Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Количественная обработка данных опроса




 

 

Количество учащихся

Из них по позициям

1 2 3 4 5   7 8 9 10 11
Абсолютное число по классу                      
%                      
Абсолютное число индиви-дуапьных                      
%                      

Обработка проводится с помощью таблицы.

Количественнаяобработка

Установление иерархии мотивов — расположить по значимости (на основе % мотивы в общий ряд). Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрица­тельных мотивов.

Возможная интерпретация. Преобладающимимотивамиучеб­ной деятельности стали такие факторы деятельности школы, се­мьи", учащихся, как   (перечислить)


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                         337

Для усиления переориентации мотивации учебной деятельно­сти школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия

Примечание. Теоретический материал можно позаимствовать в следующих источниках: [36, 40, 58, 64].

Проведите экспериментальные исследования мотивации уче­ния младших школьников с использованием предлагаемого ниже комплекса методических процедур. На основе изученного вами те­оретического материала и результатов исследования подготовьте текст доклада (или стендового доклада) для научно-практической конференции по проблемам специфики учебной деятельности младших школьников (или учащихся первой ступени). В тексте дол­жен быть представлен весь научно-методический аппарат (про­блема, гипотеза, цель, задачи, методика, результаты, выводы и рекомендации по формированию учебно-познавательных мотивов учения младших школьников).

5. Измерьте уровень учебной мотивации у учащихся класса.


АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(автор Н.Г. Лусканова)

Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы.

Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъяв­ления:

1. Вопросычитаютсяпедагогомвслух,предлагаютсяварианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, кото­рые им подходят.

2. Анкетывнапечатанномвидераздаютсявсемученикам,и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каж­дый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ори­ентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления по­зволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анке­ты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают.


338




Глава VII. Психологическиеосновыобучения


Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мо­тивации может служить критерием школьной дезадаптации ребен­ка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.


Вопросыанкеты

1. Тебенравитсявшколеилинеочень?
Не очень,
нравится,
не нравится.

2. Утром,когдатыпросыпаешься,тывсегдасрадостьюидешь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью.

3. Еслибыучительсказал,чтозавтравшколунеобязательно
приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты
пошел бы в школу или остался бы дома?

Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу.

4. Тебенравится,когдаувасотменяюткакие-нибудьуроки? Не нравится, бывает по-разному, нравится.

5. Тыхотелбы,чтобытебенезадавалидомашнихзаданий? Хотел бы, не хотел бы, не знаю.

6. Тыхотелбы,чтобывшколеосталисьодниперемены? Не знаю, не хотел бы, хотел бы.

7. Тычасторассказываешьошколеродителям? Часто, редко, не рассказываю.

8. Тыхотелбы,чтобыутебябылменеестрогийучитель? Точно не знаю, хотел бы,









План-заданиедлясамостоятельнойработы

не хотел бы.

9. Утебявклассемногодрузей?
Мало,
много,
нет друзей.

10. Тебенравятсятвоиодноклассники?
Нравятся,
не очень,
не нравятся.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школь­ной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответребенка,свидетельствующийоегоположительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оце­нивается в 3 балла;

• нейтральныйответ(незнаю,бываетпо-разномуит.п.) оценивается в 1 балл;

• ответ,позволяющийсудитьоботрицательномотношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 бал­лов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, сред­ней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30баллов(максимальновысокийуровень)—высокийуро-
вень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъяв­ляемые школой требования. Они очень четко следуют всем ука­заниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно пережи­вают, если получают неудовлетворительные оценки или замеча­ния педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учите­ля у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.








Балла—хорошаяшкольнаямотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся началь­ных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситу­ации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость


340                                                      Глава VII. Психологическиеосновыобучения

от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации яв­ляется средней нормой.

3. 15—19баллов—положительноеотношениекшколе,ношкола
привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учите­лем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый порт­фель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сфор­мированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привле­кает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...