Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИКАОЦЕНКИРЕЧЕВОГОРАЗВИТИЯ
Основная форма речевого взаимодействия в ходе учебного процесса — осмысленное оперирование текстами. В связи с этим методика оценки речевого развития основана на изучении особенностей учащихся при работе с текстами (понимание которых зависит от уровня речевого развития). Правила использования методики: а) перед началом обследования детей необходимо подготовить все для его проведения - протокол, ручку, секундомер; б) тексты, предъявляемые испытуемым, нужно хорошо изучить, выбрать правильную интонацию и скорость чтения; в) при предъявлении текста каждому ребенку следует читать текст с одинаковой интонацией, скоростью и предельной внятностью; г) при затруднении в пересказе ему следует оказать помощь: прочитать еще раз, задать наводящий вопрос. Вид оказываемой помощи фиксируется в протоколе эксперимента. Цель:выявить особенности речевого развития детей дошкольного и школьного возрастов. Задачи:на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития. Материал:короткие рассказы, сказки, стихи и т.д., соответствующие возрасту и цели психологического исследования. Ход работы.Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание. Анализ результатов.При изучении особенностей речевого развития требуется обратить внимание на следующее: а) особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребенок при чтении текста, степень его заинтересованности, вовлеченности в работу, просит ли он повторить текст); б) особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после повторного прочтения, сколько раз пришлось повторить текст), пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь, задает ли уточняющие вопросы, с чего начинается пересказ, насколько он подробен, имеются ли отвлечения от темы, наличие комментариев. Необходимо отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет, имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексического материала следует отметить, осуществляется ли пересказ «своими словами», насколько богат словар- 146 Глава IV. Психологиямладшегошкольника ный запас ребенка, или же пересказ ведется близко к тексту, по л и н и и его упрощения. Также надо выявить, воспринимает ли испытуемый метафору, как он ее понимает, владеет ли ею сам; в) особенности отношения к смысловому содержанию текста: степень адекватности п о н и м а н и я смысла, принимает ли ребенок смысл текста или для него важен другой смысл, количество усматриваемых смыслов, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждения о нем. Если испытуемый (ребенок, школьник) затрудняется выполнить пересказ, то можно задать ему дополнительные вопросы, например: «О чем этот рассказ?», «О ком говорится в нем?», «Что удалось запомнить из данного рассказа?» После называния основного персонажа рассказа можно спросить о том, что и как этот персонаж сделал? Что у него из этого получилось? Когда испытуемому удалось без подсказок быстро выполнить пересказ, можно спросить о смысле данного повествования, может ли в нем содержаться другой смысл, какой из них более предпочтителен. Какие выводы можно сделать из того или иного повествования. Нужно также спросить о форме повествования, различает ли ребенок рассказ и сказку, стихи и прозу, использует ли метафору в пересказе, умеет ли находить и понимать ее в тексте, что он знает об авторе. К наиболее высокому уровню речевого развития следует отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста: пересказ осуществлялся без повторного его прочтения; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста. К средней группе можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и при помощи экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз. К третьей группе обычно относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких повторов текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. М о ж н о наблюдать у ребенка невнятное «бурчание под нос», отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получается» и т.д.). План-заданиедлясамостоятельнойработы 147 С детьми второй и третьей групп необходимо проведение дополнительных занятий по развитию речи. ТЕКСТЫДЛЯАНАЛИЗАРЕЧЕВОГОРАЗВИТИЯ ЛГУН(Л.Н. Толстой) Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда, скорее, волк!» Мужики подумали, опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит — бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. КТО КАК ОДЕТ(Э. Шим) Д н и стали ненастные, по ночам холодно. И на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы — в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох, турнепс и разную петрушку. Одна капуста оставалась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится! СКАЗКА О ТРЕХ БРАТЬЯХ (Е. Пермяк) ...Наградил как-то трех братьев великий волшебник по имени Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал: — Всякий,комуданыэтичасы,сампосебеможетраспоря Тогда старший брат спрашивает: «А чем заводить, товарищ великий волшебник Труд?» АФГАНСКАЯ СКАЗКА Шли осел и лошадь с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осел, кряхтит, еле дышит. - Будьдругом,-попросилонлошадь,-помогимне!Возьми Но лошадь и ухом не повела. 148 Глава IV. Психологиямладшегошкольника Дорога шла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и опять просит лошадь: помоги! — Ладно,—согласиласьлошадь,—кое-чтоявозьмунасебя: Осел прошел десяток шагов и упал. Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих. Не зря говорят: в одиночку и порознь — вдвое труднее, вдвоем и вместе — вчетверо легче. ЗАНОЗА (Ф. Кривич) Нам, кажется, по пути, — сказала Заноза, впиваясь в ногу. — Вот и хорошо: все-таки веселее в компании. Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием: — Нувот,яжеговорила,чтовкомпаниивеселее. ЗЛАКИ (Ф. Криви,О — ЖизнинетотэтогоБурьяна!—возмущалсяКолос.—Чтоб его град побил, чтоб его молния испепелила! — Чтотыговоришь!—вразумляетКолосеготоварищ.—Случится пожар, то мы сгорим, никого не останется, все сгорим! — Затонанашемместевырастутновыеколосья,—неунимался Колос. — АесливырастетБурьян? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 435. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |