Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава IV. Психологиямладшегошкольника





То есть на самых начальных этапах организации учебной де­ятельности учить себя с помощью учителя, стать субъектами кол­лективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна мини­мальная помощь взрослых. Однако когда в классе уже начал скла­дываться коллективный субъект учебной деятельности, в него могут включаться и другие дети. Включение тем успешнее, чем полнее учитель обеспечит условия для развития тех особенностей само­сознания, которые обеспечивают самостоятельную постановку задач самоизменения.


Литература

1. АмонашвилиШ.А.Личностно-гуманнаяосновапедагогическогопро­цесса. М., 1990.

2. БлонскийП.П.Психологиямладшегошкольника/Подред.А.И.Лип-киной и Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1997.

 

3. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Хрестоматия/Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

4. Возрастнаяпсихология:детство,отрочество,юность:Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.

5. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Учеб.пособиедлястуд. педвузов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Га-мезо и др. М., 1984.

6. ВолковБ.С.Психологиямладшегошкольника:Учеб.пособие.М., 2000.

7. Диагностикашкольнойдезадаптации:Дляшкольныхпсихологови учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / С.Н. Лусканова и др. М., 1995.

8. ЗакА.З.Различиявмыслительнойдеятельностимладшихшколь­ников. М.; Воронеж, 2000.

9. КоноваленкоСВ.Развитиепознавательнойдеятельностиудетейот шести до девяти лет: Практикум для психологов и логопедов. М., 1998.

 

10. Коррекцияличностиребенкаспроблемамивразвитиинауроках чтения /Авт.-сост. А.А. Пахомова и др. СПб., 1995.

11. КулагинаИ.Ю.Личностьшкольника:отзадержкипсихического развития до одаренности: Учеб. пособие. М., 1999.

12. ЛокаловаН.П.Какпомочьслабоуспевающемушкольнику.Психо­диагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обуче­нии младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1993.

13. ЛяудисВ.Я.,НегурэИ.П.Психологическиеосновыформирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.

. 14. Манойлова М.А. Шестилетний ученик. Псков, 1999. 15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.



План-заданиедлясамостоятельнойработы


143


16. МенчинскаяНА.Психическоеразвитиеребенкаотрождениядо 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996.

17. НижегородцеваИ.В.,ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическаяго­товность ребенка к школе. М., 2001.

18. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000.

19. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001.

20. Учебнаядеятельностьмладшегошкольника:диагностикаикор­рекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбуха. Киев, 1993.

21. ЭльконинД.Б.Психическоеразвитиевдетскихвозрастах:Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.



ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Длязакрепленияматериалапотемепроведитесамозачети
оцените качество усвоения нижеперечисленных понятий:

адаптация, внутренний план действий, интерес, кризис детства, мировоззрение, моделирование, мотив, намерение, направленность личности, позиция личности, поступок, психологическая готовность к. школе, рефлексия, самооценка, теоретическое мышление, убежде­ние, учебная деятельность, ценностные ориентации, эмпирическое мышление.

2. Решитеследующиепсихологическиезадачиидайтевпись­
менной форме ответы на вопросы:

а) НаурокахрусскогоязыкавIклассахнаписанынадоске
слова: «вода», «водитель», «водица», «водить», «наводнение». В
одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распа­
даются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на
группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».
В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте вни­
мательно все слова, написанные на доске, разбейте их на две груп­
пы по смыслу, запишите каждую группу слов в отдельный стол­
бик (один столбик в левой стороне тетради, другой — в правой)».

Вопросы:

• Скакойцельюпредлагаютсяэтизадания?

• Какиемыслительныеоперациипредполагаетвыполнение этих заданий?

• Какоезаданиеболееэффективнодлярешенияразвиваю­щих задач обучения?

б) НаурокахвIклассенередкоможнослышать,какученики
докладывают учителю: «АИра не те столбики решила, ей Валя не


144                                                         Глава IV. Психологиямладшегошкольника

так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, увидев у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошиб­ка!» — или среди тишины класса встают и взволнованно указыва­ют: «А Володя три примера пропустил».

Вопросы:

• Чемможнообъяснитьтакиепоступкипервоклассников?

• Какдолженпоступатьучительвтакихслучаях,чтобыего действия эффективно влияли на развитие личности ребенка и его взаимоотношения с одноклассниками?

в) Наблюденияпоказали,чтонекоторыемладшиешкольни­
ки не относят лиственицу к хвойным деревьям, потому что ее
название якобы противоречит этому; помидоры не относят к ово­
щам, так как по внешнему виду они не похожи на морковь и
свеклу.

Вопросы:

• Объясните,почемупроисходятподобныеошибки?

• Какаямыслительнаяоперациянедостаточноразвитауэтих учащихся?

г) Ученикимладшихклассовпишутдиктанты,изложения,
списывают упражнения с книги. Нередко при этом делают ошиб­
ки. Но, проверяя свою работу, они часто их не видят и пропуска­
ют, хотя хорошо знают правила.

Вопросы:

• Чемобъяснитьтакиеявления?

• Закономернылиони?

д) Вкакомопытепервоклассникипродемонстрируютлучшие
результаты запоминания? Почему?

Опыт 1: запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).

Опыт 2: запомнить 10 слов конкретного содержания (без по­каза картинок).

Опыт 3: запомнить 10 слов абстрактного содержания («храб­рость», «белизна», «тяжесть» и т.п.).

3. Проведите экспериментальное исследование речевого раз­вития младшего школьника по предлагаемой методике, сравните с вашими наблюдениями и составьте программу развития или коррекций речевой деятельности детей.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          145










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...