Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава III. Психологияраннегоидошкольногодетства





чению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впи­тывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка игра­ет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать са­мые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, что­бы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учрежде­нии приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопо­нимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, иг­рушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависи­мый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудниче­ства: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; при­нимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец от­мечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом [14,20].

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется ха­рактер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он под­ражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточ­няют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. В игро­вом коллективе у них появляется потребность регулировать взаи­моотношения со сверстниками, складываются нормы нравствен-


§ 2. Психологическоеразвитиевдошкольномвозрасте                                       85

ного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого чело­века. В результате постоянного сравнения своего поведения с по­ведением другого человека у ребенка появляется возможность луч­шего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продви­гают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о на­чале переходного периода, именуемого «кризисом трех лет». Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система соци­альных отношений, с учетом «отделения» ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и ак­тивность требуют от близких взрослых своевременной перестрой­ки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно огра­ничивается, то возникают собственно кризисные явления в сис­теме «ребенок—взрослый» (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичными характеристиками «кризиса трех лет» явля­ются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой «кризиса трех лет» является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим пе­реходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего ма­лыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребе­нок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), от­швырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предло­жена «не вовремя» (обесценивание старых привязанностей к ве­щам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происхо­дящее отделение от близких взрослых («Я сам!») свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важ­но, чтобы он испытывал положительные чувства, которые сти­мулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное уча­стие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошколь­ник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приоб-


86                                          Глава III. Психологияраннегоидошкольногодетства

ретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произ­вольность и целенаправленность действий, растут волевые уси­лия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовле­чение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руко­водство им со стороны взрослого — непременное условие всесто­роннего развития психики ребенка. Большое влияние на умствен­ное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при кото­ром можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить эле­менты учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требо­ваниям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и на­личия конкретных условий. Специальные исследования дали воз­можность определить эти функции. Функция взрослого заключает­ся в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Фун­кция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учеб­ную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами вы­полнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.

В исследовании Е.Е. Кравцовой1 показано, что новообразова­нием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутрен­няя позиция. Основное свойство воображения — способность ви­деть целое раньше частей — обеспечивается целостным контек­стом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различ­ными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. Она построена в расчете на усвоение ребенком системы значений, в

См.: Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1996. № 6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...