Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА




Чувства.Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тен­денцию их развития — все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персо­наж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удов­летворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Во внеучебное время игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными. Так, активная интеллекту­альная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к воле­вым усилиям пробуждают потребность и соответственно интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм. Они тре-


128                                                         Глава IV. Психологиямладшегошкольника

буют смекалки, вносят элемент соревнования. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игро­вой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отражения в нем разных взаимоотношений между людь­ми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникаю­щих по ходу игры (например, при распределении игровых ролей), развиваются нравственные чувства детей. Однако не следует пере­оценивать возможностей младших школьников. Осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других людей (по ис­следованиям П.М. Якобсона) у них еще далеко не совершенны. Они часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за со­бой и неадекватную ответную реакцию ребенка. Участие в учебной деятельности на уроках и общение с учителем и коллективом в . процессе обучения требуют большой сдержанности в чувствах, что первое время дается ему с трудом. Однако повседневные школь­ные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом, заставляют их вести себя все более сдер­жанно, при этом младшие школьники постепенно учатся контро­лировать свое поведение.

Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться рече­выми. К III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник начиная с Iкласса старается справиться с сильным волнением, например, сдержать слезы, уже может побороть свои желания, подчиняется требова­ниям учителя. В целом его общий эмоциональный тонус, настрое­ние характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживле­ние. Тем не менее неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при от­сутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные чер­ты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, уви­денные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы.

По сравнению с ребенком дошкольного возраста у младшего школьника проявляется большая дифференцировка в направлен-


§ 2. Эмоционально-волеваясфераличностимладшегошкольника                129

ности чувств. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эс­тетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Они развиваются в резуль­тате удовлетворения потребности ребят в общении, под влиянием жизни в коллективе сверстников и всей школы, совместной учеб­ной деятельности. В начале обучения все перечисленные выше фак­торы влияют главным образом через личность учителя, являюще­гося авторитетом для первоклассника, позже под влиянием педа­гога и совместной учебной деятельности появляются товарищес­кие и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способ­ствуют развитию у них чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке това­рищей по классу.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, со­мнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как лю­бознательность, чувство нового. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового в соответствии с познавательным интересом. В Iклассе их интерес вызывают факторы и события, а значит, для развития интеллектуальных чувств важно опираться на яркие представления, наглядность, и тогда радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от п р о н и к н о в е н и я в суть фактов, в причинно-следственные зави­симости.

Работа по экспериментальным программам для начальных классов дала возможность поднять теоретический уровень подачи учебного материала и требует большого умственного напряжения, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных чувств. И если на этом фоне появляются слишком упрощенные задания, то у ребят возникает чувство недоумения, неудовлетво­ренности, пропадает стимул познания. Как показывает опыт шко­лы, интеллектуальные чувства учащихся при правильной органи­зации обучения становятся для них потребностью.

Эстетические чувства младшего школьника, как и у дошколь­ника, развиваются в процессе восприятия литературных произве­дений, причем самым благодатным материалом для их развития



Заказ№577.


130                                                         Глава IV. Психологиямладшегошкольника

является в первую очередь поэзия. В исследованиях ряда отечествен­ных психологов подчеркивается, что благодаря этому виду лите­ратурных произведений (ритму, музыкальности, выразительнос­ти) у детей возникает эмоциональное отношение к стихам. Имен­но в поэзии чаще, чем в прозе, они улавливают эмоциональный характер описываемого пейзажа, тонко отмечают общий настрой, отношение автора к изображаемой им картине природы. Вместе с тем эстетическая сторона художественного произведения должна специально выделяться и подчеркиваться педагогами. Только при соответствующем обучении младшие школьники способны дать эмоциональную оценку доступного им музыкального произведе­ния. Так же обстоит дело и с восприятием произведений живопи­си: без целенаправленного воспитания их эстетических чувств, без обучения п о н и м а н и ю художественной ценности картины дети интересуются л и ш ь изображенным художником сюжетом.

Воля.В д о ш к о л ь н о м возрасте в ы п о л н е н и е ведущей деятельно­сти ребенка — игры — совершается без обязательных волевых уси­лий. Малыш берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, так как его деятельность чаще всего связана с непосредственным удовлетворением потреб­ностей. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно дей­ствовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет упражнение, направленное на на­учение правильному написанию букв, или учит таблицу умноже­ния, которая сама по себе его не привлекает.

Произвольность действий,формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий, -процесс длительный и сложный. Во время усвоения знаний, уме­ний и навыков у младшего школьника не только совершенствует­ся сам волевой1 акт, но и формируются волевые качества личнос­ти, причем совершенствование волевого акта в учебной деятель­ности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стре­мится.


§ 2. Эмоционально-волеваясфераличностимладшегошкольника            131

В начале обучения цель как первый этап волевого акта возни­кает в соответствии со словесными указаниями, которые непо­средственно идут от учителя или получают из учебников и допол­нительной литературы. В ходе психического развития с появлени­ем определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимо­отношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потреб­ностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы — важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной воле­вой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убежде­ниями (их еще надо у ребят сформировать), и поэтому часто под­ражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди долж­ны показывать им положительные примеры поведения.

Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, стар­шим товарищам). Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиня­ясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашних заданий и свое­го досуга. У него также проявляется и противоположная сдержан­ности отрицательная черта характера - импульсивность. Импуль­сивность как результат повышенной эмоциональности в этом воз­расте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие не­ожиданные раздражители, на все то, что своей новизной захва­тывает ребенка. К III классу она встречается у детей уже реже. Вме­сте с тем в некоторых случаях импульсивность становится инди­видуальной особенностью ребенка.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера разви­вается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявля­ется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во вре­мя уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие воле­вых черт характера младшего школьника тесно связано с развити­ем его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств (подробнее см. [5]).





132










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...