Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиографирование, принцип составления профессиограмм
Профессиограмма- описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста; Способ фиксации профессиографического материала:текстовое описание (описательный способ): таблица;аналитический график ;диаграмма Распространенной является комплексная профессиограмма , где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям: четко выделять предмет и основные результаты труда подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека ; описывать профессию целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных; показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего); иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.); описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека. При более детальном рассмотрении профессиограмма должна содержать в себе следующие составляющие. . Предназначение, "миссия" профессии, ее роль в обществе . Распространенность профессии . Предмет труда в профессии. . Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии. . Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, . Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда.. . Условия труда . Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии. . Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, . Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата. . Права представителя данной профессии: . Обязанности представителя данной профессии . Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, . Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, Принципы составления психограмм Психограмма (описание человека труда в профессии) представляет собой перечень психологических качеств, желательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся: I. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста: . Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. . Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала. . Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. . Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом. II. Характеристики операциональной сферы специалиста: . Психологические знания о труде, о профессии. . Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). . Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту. . Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии. . Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста. . Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере. . Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |