Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пятифакторный личностный опросник – NEOAC.
. Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности. Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого. В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. ХийджироТеуйн) в адаптации А.Б. Хромова. Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность). Теоретические основы Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности. Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся: • “нейротизм” (neuroticism, N), • ”экстраверсия” (extraversion, E), • “открытость опыту” (opennesstoexperience, O), • “согласие” (agreebleness, A), • “сознательность” (conscientiousness, C). Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность. Миннессоттский многофакторный личностный опросник (MMPI). Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. MMPI. является реализацией типологического подхода к изучению личности (тип как целостное образование, не сводимое к комбинации личностных черт; системность и целостность в изучении личности)и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте 16+ с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т — "!!", 110—119 Т — "!", 100—109 Т — "**". Существует несколько способов кодирования "профиля". Ниже представлены основные клинические шкалы При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как "патологического" может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал MMPI, в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI "измеряется" не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности "профиля личности" влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и, прежде всего, независимыми от результатов полученных с помощью MMPI), данными о личности обследуемого. Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е годы. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений. (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами. Л. Н. Собчик разработала более полный вариант (тест СМИЛ стандартизированный многофакторный метод исследования личности , 1971, ). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 776. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |