Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическиевопросыготовностиребенкакобучениювшколе      105




Литература

1. БелкинаВ.Н.Психологияраннегоидошкольногодетства:Учеб.по­собие. Ярославль, 1998.

2. БезрукихМ.М.,ЕфимоваСП.Ребенокидетвшколу.М.,1998.

3. БауэрТ.Психическоеразвитиемладенца.М.,1995.

4. ВенгерЛ.А.идр.Воспитаниесенсорнойкультурыребенкаотрожде­ния до 6 лет. М., 1988.

5. ВенгерЛ.А.,МухинаB.C.Психология:Учеб.пособиедляуч-сяпед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». М., 1988.

6. ВолковБ.С,ВолковаН.В.Детскаяпсихология.Психическоеразви­тие ребенка до поступления в школу. М., 2000.

7. Возрастнаяпсихология:детство,отрочество,юность.Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.

8. ГуткинаН.И.Психологическаяготовностькшколе.М.,2000.

9. ДональдсонМ.Мыслительнаядеятельностьдетей/Пер.сангл.М., 1985.

 

10. Дошкольник.Психологияразвитиявлитературныхсюжетах:Учеб. пособие / Сост. J1.A. Регуш, О.Б. Долгинова, Е.В. Красная, А.В. Орлова. СПб., 2001.

11. Дневникразвитияребенкаотрождениядотрехлет/A.M.Казь­мин, Л .В. Казьмина. М., 2001.

12. Детскийаутизм.Хрестоматия/Сост.Л.М.Шипицына.СПб.,2001.

13. ЕгороваМ.С.,ЗыряноваН.М.,ПьянковаС.Д.,ЧертковЮД.Изжизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. СПб., 2001.

14. ЗапорожецА.В.Избранныепсихологическиетруды:В2т.М.,1986.

15. КонстантиноваИ.Какпонятьмладенца.Ростовн/Д,2000.

16. ЛешлиД.Работатьсмаленькимидетьми,поощрятьихразвитиеи решать проблемы / Пер. с англ. М., 1991.

17. ЛисинаМ.И.Генезисформобщенияудетей//Возрастнаяипеда­гогическая психология / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992. С. 210— 229.

18. МенчинскаяН.А.Психическоеразвитиеребенкаотрождениядо10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996.

19. МихайленкоН.Я.,КоротковаН.А.Играсправиламивдошкольном возрасте. Екатеринбург, 1999.

20. Монтессори-материал.Школадлямалышей/Пер.снем.М.Буто-риной; Ред. Е.Хилтунен. М., 1992. Ч. 1.

21. МухинаB.C.Детскаяпсихология:Учебник.М.,1999.

22. МухинаB.C.Близнецы:Дневникжизниблизнецовотрождениядо 7 лет. М., 1997.

23. МухинаB.C.Психологияигры:Учеб.пособие.М.,2000.

24. НепомнящаяН.И.Становлениеличностиребенка6—7лет.М.,1992.

 

25. ОбуховаЛ.Ф.,ШаграеваО.А.Семьяиребенок:психологический аспект детского развития. М., 1999.

26. ОсоринаМ.В.Секретныймирдетейвпространствемиравзрослых. СПб., 2000.


106




Глава III. Психологияраннегоидошкольногодетства


27. Очеркиоразвитиидетей,оставшихсябезродительскогопопече­ния/ И.В. Дубровина, Э.А. Минков, М.К. Бардышевская; Под ред. М.Н. Лазутовой. М., 1995.

28. ПоддъяковН.Н.Творчествоисаморазвитиедетейдошкольноговоз­раста: Концептуальный аспект. Волгоград, 1994.

29. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. М.; Минск, 2001.

30. Психологиядошкольника:Учеб.пособие/Сост.Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М.Ю. Двоеглазова. М.; Воронеж, 2000.

31. Психологиядошкольника:Хрестоматия/Сост.Г.А.Урунтаева.М., 1998.

32. ПуховаТ.И.Шестькукол.Психологическийанализрежиссерской игры в «семью» у дошкольников. М.; Обнинск, 2000.

33. РеанА.А.,КостроминаС.Н.Какподготовитьребенкакшколе.СПб., 1998.

34. СавенковА.И.Одаренныедетивдетскомсадуишколе:Учеб.посо­бие. М., 2000.

35. СмирноваЕ.О.Особенностиобщениясдошкольниками:Учеб.по­собие. М., 2000.

36. СмирноваЕ.О.Психологияребенка.М.,1997.

37. СпокБ.Ребенокиуходзаним/Пер.сангл.М.,1991.

38. УрунтаеваГ.А.Дошкольнаяпсихология:Учеб.пособие.М.,2001.

39. ФилипповаГ.Г.Психологияматеринстваираннийонтогенез:Учеб. пособие. М., 1999.

40. ХухлаеваО.В.Маленькиеигрывбольшоесчастье:каксохранить психологическое здоровье дошкольника. М., 2001.

41. Шестилетниедети:проблемыиисследования.Межвуз.сб.науч.тр. Н.Новгород, 1998.

42. ШпицР.А.Психоанализраннегодетскоговозраста.М.;СПб.,2001.

43. ЭльконинД.Б.Психологияигры.М.,1999.


ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проведитесамозачет,используяизвестнуювамметодичес­
кую процедуру (гл.1, план-задание, п.1), по овладению системой
следующих понятий.

Дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возра­стной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожден-ность, норма (нравственная), образно-схематическое мышление, ори­ентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм,  школьная зрелость.

2. Наосноверабот[5,с.93-162и17,с.210—229]подготовьте
выступление перед родителями о содержании, формах и развитии
общения в период дошкольного детства.







План-заданиедлясамостоятельнойработы


107


3. ИспользуямонографиюД.Б.Эльконина«Психологияигры»,
а также другие работы [14, 20, 28, 43], составьте развернутую
блок-схему, в которой была бы отражена психологическая сущ­
ность игры, ее роль в психологическом развитии и формировании
личности ребенка.

4. Подготовьтелекциюдляучащихсяпедколледжейпопро­
блемам формирования самосознания, самооценки, нравственных
представлений в период дошкольного детства. В качестве исходно­
го материала может быть использована монография В.В. Зеньков-
ского «Психология детства». В основу лекции положите результаты
вашего собственного экспериментального исследования самосоз­
нания ребенка по методике Н.И. Непомнящей [24, с. 149-152].













ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель:исследование самосознания дошкольников.

Ход работы.Эксперимент проводится в форме свободной, не­принужденной беседы взрослого с ребенком, которая способствует возникновению у детей достаточно доверительного отношения к экспериментатору. Перед началом беседы создается доброжелатель­ная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное отноше­ние к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяс­нить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей детей, характер их отношений с другими. Особенности самосозна­ния в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявляются через сопоставление с соответствующими особенностями поведе­ния детей в реальных ситуациях. Вопросы группируются по основ­ным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составляют вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) - из сферы деятельности, третью (Г) - из сферы межличнос­тных отношений.

А. Осознание своих предпочтений при ответах на общие вопросы:

• Чтотыбольшевсеголюбишь?

• Чтодлятебясамоеглавное?

• Чтотыбольшевсеголюбишьделать?

• Каксчитаешь,тыхорошиймальчик(девочка)?Почему?

• Акаксчитаетвоспитательница?



Глава III. Психологияраннегоидошкольногодетства

•  Каксчитаютдругиедети?Почему?

Ответы на вопросы 4—6 и их обоснования выявляют содержа­ние, которое вкладывает ребенок в такое постоянно употребляе­мое понятие, как «хороший». Кроме того, через различия в отве­тах на такие вопросы, заданные в обшей и более конкретной фор­ме, а затем заданные в: а) прямой, открытой и б) скрытой, кос­венной форме, выявлялись особенности оценки себя самим ре­бенком и представлений о такой оценке другими лицами.

•  Тысебясчитаешьумныммальчиком(девочкой)?
Ответы на этот вопрос и их обоснования позволяли раскрыть,

что 6-летний ребенок понимает под словом «умный». Например, вкладывает в него типично «дошкольное» содержание (слушает­ся, не дерется и т.п., либо хорошо занимается, все правильно делает, умеет читать и т.д.), т.е. набор качеств, значимых для под­готовки к школе или начала обучения в ней.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...