Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методывозрастнойипедагогическойпсихологии
17 ты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования и особенно хороши при изучении детей (например, невербальная шкала теста интеллекта Векслера — рис. 1). Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, воз-можностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Важным является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимство-в а н и е результатов, консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая ф о р м а обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.
Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования испытуемому сначала предъявляют задание средней трудности. В случае правильного решения уро-случае ошибки — снижается. Та-относительно небольшого ко- ] 8 ГлаваI. Предмет, задачииметодывозрастнойипедагогическойпсихологии личества заданий может быть достоверно установлен точный показатель успешности испытуемого. Как правило, тесты конструируются на основе компьютерного предъявления заданий с учетом индексов трудности. Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, с т р е м и в ш и м с я охватить «измерением и числом операции ума». Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д. Существуют различные тесты интеллекта, позволяющие определить IQ — к о э ф ф и ц и е н т интеллектуальности человека, который рассчитывается по формуле Широко распространен тест Векслера, позволяющий не только получить «общий интеллектуальный показатель» для детей 4—16 лет, но также оценить отдельно вербальный и невербальный интеллект ребенка. Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей. § 2. Методывозрастнойипедагогическойпсихологии 19 Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Первые тесты креативности появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в с о в р е м е н н о й зарубежной психодиагностике. Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественной психологии разработана оригинальная методика «креативного поля» Д.Б. Богоявленской (1983). Тесты личностные — группа тестов, направленных н а измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным. Компьютерные тесты, несмотрянаихширокоераспространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога. Тесты скорости (англ. speedtests) — т и п психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий. 20 ГлаваI. Предмет, задачииметодывозрастнойипедагогическойпсихологии Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Существуют широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.д.) и комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные области обучения. Другую большую группу тестов школьных достижений1составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные тесты, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д. Тесты достижений ориентированы на измерение степени усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени, чем традиционная школьная оценка. Большинство тестов достижений предназначены для учителей, а не психологов. Разновидностью тестов достижений можно считать тесты критериально-ориентированные, которые предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты критериально-ориентированные — методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения'определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты См.: Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1997. § 2. Методывозрастнойипедагогическойпсихологии 21 представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами, позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп и наметить меры их ликвидации. Кроме того, существуют и тесты, ориентированные на социально-психологический норматив или общественно заданный объективный содержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития). Проективные методы (лат.projectio—выбрасываниевперед)— совокупность методик, направленных на исследование личности с п о м о щ ь ю использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Проективные методы — совокупность методик целостного изучения личности (что является для некоторых авторов основанием рассмотрения их как одной из форм личностных тестов). Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы. Различают следующие группы проективных методик1: 1) конститутивные-структурирование,оформлениестимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха); 2) конструктивные—созданиеизоформленныхдеталейосмысленного целого (например, тест Мира); 3) интерпретативные—истолкованиекакого-либособытия, ситуации {тест тематической апперцепции); 4) катартические—осуществлениеигровойдеятельностив специально организованных условиях {психодрама); 5) экспрессивные—рисованиенасвободнуюилизаданную тему (например, методика «Дом-дерево—человек», рис. 2); 6) импрессивные—предпочтениеоднихстимулов(какнаиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера); 7) аддитивные—завершениепредложения,рассказа,истории (например, разные варианты завершения предложения). См.: Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 22 ГлаваI. Предмет, задачииметодывозрастнойипедагогическойпсихологии
Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования — принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития (их содержание р а с к р ы т о в курсе о б ш е й психологии). При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития: а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формиро-в а н и я л и ч н о с т и ; б) рассмотреть степень сформиро-ванности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе; в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. При реализации принципа единства психики и деятельности учесть: а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития; б) фактическую трансформацию этого принципа в принцип изучения детей в процессе их обучения и воспитания; в) необходимость изучения поведения и деятельности ребенка в рамках трех ее типов - ведущей, зарождающейся новой, более прогрессивной и сохраняющейся «прошедшей» формы деятельности. Содержание принципа объективности в возрастной и педагогической психологии также включает ряд моментов: а) при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка (школьника) учитывать социально-экономические, исто- § 2. Методывозрастнойипедагогическойпсихологии 23 рические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп; в) методики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде. При реализации принципа развития необходимо: а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому; б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях; в) создавать условия для определения актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальных возможностей. Специфические требования предъявляются и к конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов. При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования: а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче (подробнее см.: [15, с. 35-74; 4, с. 2-19]). Завершим главу о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии высказыванием видного отечественного психолога Б.М.Теплова о том, что «объяснение в психологии включает в себя: 1) соотношение субъективного образа с той объективной реальностью, которая является объектом отражения; 2) установлениенервныхмеханизмовпроцессаотражения; 3) выяснениезависимостиявленийсознанияоттехобщественных условий, которыми они определяются, и от той объективной деятельности, в которой выражается бытие человека» [20, с. 288]. 24 ГлаваI. Предмет, задачииметодывозрастнойипедагогическойпсихологии Литература 1. АнаньевБ.Г.Ометодахсовременнойпсихологии//Психологические методы. Л., 1976. 2. БлонскийП.П.Педология/Подред.В.А.Сластенина.М.,1999. 3. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Тексты/Сост.икоммент. О.Шуаре Марта. М.,1992. 4. ВолковБ.С.Методыизученияпсихикиребенка.М.,1994. 5. ВыготскийЛ.С.Лекциипопедологии.Ижевск,2001. 6. ГабайТ.В.Педагогическаяпсихология:Учеб.пособие.М.,1995. 7. ЗалкиндА.Б.Педология:утопияиреальность.М.,2001. 8. ЗеньковскийВ.В.Психологиядетства.Екатеринбург,1995. 9. ЗимняяИ.А.Педагогическаяпсихология:Учебник.М.,1999.
10. КулагинаИ.Ю.Возрастнаяпсихология.М.,1996. 11. КрайгГ.Психологияразвития.СПб.,2000. 12. НемоеPC.Психология:Учебник.Кн.2.М.,2001. 13. НикольскаяА.А.Возрастнаяипедагогическаяпсихологиявдореволюционной России. Дубна, 1995. 14. ОбуховаЛ.Ф.Детскаявозрастнаяпсихология.М.,1999. 15. Практикумповозрастнойипедагогическойпсихологии/Подред. А.И. Щербакова. М., 1987. 16. РавенДж.Педагогическоетестирование:проблемы,заблужде 17. РегушЛ.А.Практикумпонаблюдениюинаблюдательности.СПб., 2001. 18. СтоляренкоЛ.Д.Педагогическаяпсихология.Ростовн/Д,2000. 19. ТалызинаН.Ф.Курспедагогическойпсихологии.М.,2000. 20. ТеплоеБ.М.Избранныетруды:В2т.М.,1985.Т.2. 21. УшинскийК.Д.Человеккакпредметвоспитания//Собр.соч.М., 1948. Т. 8. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для закрепления материала по теме и овладения приемом самозачета для всех последующих тем оцените качество усвоения нижеперечисленных понятий. Возрастная психология, лонгитюдный метод исследования, ме План-заданиедлясамостоятельнойработы 25 ОБРАЗЕЦ Начало: ч мин Письменный самозачет |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |