Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностьипсихологическиемеханизмывоспитания





355


рующих друг другу, или когда один симпатизирует другому, а тот не отвечает ему взаимностью.

Изучение межличностных отношений позволяет определить лидера (или лидеров) в классе. Как правило, наиболее крепким будет класс, где неофициальный лидер в то же время является официально выбранным или назначенным руководителем, напри­мер старостой и т.д. Если такого совпадения официального и не­официального лидера нет, то в классе может сформироваться ряд неофициальных групп со своими лидерами. В этом случае суще­ственно знать отношения между лидерами неофициальных групп и старостой, а также и другими официальными лидерами. Успех организации и проведения воспитательной работы будет зависеть от того, сможет ли воспитатель направить все эти группы в одном направлении, учтя их интересы и склонности. Если этого не сде­лать, то классный коллектив может превратиться в ряд разроз­ненных групп, что очень затруднит проведение всей воспитатель­ной работы.

Имеет определенное знамение зьаимоотношение официаль­ных лидеров с остальными учащимися класса. Лидер может высту­пать как авторитетный руководитель, который диктует всем ос­тальным, что и как надо делать. Может быть и такой лидер, кото­рый не вмешивается в отношения, складывающиеся в коллективе. Лучшим типом организатора является тот, который сам проявля­ет активность, постоянно предлагает что-то одноклассникам и в то же время советуется с ними, предоставляет им возможность выносить решения.

При организации и проведении воспитательной работы опре­деленное значение имеет учет эмоционального состояния класса в момент выполнения какого-либо задания, проведения группо­вого мероприятия (сбора, экскурсий и т.д.). Групповые эмоцио­нальные состояния очень заразительны, передаются от одного ученика к другому.

Важно вовремя уловить их изменения. Групповые эмоциональ­ные состояния зависят от ряда причин:

1. Ототношений,которыеустановилисьвклассе,иотизме­нения этих отношений. Трудно ожидать хорошего эмоционального состояния от класса, в котором царят пренебрежительные, снис­ходительные, недоверчивые отношения.

2. Оттехизменений,которыепроисходятвгруппировках,дру­жеских компаниях. Возникновение новой группировки, распад прежней могут изменить эмоциональное состояние класса в целом.

12*


356                                                                         Глава VIII. Психологиявоспитания

3. От того, чем живет коллектив в настоящий момент и како­вы его перспективы. Для хорошего эмоционального состояния не­обходима «завтрашняя радость».

Учет особенностей коллектива предполагает формирование и его сплачивание. Сплачиванию коллектива способствует создание положительного эмоционального климата в классе, что достига­ется в результате совместных переживаний каких-либо значимых жизненных явлений, событий, общения в свободное время.

Сплачиванию коллектива способствует проявление и форми­рование коллективного мышления. Например, перед классом сто­ит задача провести туристический поход, разыскать героев Вели­кой Отечественной войны и т.п. Коллективное мышление, спо­собствует тому, что каждый учащийся чувствует себя непосред­ственным участником принятия решения, в то же время каждый проявляет инициативу, в свою очередь, возрастает критичность к тем предложениям, которые недостаточно обоснованны, что спо­собствует формированию и самокритичности. Коллективное дума-ние создает положительный эмоциональный тонус, решение од­ного вопроса побуждает решать новые, в результате складывается интеллектуальное единство, что обеспечивает переход класса на более высокий уровень зрелости. Сплачиванию коллектива спо­собствует также формирование и учет общественного мнения. Об­щественное мнение представляет собой систему определенных требований, которые постоянно предъявляет друг другу подавля­ющее большинство школьников одного класса, и оценок друг друга с точки зрения выполнения этих требований. В общественном мне­нии как бы кристаллизуется требование коллектива к отдельным его членам. Под его влиянием требования коллектива превраща­ются в собственные требования ребенка (подробнее см. [5, 60]).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...