Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школьный тест умственного развития (ШТУР).




Область применения:Тест предназначен для измерения интеллектуальных способностей учащихся.

Возрастной диапазон применимости:Тест предназначен для учащихся 7-10 классов.

Описание:Школьный тест умственного развития (ШТУР) представляет собой компьютерную версию теста, разработанного отечественными психологами.

Тест состоит из 6 субтестов, которые включают в себя измерение:

– осведомленности учащегося

– способности к подбору аналогий

– способности к классификации

– способности к обобщению

– способности к произведению операций с числовыми рядами.

В 1-ом субтесте (осведомленность 1) испытуемому необходимо выбратьодин из вариантов ответа на приведенные вопросы, касающиеся общих испециальных знаний по школьным предметам.

Затем испытуемый переходит ко 2-ому субтесту (осведомленность 2), в котором ему необходимо из предлагаемых вариантов выбрать синоним кпредъявленному слову (например, аргумент — а) довод, б) согласие, в)спор, г) фраза). Здесь в основе заданий лежит общая эрудиция ученика иего способность толковать основные понятия.

В 3-ем субтесте оценивается способность испытуемого устанавливать причинно-следственные связи между парой слов и подбирать недостающееслово аналогично данному типу связи. Так, в задании приводится связка«числительное : количество = глагол : ?». Ниже приведены варианты недостающего слова — а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д)спрягать. Испытуемый выбирает правильное, по его мнению, слово, щелкаяпо нему мышкой, и переходит к следующей паре слов.

В 4-ом субтесте оценивается способность к классификации понятий путемисключения лишнего из ряда слов. Задание достаточное простое и понятное, почти никогда не вызывающее затруднений у школьников.

В 5-ом субтесте, предназначенном для оценки способности к обобщению,предлагается найти общее между двумя предъявленными словами. К примеру, к паре «ложка-чашка» следует указать «посуда». В отличие от предыдущих субтестов здесь вариантов ответа нет — свой ответ необходимоввести через клавиатуру. ВНИМАНИЕ: оценка выполнения данного субтестапроизводится вручную инструктором (им может быть сам психолог или учитель — желательно, чтоб он был беспристрастен к ученику в этот момент).Объяснения связи между словами, введенные школьником, сравниваются скомпьютерными вариантами (оценка по бинарной шкале — либо «правильно», либо «неправильно»).

В 6-ом субтесте в качестве стимульного материала предлагаются числовыеряды. Испытуемому необходимо, проанализировав закономерность каждой последовательности чисел, продолжить ряд, назвав следующее число. В тесте имеются две формы (А и Б), различающиеся по степени сложностизаданий — для старших школьников рекомендуется использовать форму Б.

Основное назначение теста — измерение уровня интеллектуального развития учащихся 7-10 классов средней общеобразовательной школы. По общим результатам теста (показатель умственного развития, количество правильных ответов и общее количество баллов) можно судить о соответствииребенка возрастным и учебным нормам, а также общему уровню класса, вкотором он обучается.

Тест ШТУР позволяет определить склонность учащегося к тому или иномупрофилю обучения, а так же уровень сформированности у него отдельныхмыслительных операций. Частные результаты теста необходимы при формировании профильных классов и распределения в них детей, а также дляпервичной профориентации учащихся.

Количество вопросов:

1-й субтест –20 заданий;

2-й субтест –20 заданий;

3-й субтест –25 заданий;

4-й субтест –20 заданий;

5-й субтест –19 пар слов;

6-й субтест –15 числовых рядов.

Общее количество заданий – 119.

Время прохождения теста:

1-й субтест – 8 минут;

2-й субтест – 4 минуты;

3-й субтест – 10 минут;

4-й субтест – 7 минут;

5-й субтест – 8 минут;

6-й субтест – 7 минут.

В целом на выполнение всего теста уходит около 50 минут.

Описание шкал:

Осведомленность 1. Высокие показатели означают, что испытуемый обладает широким кругозором, ему легко даются школьные предметы, он легчедругих справляется со сложными жизненными проблемами. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемому не достает информации обокружающем мире, могут возникать проблемы со школьными предметами.

Осведомленность 2. Высокие показатели означают, что испытуемый хорошоэрудирован, способен оперировать понятиями. Низкие показатели свидетельствуют о низком уровне общей осведомленности, ему необходимо расширять кругозор.

Способность к подбору аналогий. Высокие показатели свидетельствуют отом, что испытуемый хорошо понимает причинно-следственные связи между понятиями, способен делать суждения. Низкие показатели означают, что испытуемому сложно рассуждать об основных понятиях и устанавливать между ними связь. Способность к классификации. Высокие показатели свидетельствуют о том,что у испытуемого сильно развито логическое мышление, он способенклассифицировать понятия по различным признакам. Низкие показателиуказывают на то, что испытуемому сложно выстраивать логические цепочки, классифицировать основные понятия и т. п.

Способность в обобщению. Высокие показатели свидетельствуют о том, чтоу испытуемого хорошо развито логическое мышление, он может свободнообобщать понятия, находя общий признак. Низкие показатели указываютна слабо развитое логическое мышление у испытуемого, ему трудно находить связь между понятиями.

Способность к произведению операций с числовыми рядами. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый может уверенно анализировать связь между событиями и явлениями, прогнозировать последующиесобытия и явления. Низкие показатели указывают на то, что испытуемыйиспытывает затруднение при анализе связей между явлениями.

Уровень умственного развития. Высокий балл указывает на высокий уровень умственного развития. Низкий балл указывает на низкий уровень умственного развития.

Интерпретация результатов:

Результаты по каждому субтесту (кроме 5-го субтеста) вычисляются путемподсчета правильно выполненных заданий. В 5-ом субтесте результатыоцениваются в зависимости от качества обобщения от 0 до 2 баллов. Дляобработки используется таблица примерных ответов.

Интерпретация общего балла:

– 7 класс: ниже 30 баллов – низкое умственное развитие; выше 75 баллов – высокое умственное развитие;

– 8 класс: ниже 40 баллов - низкое умственное развитие; выше 90 баллов- высокое умственное развитие;

– 9-10 класс: ниже 45 баллов - низкое умственное развитие; выше 100баллов - высокое умственное развитие.

По результатам теста класс подразделяется на 5 групп:

– наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;

– близкие к успешным – 20 % от общего числа испытуемых;

– средние по успешности – 40% от общего числа испытуемых;

– мало успешные – 20 % от общего числа испытуемых;

– наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

Оценка индивидуальных показателей по тесту:

Высокое умственное развитие:

– 7 класс – более 54%;

– 8 класс – более 65%;

– 9 класс – более 72%;

– 10 класс – более 80%;

Низкое умственное развитие:

– 7 класс – менее 21%;

– 8 класс – менее 28%;

– 9 класс – менее 32%;

– 10 класс – менее 36%.

Опросник 16-ти личностных факторов Р. Кеттелла. (см. 10 вопрос 2 части)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 552.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...