях, когда психологов привлекать не принято. Например, когда педагог и логопед делают заключение о наличии у ребенка дислексии и дисграфии. Наша практика показывает, что сегодня значительный процент детей, отправляемых на логопедическую коррекцию, вообще не имеют проблем в звукопроизношении и построении речи. Многие из них просто не смогли обучаться по программе Д. Б. Эльконина, так как являются крайними визуалами или кинестетиками. Довольно значителен про­цент детей (до 30% первоклассников), у которых еще не сформирована зрительно-моторная координация вследствие остаточной ММД или теменно-височных патологий. Пока физиологические и органические причины не преодолеются, эти дети будут делать ошибки, по которым их станут квалифицировать как дисграфиков. «Дисграфиками» и «дислексиками» становились практически все дети, которые пришли в шко­лу, не зная алфавита, так как оказывались не в состоянии осваивать программу с той скоростью, которая ею предусмотрена. Переход на всеобщее четырехлетнее начальное обучение (вместо трехлетнего), возможно, несколько улучшит ситуацию, предоставляя учащимся больше времени на освоение навыков письма и чтения.

Сейчас как никогда нужно вспомнить доказанное еще в начале XX века положение о том, что при обучении навык чтения должен предше-

11


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

ствовать навыку письма. В условиях трехлетнего начального образо­вания большинству детей приходилось в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При таком обучении неизбежно нарушается формирование обоих навыков. Далее приходится бороться и с дислексией, и с дисграфией. Однако, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети ' по вполне понятным причинам попадают во вспомогательные шко­лы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и остается

При логопедической коррекции дислексии, когда усиленно тренируется звукослияние, полноценный навык чтения часто не формируется, а развивается «озвучивание без понимания». При этом дети обучаются бегло озвучивать тексты, считается, что читать они умеют. Но книг они не читают, так как плохо понимают прочитанное. Естественно, такие дети имеют много проблем по всем предметам и приобретают стойкую дисграфию, так как без беглого осмысленного чтения грамотность недостижима. И никакие усиленные занятия русским языком, зубрежка правил, переписывание текстов, дополненные развивающими психологическими программами (пальцевая гимнастика, тренинг внимания и пр.), не помогают. Причина неграмотности в неполноценном навыке чтения, который может сохраняться вплоть до 8-9 класса (и на всю жизнь). Приведенный в I ступени ТООР тест навыка чтения можно использовать не только для второклассников. Он способен диагностировать неполноценность навыка чтения и позволяет понять причину безграмотности школьников в любом возрасте.

Объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку, оказывается особо важной, так как неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию: закрепляют нарушения и приводят к задержке психического развития в целом.

В-третьих, несмотря на то, что правильное понимание причин позволяет индивидуализировать коррекционную работу с учащимися, на предупреждение проблем сегодня практически никто не работает. Про­филактика только декларируется. Ни один ПМС-центр сопровождения развития ребенка, или любой другой консультативный центр, или центр помощи семье не в состоянии сегодня работать на предупреждение проблем в обучении и развитии детей. В работе всех существующих центров помощи детям есть один «дефект», который не позволяет специалистам заниматься профилактикой. Он заключается в самом принципе,


Современная система психологической помощи детям_____

который положен в основу их работы, — принципе работы по обращениям. Специалисты начинают оказывать помощь только тогда, когда к ним за помощью обращаются.

Вполне естественно, что родители, педагоги, старшеклассники обращаются за помощью к психологу тогда, когда появляется проблема, они сами не могут с ней справиться. Специалистам всегда приходится иметь дело с достаточно запущенной ситуацией, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно О какой профилактической работе тут может идти речь! Разве что о профилактике отклоняющегося поведения и преступности, но не о предупреждении проблем в обучении и развитии детей.

Но ведь известно, что проблема возникает не вдруг, всегда существует латентный период, когда ее наличие еще не нарушает жизнедеятельности ребенка. Проведенные нами сравнительные лонгитюдные исследования нормального и осложненного развития детей позволили выделить предпосылки (интеллектуальные, эмоционально-личностные, нейродинамические), наличие которых выступает в дальнейшем причиной появления проблем в обучении, поведении и общении. Анализ показал, что «вызревание» проблем подчинено определенным закономерностям. Изучение этих закономерностей позволило найти оптимальные методы своевременного вмешательства. До тех пор, пока латентная проблема не стала явной, вмешательство, предупреждающее ее появление, не требует специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Избежать осложнений можно, дав родителям и педагогам рекомендации, на что обратить внимание в процессе обучения ребенка или как частично реорганизовать этот процесс. Многие из этих рекомендаций изложены в методических пособиях к I и II ступеням ТООР. Обычно их выполнение не требует никаких особых усилий, вполне понятно и доступно и самому ребенку, так как чаще они ограничиваются некоторыми изменениями в способе выполнения домашних заданий.

Например, при слабом развитии структурного визуального мышления (это часто характерно для аудиалов и кинестетиков) заучивание таблицы сложения в первом классе не формирует предпосылок для лучшего усвоения таблицы умножения в дальнейшем обучении. Программа по математике первого класса не вызывает у этих детей никаких трудностей, и родители поэтому не склонны реагировать на предупреждения психолога. Но со второго класса начинаются непреодолимые трудности, таблица умножения не заучивается, успеваемость резко снижается, а далее может тормозиться и общее интеллектуальное раз-


 


12


13


 

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

витие. Мы предлагаем таким детям еще в первом классе различные упражнения на устный счет, которые помогают сформировать внутренне «мысленное» представительство числового поля, необходимое для усвоения таблицы умножения. К концу второго класса такую перестройку в мышлении произвести уже несколько сложнее.

Стандартные проблемы в обучении возникают у детей с сильной памятью, но с недостаточно развитым мышлением. В начальной школе они не имеют особых проблем, могут учиться и на отлично. Трудности их ожидают в средней школе, когда нужно думать и понимать. Основной проблемой становятся уроки физики и математики. Но даже с историей или биологией может быть не все гладко. Такие дети легко пересказывают материал, но при ответах на вопросы, требующих анализа, они могут испытывать серьезные затруднения. Все это можно выправить еще и в 5-6-х классах, но лучше начинать с первого дня прихода ребенка в школу. Метод работы простой: не давать ребенку буквально пересказывать материал. Предлагать ему отвечать на вопросы своими словами и не последовательно по тексту, а вразбивку. Обучать ребенка формулировать основной смысл целого отрывка одним предложением, передавать смысл предложения, заменяя при этом слова. То есть приучать его сначала осмысливать, а потом уже запоминать информацию. Если ребенок изначально настроен на запоминание, старается сразу заучить информацию, то мышление остается невостребованным.

Самое важное заключается в том, чтобы вовремя обнаружить предпосылки зарождения проблемы, провести психологическое обследование тогда, когда ни родители, ни педагоги еще не видят в этом никакой необходимости. Для этого нужно ввести в практику периодические профилактические массовые тестирования, чтобы любой ребенок, хотя бы один раз в два года проходил стандартное комплексное психологическое обследование. Необходимо преодолевать предубеждения против массовых тестирований, так как только с их помощью возможно «захватить» проблему на этапе ее зарождения и предупредить ее появление.

Мы понимаем, что ребенка, как и взрослого человека, не избавить от всех проблем. Неизвестно, с чем он может столкнуться: жизненный путь уникален. Поэтому индивидуальные обращения за помощью и индивидуальная работа с пациентом будут всегда. Но от проблем в стандартной _ деятельности, какой является обучение в школе, избавить можно любого ребенка. Смысл профилактической работы в том и состоит, чтобы не давать возникать типичным проблемам в стандартных ситуациях адаптации, обучения, профессиональном самоопределении, общении и пр.

14


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

Определенная сложность заключается в том, что для проведения профилактических массовых обследований нужна стандартная техно­логия группового тестирования, позволяющая применять технические средства. Традиционная форма индивидуальной работы психолога с клиентом исключительно трудоемка и не дает возможности проводить массовые обследования, следовательно, и профилактику. Экспресс-методы, обеспечивая охват, не обеспечивают качества.

Однако мы считаем, что будущее за комплексными диагностическими технологиями. В этом убеждает собственный опыт: разработанная нами система групповой диагностики, положенная в основу технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, позволяет решать многие вышеописанные проблемы. Ее эффективность доказана более чем десятилетним использованием в различных школах не только Санкт-Петербурга, но и других городов России. Она ощутима с первого же года использования, так как благодаря профилактической работе и вовремя оказанной помощи значительно снижается процент неуспевающих и дезадаптивных детей, а также оказывается возможным выявление одаренных детей и оптимизация их развития.

Отношение к психодиагностике сегодня двоякое: многие видят в ней только средство селекции и поэтому особо опасаются массовых обследований, не понимая, что без нее профилактика и предупреждение проблем в развитии и обучении детей практически невозможны. Психодиагностика работает на цель, а цель определяется общепсихологической позицией того, кто ее использует в своей работе.













ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ШКОЛЬНИКОВ (ТООР)

Проводимая нами массовая диагностика старших дошкольников — младших школьников (около 3000 человек) показывает, что детское развитие, как правило, дисгармонично, т. е. обучение объективно проблемно, гармоничность же — явление исключительно редкое. Однако

15


 


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

мы убедились, что в период обучения ребенка в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и легко достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает гораздо сложнее. Поэтому особое внимание мы уделяем работе с учащимися 1-3-х классов, полное профилактическое обследование которых является обязательным начальным этапом запуска ТООР.

Функционирование ТООР обеспечивает решение следующих задач:

• сохранение нервно-психического здоровья детей;

• предупреждение отклонений в развитии и задержки психического развития;

• оптимизацию школьной адаптации;

• профилактику проблем в обучении;

• гармонизацию интеллектуального и личностного развития учащихся;

• выявление детей, имеющих те или иные специальные способности;

• сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей;

• первичное профессиональное самоопределение школьников.

В настоящее время сочетание высокого интеллекта, творческих способностей, разностороннего и гармоничного личностного развития — редкое явление. Особенности развития ребенка определяются образом жизни семьи, но редкие семьи могут создать своим детям все необходимые условия. Обычно избирательность, те или иные предпочтения в воспитании связаны с культурными традициями, представлениями о жизненных ценностях и увлечениями родителей. Ограничения нередко диктуются финансово-экономическими возможностями и социальным положением. Семьи существенно различаются по культурно-интеллектуальному уровню и характеру внутренних взаимоотношений, используемым стилям воспитания, интенсивности вербального общения с детьми, открытости в проявлении эмоций и многими другими особенностями психологического микроклимата, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка и его способностей.

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую (даже в лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически нереализуемым. Стандартность требований заложена в единой для всего


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

класса программе обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки также едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины.

Мы не обсуждаем здесь рациональность режима, обоснованность предъявляемых требований и объективность критериев, качество программ и методов обучения. Все это может в определенной степени варьироваться в зависимости от школы, класса, личности учителя. Важен тот факт, что очень разные дети, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированное начальных школьных навыков.

Проведение комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполнение которых позволяет избегать осложнений в обучении и развитии.

Существуют индивидуально-психологические особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но проблемы в обучении при отсутствии профилактики порождают с первого дня прихода в школу. К ним относятся:

• сниженный уровень интеллекта ребенка («субнорма»), характеризующийся отсутствием зачатков понятийного мышления;

• резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточнымразвитием его вербальных подструктур (крайние «визуалы» и «кинестетики»);

• наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности и пр.);

• неврологические осложнения, легкая органика, функциональныенарушения в работе головного мозга;

• недостатки психомоторного развития и зрительно-моторной координации.

Можно выделить несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует проводить психологическое обследование детей, поступивших в первые классы:

1. Соответствие нервно-психического и общесоматического состояния здоровья общему режиму обучения.


 


16


17


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

2. Соответствие структурно-уровневых характеристик интеллекта первоклассника типу учебной программы.

3. Соответствие дошкольной подготовки ребенка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.

4. Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребенка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.

5. Соответствие коммуникативного опыта ребенка требованиям группового взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребенку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Основной целью системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития каждого учащегося школы исходя из его индивидуальности. Ее методологической базой является концепция психического развития ребенка, разработанная школой Л. С. Выготского.









Структурные компоненты ТООР

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в рамках ТООР выведено на уровень социальной технологии, в которой последовательно реализуется ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы. Эти этапы являются структурными элементами социальной технологии и могут быть охарактеризованы как:

• диагностический;

• аналитический;

• прогностический;

• информационный;

• обучающий;

• консультационный;

• коррекционно-развивающий.

Для реализации диагностического этапа разработан единый методический комплекс, используемый для обследования учащихся с 1-го по 11-й классы. Диагностический комплекс состоит из классических (адаптированных) и авторских методик, позволяющих количественно и ка-


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

чественно оценить более 100 показателей, характеризующих индиви­дуальность ребенка. Он имеет три модификации, используемые при тестировании учащихся 1-2-х, 3-6-х, 7-11-х классов. Между тремя сту­пенями единого методического комплекса (отражающими три каче­ственно своеобразных этапа развития) сохраняется полная преемствен­ность, обеспечивающая возможность сравнения и прослеживания развития каждого психического свойства учащихся за весь период их обучения в школе с 1-го по 11-й класс.

Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры группового тестирования, в которой оптимизированы:

• последовательность предъявления методик (с учетом их сложности, утомляемости и пр.);

• время работы и отдыха, вписывающееся в периодичность школьных уроков-перемен;

• форма предъявления тестов (стимульный материал);

• форма ответов (на стандартных бланках, удобных для последующей компьютерной обработки);

• инструкции и примеры, обеспечивающие понимание заданий и качество групповой работы.

Преимущество разработанной технологии группового тестирования в том, что посредством одновременного (в течение 4-5 уроков) обследования всего класса (30-40 человек) по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи: обеспечить массовость обследования; получить углубленные, многоплановые сведения об индивидуально-психологических особенностях каждого учащегося.                                                                           1

С целью реализации аналитического этапа разработана система критериальных нормативов для каждого показателя используемых методик, которая позволяет оценить достигнутый ребенком уровень развития и степень гармоничности-дисгармоничности развития. В каждом показателе рассчитаны количественные значения для пяти качественно различных уровней или зон развития. Требующие интеллектуальных тестов выделяют следующие зоны:

• «патологии», некоторой задержки в интеллектуальном развитии, причинами которой являются нарушения или отклонения анатомо-физиологического характера, требующие медицинского вмешательства;

• слабого уровня развития способностей, явный их недостаток, ственно осложнять обучение ребенка по определенным предметам школьного цикла;


 


18


19


 


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

среднего уровня, свидетельствующего о начальной стадии формирования той или иной необходимой для обучения в школе интеллектуальной операции;

• хорошего уровня или наличия задатков к определенным видам интеллектуальной деятельности;

• высокого уровня или талантливости.

Для показателей личностных тестов это четыре зоны:

• слабой выраженности какого-либо свойства, манеры поведения, нехарактерной для ребенка;

• среднего уровня выраженности свойства, форм реагирования, которые в основном характерны для поведения ребенка;

• хорошего или оптимального уровня выраженности данного свойства, способов реагирования, которые типичны для данного ребенка;

• высокого уровня или излишне сильного, демонстрируемого «напоказ», гипертрофированного проявления какого-либо свойства.

Для тестов креативности разработаны также четыре зоны, характеризующие проявление творческих способностей как слабое (полное отсутствие), среднее (имеется некоторая основа для их развития), хорошее (творческие задатки уже сформированы и могут проявляться в деятельности ребенка) и высокий творческий потенциал.

Сравнение индивидуальных данных с нормативами позволяет оценить:

1. Структуру интеллектуальных способностей, тип интеллекта ребенка.

2. Наличие и характер отклонений, осложнений в развитии, возможности компенсации.

3. Возможности ребенка в усвоении различных предметов школьного цикла.

4. Творческий потенциал.

5. Особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационной
сфер. (Особое внимание уделяется личностным особенностям, которые могут осложнять процесс обучения: повышенные тревожность, впечатлительность, недостаточность волевого самоуправления, завышенная или заниженная самооценка и пр.)

6. Стрессоустойчивость, адаптивность, способ взаимоотношения с окружающими, положение в коллективе.

7. Наличие задатков для дальнейшей специализации обучения последующим направлениям:


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

- математика и программирование;

- экономика и финансы;                                 .

- физико-математические науки;

- естественные науки;

- гуманитарные науки;

- общественные науки;

- иностранные языки;

- инженерно-конструкторская деятельность; -

предпринимательская деятельность;

-медицина;

- педагогика.

Технологичность в реализации аналитического этапа обеспечивается применением компьютерной обработки данных тестирования (так как полностью стандартизована форма ответов) и компьютерного анализа (поскольку разработаны количественные значения, характеризующие каждую зону развития).

Для реализации прогностического этапа используются модели интеллектуального и личностного развития, разработанные на базе лонгитюдных исследований, в которых учитывается достигнутый уровень, степень гармоничности или профиль и тип ядерных или центральных интеллектуальных и личностных характеристик. Использование прогностических моделей позволяет предсказать:

• направление развития интеллекта и личности ребенка (перспективы и осложнения);

• потенциал развития (возможный уровень и условия его достижения);

• успеваемость по различным предметам школьного цикла (возможности, осложнения, их причины и способы преодоления);

• характер взаимоотношений с окружающими.

Технологичность прогностического этапа достигается за счет использования в моделях развития структурного принципа корреляционных плеяд, в которых графически представлены ядерные и периферические характеристики, их взаимосвязи и тенденции развития в зависимости от количественной выраженности (или силы) ядерных свойств.

Для реализации информационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых индивидуальных характеристик. Характеристика компонуется из отдельных стандартных блоков, количество которых, а также набор входящих в каждый блок свойств может варьироваться, сокращаться или расширяться в зависимости от того, что


 


20


21


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)


 


является наиболее важным (или не столь существенным) на данном этапе развития, обучения или в соответствии с запросом педагогов, родителей, учащихся. Для составления индивидуально-психологической характеристики учащегося используются: нейродинамические и психофизиологические особенности; интеллектуальные способности; творческие способности; профессиональные способности; индивидуально-личностные особенности; социально-психологические характеристики.

Технологичность информационного этапа обеспечивается за счет разработанного стандартного типового варианта характеристики (Приложение 4) и нескольких его модификаций, которые могут быть составлены с использованием компьютера. Единство методического обеспечения делает возможным формирование и ведение базы данных (предусмотрены компьютерный и табличный варианты), что позволяет не только хранить информацию и извлекать ее в том или ином требуемом варианте, но и использовать ее в педагогическом или научном анализе. В частности, использование методов статистического анализа позволяет получить общую характеристику класса, сравнить классы между собой, проследить динамику развития конкретного ученика за любой период обучения в школе, оценить эффективность тех или иных программ обучения или отдельных коррекционных воздействий на развитие детей.

Обучающий этап реализуется в групповом варианте посредством проведения классных собраний учащихся, родительских собраний и «малых педсоветов» с педагогами и администрацией школы. В процессе разъяснения принципа работы с имеющейся у каждого собственной (или своего ребенка) индивидуальной психологической характеристикой или таблицей-характеристикой всего класса (Приложения 5,6) про­исходит передача психологических знаний и обучение самостоятельному их использованию.

Подобное обучение детей, родителей и педагогов возможно, поскольку в процессе групповой беседы:

• объясняется содержание психологических показателей, используемых в характеристике, разносторонне описываются различные интеллектуальные и личностные свойства;

• объясняется их роль в личной жизни человека на различных ее тапах, в построении взаимоотношений с другими людьми, в различных видах учебной и профессиональной деятельности;

• даются рекомендации, разъясняются конкретные методы развития различных свойств и способностей;


 

• описываются проблемы, с которыми может столкнуться сам ребенок, его родители или педагоги в зависимости от степени выраженности у ребенка тех или иных свойств;

• разбираются типичные для данного возраста и этапа обучения проблемы в освоении предметов школьного цикла и во взаимоотношениях с одногодками и со взрослыми;

• излагаются методы предупреждения учебных проблем или коррекции нежелательного поведения, которые могут использоваться самими учащимися, родителями, педагогами.

Проводимые групповые беседы способствуют:

• развитию самоанализа, самосознания, самоуправления учащихся, ориентации их на самосовершенствование;

• более глубокому пониманию родителями своих детей, налаживанию взаимоотношений с ними, оказанию реальной помощи детям в обучении и развитии;

• индивидуализации обучения и воспитания учащихся и одновременно оптимизации работы учителя с целым классом на базе предоставляемых характеристик классных коллективов.

Технологичность обучающего этапа реализуется за счет разработан­ных 40-60-минутных (по необходимости — и более длительных) собраний-бесед для учащихся с 7-го по 11-й класс, для родителей и учителей с 1-го по 11-й класс, единых структурно, но специализированных по содержанию для каждой возрастной группы детей и категории взрослых слушателей.

Ежегодное проведение собраний по итогам тестирования приучает детей, родителей и учителей анализировать изменения, оценивать результаты и работать над развитием.

В рамках информационного этапа реализуется и просветительско-педагогическая работа с учителями и родителями посредством лекций по проблемам возрастной психологии.

Консультационный этап наиболее индивидуализирован по содержа­нию реализуемой деятельности, хотя в нем максимально используются результаты всех предыдущих этапов, особенно диагностического. В рамках консультационного этапа осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем ребенка, семейных проблем и межличностных проблем, возникающих между учителем и конкретным учеником, а также во взаимоотношениях между учащимися. На данном этапе естественно дополнительное применение специализированных (часто проективных) методик в соответствии с индивидуальным запро-


 


22


23


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

сом и темой консультирования. Консультирование осуществляется по мере обращения.

В реализации коррекционно-развивающего этапа акцент делается на развитии, уменьшая потребность в коррекции. Кроме того, работа всей системы направлена на профилактику, предупреждение осложнений и отклонений в развитии. Ее функционирование способно полностью обеспечить профилактику за счет вмешательства в латентном периоде существования проблемы. Разработана система рекомендаций, использование которых при выполнении домашних заданий ребенком позволяет корректировать направление развития. Регулярное ежегодное обследование всех учащихся обеспечивает наблюдение за их общеличностным и интеллектуальным развитием, позволяет своевременно выявлять детей с невротическими и нейрофизиологическими осложнениями, с проблемами дезадаптации, дисгармоничности интеллектуального и личностного развития и осуществлять необходимые психолого-педагогические воздействия. Кроме того, использование прогностических моделей позволяет выявить детей с неблагоприятными тенденциями в развитии и начать работать с ними еще до того, как тенденции превратятся в проблемы ребенка. Также оказывается возможным выявление наиболее одаренных детей и своевременная работа с ними по более интенсивной программе обучения.

В рамках развивающего этапа предусмотрено использование различных современных психолого-педагогических технологий, в том числе и авторских. Однако основное внимание уделяется оптимизации самого учебного процесса. Разработаны рекомендации для учителей по изменению методов преподавания в зависимости от наличия различных групп «проблемных» учащихся (не столько из-за поведения, сколько из-за дисгармоничности интеллектуального развития) и общей характеристики класса, а также методов по оптимизации взаимодействия с отдельными учащимися. Составлены рекомендации родителям и самим детям, касающиеся способов выполнения домашних заданий, которые позво­ляют оптимизировать развитие и избежать специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Вся сиситема коррекционно-разви-вающей работы в рамках ТООР строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки самого учебного процесса, не стала дополнительно]" нагрузкой для ребенка, не требовала привлечения специалистов. Если родители или учителя по каким-либо причинам не реализуют рекомендации по реорганизации учебной деятельности ребенка, можно прибегнуть к традиционным, хотя и более трудоемким, методам психологи-


Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

ческой помощи. В начальной школе используются как развивающие (активизация творческих способностей, развитие логической памяти, пространственного, понятийного и абстрактного мышления и др.), так и кор-рекционные технологии. Тренинги общения для учащихся средних и старших классов имеют смешанный, развивающе-коррекционный характер. Сугубо на развитие ориентированы тренинги сензитивности, креативности, личностного роста, рекомендуемые в работе со старше­классниками.

На этом этапе решаются и медико-психологические задачи по предупреждению излишнего нервно-психического напряжения, психофизиологических перегрузок учащихся, которые могут отрицательно вли­ять на общее состояние здоровья и успеваемость. Особое внимание уделяется учащимся в периоды их социально-психологической переадаптации (первые, пятые, вновь формируемые классы) и возрастных кризисов развития.

С данным этапом тесно связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление факторов, влияющих на развитие способностей, творческого потенциала и личностной зрелости учащихся. Ее целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Ключевым моментом в функционировании I ступени ТООР является профилактическая работа и оказание максимально возможной психологической помощи детям на этапе поступления в школу и в период обучения в начальных классах. Гармонизация развития в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществимой и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить учащихся от проблем в процессе дальнейшего их обучения.

Второй этап работы в рамках ТООР (или основная задача ее II ступени) заключается в комплексной диагностике готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю. Необходимость проведения подобной диагностики диктуется не только (и не столько) проблемами социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к новым учителям и режиму обучения.

Основной причиной становится предотвращение резкого снижения успеваемости из-за неготовности детей к качественно новому уровню учебных программ. Если в 1-3-х (4-х) классах высокая успеваемость могла быть обеспечена даже при очень посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности и хорошей памяти, то с 5-го класса основная нагрузка в усвоении программы ло-


 


24


25


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

жится на высшие формы мышления. Если они оказываются несформи-рованными, успеваемость резко падает.

Основная цель комплексного психологического обследования учащихся 3-4-х классов заключается в диагностике новообразований периода обучения в начальной школе, к которым относятся:

• высшие формы понятийного мышления;

• абстрактное мышление;

• структурно-динамическое мышление;

• пространственное мышление;

• логическая, связанная с мышлением оперативная память;

• способность к самостоятельному мышлению (произвольность в использовании имеющихся интеллектуальных операций);

• способность к самоанализу, самокритичности, наличие адекватной самооценки;

• определенный уровень личностной зрелости, самостоятельности в принятии решений и поступках.

Психологическое обследование, проведенное в 3-м (4-м) классе, позволяет определить наиболее вероятные учебные проблемы 5-9-х классов (предметы, отдельные темы) задолго до того, как они воплотятся в действительности, и составить рекомендации по их предупреждению.

Третий этап функционирования ТООР (или ее III ступень) позво­ляет проводить:

• анализ задатков профессиональных способностей у учащихся 7-11-х классов, проведение профориентационного консультирования;

• изучение творческих способностей (и их структуры) в связи с различными сферами будущей профессиональной деятельности;

• углубленное изучение отдельных личностных характеристик (особенности группового взаимодействия, межличностного общения, поведения в стрессовых ситуациях, способностей к адаптации, системы жизненных ценностей, правосознания и пр.).

Методические комплексы I, II и III ступеней ТООР приведены в Приложении 1. ТООР включает в себя сквозную технологию, реализу­емую на всех ее ступенях — это технология оптимизации обучения и развития детей с легкими функциональными нарушениями мозговой деятельности (ММД). Ее использование позволяет таким детям восстановить здоровье, успешно обучаться не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях, обеспечивает их полноценное личностное развитие.

26


Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...