Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причиныисущностьпсихическогоразвитияребенка




Полный жизненный цикл по Э. Эриксону1


35


 


Стадия развития


Радиус значимых

от­ношений


Основной выбор

или кризисное

противоречие

возраста


Позитивные «новообразо­вания» воз­раста


Деструктивные «новообразова­ния» возраста


 

1. Младен- Мать Основополагаю- Базисное до- Уход от обще-
чество   щая вера и на- верие, на- ния и деятель-
    дежда - против дежда ности
    основополагающей    
    безнадежности    
2. Раннее Родители Самостоятельность Воля Навязчивость
детство   против зависимости, стыда и сомнений   (импульсив­ность или со­глашательство)
3. Возраст Семья Личная инициатива Целеустрем- Заторможен-
шры   против чувства вины и страха порицания ленность, це­ленаправлен-ность ность
4. Школь- Соседи, Предприимчивость Компетент- Инертность
ный воз- школа против чувства ность, уме-  
раст   неполноценности лость  
5. Подрост- Группы Идентичность Верность Застенчивость,
ки сверст­ников против смешения идентичности   негативизм
6. Юность Друзья, Интимность против Любовь Исключитель-
  сексуаль- изоляции   ность (склон-
  ные парт-     ность исклю-
  неры, со-     чать кого-либо
  перники,     (себя) из круга
  сотруд-     интимных от-
  ники     ношений)
7. Взрос- Разделен- Производитель- Забота, ми- Отверженность
лость ный труд и общий ДОМ ность против застоя, погло­щенности собой лосердие  

8. Старость Челове-    Целостность,

чество - универсальность

«мой      против отчаяния,

род»       отвращения


Мудрость


Презрение


См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.















Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе

Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются ус­пешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, не­удачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что при переходе на новую стадию у человека сохраняется необ­ходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее.

Конфликты на разных стадиях развития личности по Э.Эриксону

 

Суть конфликта между: Примерный возраст (специфика развития)
Доверием и недоверием к окружающему миру Чувством независимости и ощущением стыда  и сомнениями Инициативностью и чувством вины Трудолюбием и чувством неполноценности Пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу Стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих Жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах Ощущением полноты жизни и отчаянием Рождение — 1 год 1—3 года 4—5лет 6—11лет 12—18лет Раннее взросление Нормальное взросление Позднее взросление

Особое место в концепции Эриксона занимает подростковый возраст. И м е н н о здесь происходит активная идентификация и са­моидентификация личности.

Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекват­ной идентификации:

1.Уход от близких взаимоотношений, обусловленный стра­хом потери собственной идентичности. Избегание тесных контак­тов, их формализация и стереотипизация, «западание» сферы об­щения в целом.



Причиныисущностьпсихическогоразвитияребенка                                 37

2. Размываниевремени.Вэтомслучаеподростокобнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее, боязнь перемен.

3. Размываниеспособностикпродуктивнойработе,неумение сосредоточиться и активно включиться в деятельность.

4. Негативнаяидентичность—презрительное,враждебноеот­ношение к ролям, позициям, формам поведения, ценимым ближ­ними.

Список неадекватной идентичности был дополнен впослед­ствии Джеймсом Марсиа, который выделил предопределенную идентичность — некритичное принятие ценностей семьи, обще­ства, религиозной группы. Подросток становится некритично вну­шаемым, консерватизм его взглядов приводит к неумению думать и решать самостоятельно.

Наиболее полно проблемы умственно­го развития были разработаны швейцар-

Когнитивный

подход                              скимученымЖаномПиажеиамери-

канским психологом Лоуренсом Колбер-гом.

Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети явля­ются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению за­кладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Жан Пиаже (1896—1980) родился в Швейцарии, детство про­вел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет на­блюдал в парке. К 15 годам Жан приобрел столь прочную репута­цию знатока моллюсков, что был приглашен (небывалый слу­чай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея, а в 21 год ему была присвоена ученая степень доктора естественных наук. Позднее, во Франции, он принимал участие в тестировании фран­цузских детей на интеллект. Пиаже был настолько очарован их ответами, особенно неправильными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей. Подробные запи­си о психическом и интеллектуальном развитии собственных де­тей — Жаклин, Люсьен и Лорен — легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов. Более 50 лет он провел в собственном домике










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...