Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе




в Альпах, обобщая результаты своих наблюдений, и каждую осень спускался с гор, чтобы передать новые материалы для книг и ста­тей. Умер Ж.Пиаже в Женевской больнице 16 сентября 1980 г.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятель­ности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть актив­ности детей приходится на игры, которые ученый рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, «обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умствен­ного развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 боль­ших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления - от 7 до 11 лет; 4) период формально­логического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

Жан Пиаже сравнительно мало исследовал проблемы соци­ального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредото­чился на объяснении умственного (интеллектуального) развития.

Новым и перспективным направлением в психологии разви­тия является разработка проблем формирования так называемого социального интеллекта, который обеспечивает человеку позна­ние и ориентацию в социальной действительности. Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта.

Нулевая, досоциальная стадия — когда ребенок не ориенти­руется в мире социальных отношений, не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диф-ференцировки внешнего и внутреннего мира, когда мысли и чув­ства (свои и чужие) выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.

Вторая стадия согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробу­ет занять позицию другого человека и предлагает партнеру приме­рить свою позицию.

Третья стадия развития социального интеллекта достигается с пониманием системы человеческих взаимодействий (10—12 лет).


§ 1. Причиныисущностьпсихическогоразвитияребенка                                     39

Четвертая стадия социального развития предполагает осозна­ние разных уровней человеческой близости и умение или способ­ность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману1

 

 

Основная характерис­тика отношений

Области социального взаимодействия

Понимание себя Близкие дру­жеские отно­шения Отношения в группе свер­стников Отноше­ния с ро­дителями
0. Эгоцент­ризм Недифферен­цированная психофизио­логическая целостность Случайные, неустойчивые игровые контакты Вещно-телесные связи Прагма­тизм
1. Субъекти­визм Выделение своих намерений, чувств, мыслей Односторон­няя помощь Несиммет­ричные отношения Автори­тарность
2. Рефлек­сивность Самопознание Сотрудни­чество Партнерство Эмоцио­нальное взаимо­понимание
3. Взаим­ность Устойчивая самоиден­тичность Взаимный обмен личностно значимыми содержаниями Гомогенная группа Личная ответ­ственность
4. Глубина Интегриро­ванная сис­тема различ­ных «Я»-сос-тояний Добровольная взаимозави­симость самостоятель­ных личностей Плюралис­тическая организация  

' См.: Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 4 6 - 4 7 .


40     Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе

Высший уровень развития социального интеллекта не всегда связан с высшей стадией интеллектуального развития (по Ж. Пи­аже), так как между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответ­ствия.

Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным раз­витием человека. Он различал три основных уровня развития мо­ральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1. Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Мораль­ность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2. Конвенциональный уровень развития моральных суждений до­стигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как исти­ну в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3. Постконвенциональный уровень развития моральных сужде­ний достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подро­сткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отли­чаться от норм референтной группы. Выведенные самим челове­ком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отно­шений между людьми и т.д.).

Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что вторая (конвенциональная) стадия развития моральных суждений недостижима для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющая­ся, согласно Ж.Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.

Развитие детской эмоциональности подробно изучалось в ра­ботах Генри Дюпона, который описал шесть стадий этого разви­тия, из которых две последние стадии являются не возрастными, а избранными (элитарными).

1. Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального разви­тия характеризуется слитностью детских самоощущений (удоволь­ствия или неудобства, боль). Ребенок до 3—4 лет называет внеш­ние причины своего настроения: плохая погода, болезнь, отсут­ствие чего-то привлекательного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...