Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Количественная обработка данных опроса
Обработка проводится с помощью таблицы. Количественнаяобработка Установление иерархии мотивов — расположить по значимости (на основе % мотивы в общий ряд). Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов. Возможная интерпретация. Преобладающимимотивамиучебной деятельности стали такие факторы деятельности школы, семьи", учащихся, как (перечислить) План-заданиедлясамостоятельнойработы 337 Для усиления переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия Примечание. Теоретический материал можно позаимствовать в следующих источниках: [36, 40, 58, 64]. Проведите экспериментальные исследования мотивации учения младших школьников с использованием предлагаемого ниже комплекса методических процедур. На основе изученного вами теоретического материала и результатов исследования подготовьте текст доклада (или стендового доклада) для научно-практической конференции по проблемам специфики учебной деятельности младших школьников (или учащихся первой ступени). В тексте должен быть представлен весь научно-методический аппарат (проблема, гипотеза, цель, задачи, методика, результаты, выводы и рекомендации по формированию учебно-познавательных мотивов учения младших школьников). 5. Измерьте уровень учебной мотивации у учащихся класса. АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (автор Н.Г. Лусканова) Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы. Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: 1. Вопросычитаютсяпедагогомвслух,предлагаютсяварианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят. 2. Анкетывнапечатанномвидераздаютсявсемученикам,и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают. 338 Глава VII. Психологическиеосновыобучения Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. Вопросыанкеты 1. Тебенравитсявшколеилинеочень? 2. Утром,когдатыпросыпаешься,тывсегдасрадостьюидешь Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью. 3. Еслибыучительсказал,чтозавтравшколунеобязательно Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу. 4. Тебенравится,когдаувасотменяюткакие-нибудьуроки? Не нравится, бывает по-разному, нравится. 5. Тыхотелбы,чтобытебенезадавалидомашнихзаданий? Хотел бы, не хотел бы, не знаю. 6. Тыхотелбы,чтобывшколеосталисьодниперемены? Не знаю, не хотел бы, хотел бы. 7. Тычасторассказываешьошколеродителям? Часто, редко, не рассказываю. 8. Тыхотелбы,чтобыутебябылменеестрогийучитель? Точно не знаю, хотел бы, План-заданиедлясамостоятельнойработы не хотел бы. 9. Утебявклассемногодрузей? 10. Тебенравятсятвоиодноклассники? Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: • ответребенка,свидетельствующийоегоположительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; • нейтральныйответ(незнаю,бываетпо-разномуит.п.) оценивается в 1 балл; • ответ,позволяющийсудитьоботрицательномотношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 1. 25—30баллов(максимальновысокийуровень)—высокийуро- Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Балла—хорошаяшкольнаямотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость 340 Глава VII. Психологическиеосновыобучения от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3. 15—19баллов—положительноеотношениекшколе,ношкола Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |