Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава IV. Психологиямладшегошкольника
То есть на самых начальных этапах организации учебной деятельности учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. Однако когда в классе уже начал складываться коллективный субъект учебной деятельности, в него могут включаться и другие дети. Включение тем успешнее, чем полнее учитель обеспечит условия для развития тех особенностей самосознания, которые обеспечивают самостоятельную постановку задач самоизменения. Литература 1. АмонашвилиШ.А.Личностно-гуманнаяосновапедагогическогопроцесса. М., 1990. 2. БлонскийП.П.Психологиямладшегошкольника/Подред.А.И.Лип-киной и Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1997.
3. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Хрестоматия/Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999. 4. Возрастнаяпсихология:детство,отрочество,юность:Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999. 5. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Учеб.пособиедлястуд. педвузов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Га-мезо и др. М., 1984. 6. ВолковБ.С.Психологиямладшегошкольника:Учеб.пособие.М., 2000. 7. Диагностикашкольнойдезадаптации:Дляшкольныхпсихологови учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / С.Н. Лусканова и др. М., 1995. 8. ЗакА.З.Различиявмыслительнойдеятельностимладшихшкольников. М.; Воронеж, 2000. 9. КоноваленкоСВ.Развитиепознавательнойдеятельностиудетейот шести до девяти лет: Практикум для психологов и логопедов. М., 1998.
10. Коррекцияличностиребенкаспроблемамивразвитиинауроках чтения /Авт.-сост. А.А. Пахомова и др. СПб., 1995. 11. КулагинаИ.Ю.Личностьшкольника:отзадержкипсихического развития до одаренности: Учеб. пособие. М., 1999. 12. ЛокаловаН.П.Какпомочьслабоуспевающемушкольнику.Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1993. 13. ЛяудисВ.Я.,НегурэИ.П.Психологическиеосновыформирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. . 14. Манойлова М.А. Шестилетний ученик. Псков, 1999. 15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. План-заданиедлясамостоятельнойработы 143 16. МенчинскаяНА.Психическоеразвитиеребенкаотрождениядо 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996. 17. НижегородцеваИ.В.,ШадриковВ.Д.Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе. М., 2001. 18. ПоливановаК.Н.Психологиявозрастныхкризисов:Учеб.пособие. М., 2000. 19. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. Минск; М., 2001. 20. Учебнаядеятельностьмладшегошкольника:диагностикаикоррекция неблагополучия / Под ред. Ю.З. Гильбуха. Киев, 1993. 21. ЭльконинД.Б.Психическоеразвитиевдетскихвозрастах:Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Длязакрепленияматериалапотемепроведитесамозачети адаптация, внутренний план действий, интерес, кризис детства, мировоззрение, моделирование, мотив, намерение, направленность личности, позиция личности, поступок, психологическая готовность к. школе, рефлексия, самооценка, теоретическое мышление, убеждение, учебная деятельность, ценностные ориентации, эмпирическое мышление. 2. Решитеследующиепсихологическиезадачиидайтевпись а) НаурокахрусскогоязыкавIклассахнаписанынадоске Вопросы: • Скакойцельюпредлагаютсяэтизадания? • Какиемыслительныеоперациипредполагаетвыполнение этих заданий? • Какоезаданиеболееэффективнодлярешенияразвивающих задач обучения? б) НаурокахвIклассенередкоможнослышать,какученики 144 Глава IV. Психологиямладшегошкольника так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, увидев у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» — или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил». Вопросы: • Чемможнообъяснитьтакиепоступкипервоклассников? • Какдолженпоступатьучительвтакихслучаях,чтобыего действия эффективно влияли на развитие личности ребенка и его взаимоотношения с одноклассниками? в) Наблюденияпоказали,чтонекоторыемладшиешкольни Вопросы: • Объясните,почемупроисходятподобныеошибки? • Какаямыслительнаяоперациянедостаточноразвитауэтих учащихся? г) Ученикимладшихклассовпишутдиктанты,изложения, Вопросы: • Чемобъяснитьтакиеявления? • Закономернылиони? д) Вкакомопытепервоклассникипродемонстрируютлучшие Опыт 1: запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок). Опыт 2: запомнить 10 слов конкретного содержания (без показа картинок). Опыт 3: запомнить 10 слов абстрактного содержания («храбрость», «белизна», «тяжесть» и т.п.). 3. Проведите экспериментальное исследование речевого развития младшего школьника по предлагаемой методике, сравните с вашими наблюдениями и составьте программу развития или коррекций речевой деятельности детей. План-заданиедлясамостоятельнойработы 145 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |