Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа (Дж. Олдхэм и Л. Моррис).




Авторы английской версии - Дж. Олдхэм, Л. Моррис.

Автор данной русской версии — доктор биологических наук, профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института Ю. В. Щербатых.

В основу опросника положена классификация расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации» (отраженная в DSM-IV) и широко применяемый в США тест «Экспертизы расстройства личности». Тем не менее, несмотря на свое «клинический» базис данный тест хорошо работает для выявления как «нормальных» типов личности, так и их акцентуаций со всеми переходами от нормы к психической патологии.

Достоинства опросника заключаются в универсальности (он применим как в для диагностики личностных проблем, так и при подборе персонала организаций); сочетании относительной компактности и многомерности (117 вопросов позволяют оценить 14 личностных факторов и степень искренности испытуемого); высокой надежности (повторное применение теста показала относительную стабильности результатов).

Содержание теста: Опросник содержит 14 основных шкал (типы личности) и шкалу искренности. Число вопросов по каждой основной шкале варьирует от 7 до 9, в шкале искренности — 10 вопросов

Процедура тестирования: имеется бланковый вариант теста и компьютерная версия. Тестирование занимает около 20 минут.

Форма представления результатов: табличная, графическая и текстовая (описательная).

Средние показатели: даны на основании анализа выборки лиц в возрасте от 18 до 56 лет. Средние результаты даются отдельно для мужчин и для женщин.

Дополнительные услуги: на базе данного теста по заказу организаций и фирм Центр профориентации разрабатывает профессиограммы для тех или иных специальностей.

Техника подсчета результатов исследования достаточно трудоемкая и требует значительного внимания психолога. После перевода «сырых» показателей в стандартизированные величины строится график. По результатам теста получается уникальный для каждого человека профиль, состоящий из 14 типов, составляющих «автопортрет личности». В автопортрет личности входят следующие типы: A - бдительный тип, В - одинокий тип, С - идеократический тип, D - авантюрный тип, Е - деятельный тип, F - драматический тип, G - самоуверенный тип, Н - чувственный тип, I - преданный тип, J - добросовестный тип, К - праздный тип, L - агрессивный тип, М - тип, склонный к самопожертвованию, N - серьезный тип.

Следует отметить, что в автопортрете личности "высокие" будут те типы, стилями которых личность добивается более удовлетворительного и адаптивного функционирования, и наоборот.

Помимо основных 14 шкал опросник содержит шкалу искренности, включающую 10 вопросов. Опросник может использоваться на возрастных группах от 18 до 56 лет.

Наряду с нормальными типами личности авторы описали варианты патологических расстройств, что позволяет использовать опросник в психиатрической практике. Но, несмотря на это, опросник прежде всего говорит о наличии в вашей личности полезных и не очень полезных качеств одного из 14 стилей поведения, а не о психическом расстройстве.

Методика позволяет определить внутриличностные конфликты и нарушения межличностного взаимодействия, что позволяет ее применять в психотерапевтической практике.

В целом, типология составлена и описана в терминах, делающих ее широко применимой в психологическом консультировании, а определение наиболее адаптивной и комфортной деятельности для человека делает ее широко применимой в профориентации.

Проективные методики экспрессии (рисунок человека).

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз личностных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятельности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисованию человеческой фигуры.

В качестве примера такой графической методики можно назвать методику К. Маховер «Нарисуй человека» (MachoverDraw-a-PersonTest- DAP). Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном носит качественный характер и опирается на изучение некоторых параметров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенности стиля. Работы по определению валидности этой методики дали противоречивые результаты. Наиболее систематичные и четко организованные исследования, выполненные К. Свенсером, С. Уотсоном, Дж. Феллингом и другими, не подтвердили предложенную К. Маховер диагностическую интерпретацию. Трудности анализа связаны также с тем, что индивидуальные различия в способности к рисованию отражаются на общем качестве рисунков.

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз личностных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятельности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисованию человеческой фигуры.

В качестве примера такой графической методики можно назвать методику К. Маховер «Нарисуй человека» (MachoverDraw-a-PersonTest- DAP). Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном носит качественный характер и опирается на изучение некоторых параметров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенности стиля. Работы по определению валидности этой методики дали противоречивые результаты. Наиболее систематичные и четко организованные исследования, выполненные К. Свенсером, С. Уотсоном, Дж. Феллингом и другими, не подтвердили предложенную К. Маховер диагностическую интерпретацию. Трудности анализа связаны также с тем, что индивидуальные различия в способности к рисованию отражаются на общем качестве рисунков.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе

Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...