Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризисы профессионального становления




Кризисы профессионального становления - это непродолжительные по времени периоды, связанные с кардинальной перестройкой личности и изменениями вектора ее профессионального развития.

В процессе проф.становления личности выделяют следующие стадии: оптации, проф.образования и подготовки, проф.адаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. Переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления:

Садия оптации - формирования проф.намерений. К 14 годам уже сформированы знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от проф.намерений изменяется и мотивация. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего - кризис учебно-профессиональной ориентации. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения проф.образования или проф.подготовки.

. На стадии проф.образования многие переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности проф.выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы проф.обучения, преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную.

. После завершения проф.образования наступает стадия проф.адаптации. Кардинально изменяется проф.ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: 1)конструктивный: активизация проф.усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; 2)деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение проф.функций.

. Следующий нормативный кризис проф.становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. Личность начинает испытывать потребность в дальнейшем проф.росте, в карьере. При отсутствии перспектив проф.роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии.

. Дальнейшее проф.развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Специалист становится профессионалом. Во многих случаях личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим проф.положением. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается "Я-концепция", вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию проф.становления - стадию мастерства.

. Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего проф.развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Проф.самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми. Кризис социально-профессиональной самоактуализации, - это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса - увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

. Следующий нормативный кризис проф.развития обусловлен уходом из проф.жизни, человек уходит на пенсию. Для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправдано было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинга социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

. После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Наступает кризис социально-психологической адекватности. Способы преодоления: «новые старики» могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в привычных сферах профессиональной деятельности, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т.п. Главное - насытить жизнь активной деятельностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...