Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




Остановимся более подробно на методах исследования, ис­пользуемых в возрастной и педагогической психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследова­ния в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамическо­го процесса развития и формирования психологических состоя­ний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов.Психическая деятельность всегда по­лучает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности чело­века, исследуя его поступки, поведение, общение и др.

В отечественной психологии выделяются четыре группы мето­дов (по Б.Г. Ананьеву (1, с. 23—35]).

Кпервой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и ком­плексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяет­ся в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление раз­личных типов малых групп и т.д.), в патопсихологии и дефектоло­гии (сравнение больных со здоровыми и т.п.). В психологии разви­тия сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюд-ных («продольных») исследований. Сравнительно-возрастной ме­тод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры «поперечных» срезов изучае­мое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают дли­тельное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда


§ 2. Методывозрастнойипедагогическойпсихологии                                          11

лет, не случайно их называют «продольными» исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возра­стной и педагогической психологии, считается генетический ме­тод. Этот метод применяется в вариантах: 1)генеалогическое ис­следование (изучение родственников); 2) исследование прием­ных детей и родителей; 3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар). Интересные иссле­дования с помощью близнецового метода проведены при сравне­нии близнецов, каждый из которых проходил свою систему обу­чения или при проживании в различных семьях.

В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комп­лексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологичес­кого, психического, социального развития личности и др.).

Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся на­блюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные мето­ды; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социомет­рия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятель­ности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути чело­века, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно ак­тивно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный француз­ский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. По­этому в возрастной и педагогической психологии нередко исполь­зуетсявариантестественного эксперимента, осуществляемыйв рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего че­ловека. Спецификой возрастной и педагогической психологии сле­дует признать так называемый формирующий эксперимент, в рам­ках которого создаются специальные условия изучения динамики


12 ГлаваI. Предмет, задачииметодывозрастнойипедагогическойпсихологии










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...