Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические принципы К.Д. Ушинского




1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

 

       Особенности школьного образования
       и педагогических теорий в россии
       в 1920–1930 гг.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А.В. Луначарский и
Н.К. Крупская.

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план единой совет-ской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

n разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

n большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

n значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком определении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920–30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н. К. Крупской.

Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

С.Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А.С. Макаренко.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии: хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых — педагогов того времени.

 

       Педагогические идеи
       П.П. Блонского и А.С. Макаренко

Павла Петровича Блонского (1884–1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов двадцатых годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследования блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своебразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и другое — имеют значение до сих пор.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды,
условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

       Гуманистические педагогические идеи
       В.А. Сухомлинского

В.А. Сухомлинский (1918–1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на
40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника —
к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

 

       Педагоги-новаторы

В конце 70-х — начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В.Ф. Шаталова,
Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш. Амонашвили
.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логиче-ские связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценка знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам — научи товарища».

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замк-нутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни.
Е.И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

 

       Каковы направления современной
       зарубежной педагогики?

Современная зарубежная педагогика представлена следующими наиболее заметными концепциями: традиционалистической, рационалистической моделью, феноменологическим направлением.

Представители традиционизма (Ж. Махсо, Л. Кро, Ж. Капель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.С. Финн (США) и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию как ретранслятора культуры прошлого.

Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу.

Представители феноменологического направления (А. Маслоу) исповедуют гуманистическую направленность образования. По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье,
Ж. Капель, Ш. Фурастье).

Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу,
К. Роджерс) в центр воспитания и обучения выставляет интересы, психику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис — бережное отношение к личности ребенка.

Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А. Медичи, А. Фабр и др.) формулируются в главном постулате: личность — это прежде всего биологическое существо с природной рефлексией.

Экзистенциальная педагогика рассматривает гуманизацию воспитания, обучения, школы, т. е. поворот к личности ребенка.

Можно отметить существование в современной зарубежной педагогике пяти основных парадигм:

n традиционалистическая, или парадигма «знаний»:главная цель обучения и воспитания — дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; «плохой» ученик — это незнающий ученик;

n технократическая прагматическая парадигма:главная цель педагогического процесса — дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой и прочим;

n бихевиоральная поведенческая парадигма:главная цель педагогического процесса — сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе;

n гуманистическая парадигма:главная цель педагогического процесса — способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

n теологическая парадигма:основное направление педагогиче-ского процесса — в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека.

 

       Каковы современные проблемы образования?

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойственную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования,
а особенно высшего образования, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

n она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

n по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире;

n она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам;

n она традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективируют недостатки отечественного высшего образования:

n в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методическую базу;

n бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности, его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное благополучие;

n чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

n усредненный подход к личности, валовый выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованности. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;

n тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;

n вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

n изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импорт-ные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологий;

n экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в том числе. Следует отметить ряд количественных характеристик, подчеркивающих кризисное состояние высшей школы в России:

n наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов (за 10 лет число студентов сократилось на 200 тыс. человек);

n существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

n отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1990 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподавателей) и многое другое. В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса может привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественных богатств — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только путем реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования — с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования, даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценностей.

Новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризацииобразования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

n во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментализация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России — это далеко не простая проблема;

n во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства.

Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непо-средственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это — так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который «впитывают» в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

Напомним, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творче-ских способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия.Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

n единство федерального образовательного пространства;

n открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

n приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

n восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

 

Тесты по педагогике

 

  1. Термин педагогика в качестве названия науки о воспитании первые возникла:

а) в Древнем Египте;

б) в античной Греции;

в) в античном Риме;

г) в средневековых монастырях.

 

2. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний:

а) в Древней Греции;

б) в эпоху Возрождения;

в) в начале XYII века;

г) в начале XIXвека.

 

3. Какие проблемы исследует педагогика:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности их влияние на воспитание;

б) определении целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование и разработка методов воспитания;

д) все ответы правильные.

 

4. Известный русский психолог А.Ф.Лизурский (1874-1917) является создателем метода:

а) педагогического эксперимента;

б) констатирующего эксперимента;

в) созидательно преобразующего эксперимента;

г) контрольного эксперимента;

д) естественного эксперимента.

 

5. Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающего ученого:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Коменского;

г) Френсис Бэкона;

д) Витторино де Фелитро.

 

6. Педагог XIX века, считающий необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого для этого физические наказания:а)

а)Джон Локк;

б) Иоганн Пестолоцци;

в) Иоганн Гербарт;

г) Адольф Дистервег;

д) Л.Н. Толстой.

 

7. Советским Песталоцци часто называют советского педагога:

а) П.П.Блонского;

б) А.С. Макаренко;

в) Сухомлинского;

г) В.В. Шаталова;

д) В.В.Криевского.

 

8. Самообразование – это:

а) система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие;

б) процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств;

в) деятельность человека, направленная на изучение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;

г) сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, приветственных норм, профессии, условий жизни;

д) все ответы правильные.

 

9. Правильно распределите последовательность этапов педагогического проектирования (1. 2. 3…..):

а) педагогическое конструирование;

б) педагогическое моделирование;

в) педагогическое проектирование.

 

10. Выделите три основные формы проблемного обучения:

а) мозговой штурм;

б) модульное обучение;

в) проблемное изложение;

г) педагогическая эвристика;

д) чистично-поисковая деятельность;

е) акмеологический подход;

ж) программированное обучение;

з) самостоятельная исследовательская деятельность.

 

 

Тест по дисциплине «Психология»

 

  1. Основная особенность психического отражения:

а) субъективность;

б) чувствительность;

в) активность;

г) спонтанность;

д) раздражительность.

 

  1. Психологическое явление:

а) нервный процесс;

б) интерес;

в) сердцебиение;

г) покраснение кожи;

д) рецептор.

 

  1. Самое существенное свойство психики:

а) первичность;

б) субъективность;

в) идеальность;

г) раздражительность;

д) материальность.

 

 

  1. Согласно материалистическим представлениям психика – это:

а) продукт самосознания;

б) неотъемлемое свойство материи;

в) свойство мозга, отражение объективной реальности;

г) носитель и причина наших чувств, желаний и мыслей;

д) внутренний мир человека, независимый от внешнего.

 

  1. Первая психологическая лаборатория была создана:

а) Вундтом;

б) в 1732 году;

в) для изучения функций сознания;

г) верны все ответы.

 

 

  1. Когнитивный подход настаивает на том, что:

а) индивидуум реагирует подобно машине;

б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую получает извне;

в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

 

  1. Согласно Пиаже, все дети:

а) проходят одни и те же стадии развития мышления;

б) проходят через все стадии развития мышления;

в) рождаются умными;

г) верны все ответы.

8. По теории Фрейда либидо – это энергия:

а) соответствующая потребности в самореализации личности;

б) возникающая в результате подавления полового влечения;

в) лежащая в основе жизненных влечений;

г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.

 

9.Гуманистический поход:

а) носит детерминический характер;

б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума;

в) основан на изучении приемлемых форм поведения;

г) все ответы верны.

 

10.Наше восприятие мира связано:

а) с культурой, к которой мы принадлежим;

б) с практикой;

в) с опытом ;

г) все ответы верны.

 

11. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится:

а) дополнить плохо очерченный контур;

б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;

в) сгруппировать сходные элементы;

г) все ответы верны.

 

12. Кратковременная память:

а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер;

г) все ответы верны.

 

13. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых людей;

г) все ответы верны.

 

14. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной ;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

 

15. Согласно Пиаже, развитие мышления связано главным образом:

а) с развитием речи;

б) с взаимодействие организма и окружающей среды;

в) с угасанием процесса ассимиляции;

г) все ответы неверны.

 

16. Отрицательные эмоции возникают от того, что имеющаяся информация

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна;

г) почти достаточна.

 

17. Стресс связан:

а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск;

г) все ответы верны.

 

 

18. Проявления сексуального поведения людей:

а) строго управляются внутренними механизмами;

б) определяются культурой;

в) относительно сходны в различных культурах;

г) мало видоизменяются в многочисленных культурах.

 

19. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами – это:

а) воспитанность;

б) авторитет;

в) задатки;

г) равнодушие;

д) все ответы правильны.

 

 

20. Личностные свойства, обусловленные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные отношения;

г) музыкальный слух;

д) зрительные свойства.

 

 

21. Понятия «индивид» и «личность» находятся в таком же отношении, как «задатки» и:

а) умения;

б) знания;

в) способности;

г) индивидуальность;

д) все ответы верны.

 

22. Понятия «человек» и «неповторимость» находятся в таком же соотношении, как «личность» и:

а) темперамент;

б) одаренность;

в) индивидуальность;

г) характер.

 

23. По типологии Шелдона, человек эктоморфного типа бывает:

а) крупным, застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

 

 

24. Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

 

25. Эпидов комплекс, который имел в виду Фрейд, развивается:

а) на оральной стадии;

б) на анальной стадии;

в) на фаллической стадии;

г) на генитальной стадии,

 

26. Архетипы, по Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:

а) к индивидуальному бессознательному;

б) к коллективному бессознательному;

в) к идеальному «Я»,

г) все ответы неверны.

 

27. Высший уровень развития структуры личности и соответственно проявляются:

а) в оценке статуса и позиции в обществе;

б) в самооценке себя как творческой индивидуальности;

в) в оценке социальной ситуации;

г) все ответы верны.

 

28. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главным, называются эффектом:

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) пигмалиона.

 

29. Процесс уподобления себя другому, отожествления себя с другими:

а) индентификация;

б) стереотипизация;

в) конформизм;

г) все ответы неверны.

 

30. Процесс эмоционального проникновения во внутренний мир другого человека, в его мысли, чувства, ожидания – это:

а) казуальная атрибуция;

б) социально-психологическая рефлексия;

в) эмпатия;

г) все ответы неверны.

 


 

Ф.И.О. полностью

Какое общеобразовательное учреждение профессионального образования закончил(ла), специальность по диплому

Ученая степень, ученое звание

Стаж научно-педагогической работы, годы

Основное место работы, должность

Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик)

Повышение квалификации

Всего

В т.ч.

Педагогический По дисциплине
Самыгин Сергей Иванович РГУ, Историк-преподаватель Д.с.н. 34 34 16 РГЭУ «РИНХ» штатный ИППК при РГУ в 2007г.

 

 

                                    

 

 
















СлоСловарь

А

абсолютный порог чувствительности— величина стимула, при которой начи­нает возникать ощущение

абулия— полное или частичное отсутствие побуждений к деятельности, падение активности, потеря интереса ко всему

агнозия— затрудненность узнавания предметов, звуков

адаптация— эффективное взаимодействие организма со средой

адаптация к труду— процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности

алкоголизм— заболевание, которое развивается в результате длительного зло­употребления спиртными напитками и характеризуется патологическим влечением к спиртному, психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя

амнезия— полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни

анимизм— вера в то, что любой объект обладает душой, которая может существо­вать независимо от этого объекта

аномалия— несоответствие задач, поставленных парадигмой, установленным фактам и закономерностям

антропогенез— развитие человека как вида

апперцепция— зависимость восприятия от прошлого опыта

артифициализм— объяснение возникновения предметов и явлений искусствен­ным путем

архетипы— наследственно передающиеся первичные идеи

аттракция— процесс формирования привлекательности человека для воспри­нимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений

аутизм— утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внут­ренний мир, отгороженность, замкнутость

афазия— полная или частичная потеря речи

аффект— быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио­нальное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стиму­лом

благодушие— беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком «пол­ного удовлетворения», без стремления к деятельности

большая диффузная группа— многочисленная, но нечетко определенная по со­ставу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь ло­кально и опосредствованно связанных друг с другом

 


 


 


бред— расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозак­лючения, не соответствующие действительности

брэнд— хорошо узнаваемая потребителем торговая марка, как правило, имеющая фирменное название, графическое решение в виде рисунка, логотипа, фирменного стиля

В

внешнегрупповая дискриминация— тенденция к установлению различий в оцен­ках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей»

внимание— осуществление отбора нужной информации, обеспечение избиратель­ных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием

внутригрупповой фаворитизм— тенденция оказывать предпочтение своей груп­пе в противовес интересам другой

восприятие— процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий

галлюцинация— расстройство восприятия, при котором человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприятие без объекта.

генерация альтернатив— процесс определения человеком возможных вариан­тов действия

генотип— набор генов индивида

гилозоизм— философское учение, в основе которого лежит представление о жиз­ни как всеобщем свойстве материи

гипермнезия— усиленное вспоминание, которое сочетается с ослаблением запо­минания текущей информации

гипомнезия— нарушение способности запоминать, удерживать, воспроизводить отдельные события и факты или их отдельные части

гипотимия— сниженное настроение

гносеология— философская теория познания

групповая оценка личности (ГОЛ)— способ получения характеристики челове­ка через взаимные оценки членов группы

групповое давление- процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида

девиантное поведение— отклонение от нормы, связанное с совершением поступ­ка или внеинституциональным поведением

дезадаптация— процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой

делинквентное поведение— противонормное сознательно осуществляемое пове­дение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом

деменция— приобретенное слабоумие

дереализация— расстройство восприятия, при котором окружающие больного предметы, люди, животные воспринимается измененными, что сопровождается чув­ством их чуждости, неестественности, нереальности

детерминация— генетическая связь явлений

деятельность— процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удов­летворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

дифференциальная психология— наука о психологических различиях между людьми и группами людей

дифференциальный порог— величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать

едва заметное различие— минимальное различие между физическими значени­ями стимулов, которое вызывает ощущение различия

Ж

жизненный путь— процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формиро­вание устойчивой и пластичной структуры личности

задатки— врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей

И

ид — совокупность бессознательных побуждений

идентификация— мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления

идентификация личности с профессией— процесс адаптации личности к требо­ваниям конкретной деятельности

идеология фирмы— система ценностей, выраженная в форме осознанных совмест­ных целей персонала организации

идиографический подход— исследовательский подход, ориентированный на опи­сание уникальных, единичных объектов

измененное состояние сознания— качественный сдвиг в характере психологи­ческого функционирования

иллюзия— расстройство восприятия, при котором реальные явления или пред­меты воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде

имидж— положительный образ фирмы, товара или человека, который создается средствами рекламы в сознании потребителей

имитация— формирование нового поведения путем воспроизведения чужих дей­ствий

имплицитная память— память без осознания предмета запоминания, или бес­сознательная память

инсайт — моментальное научение

интеллект— способность к мышлению

интроверсия— ориентация на внутренний мир, на собственные переживания

К

классическое обусловливание— выработка условных рефлексов когнитивный диссонанс— некоторое противоречие между двумя или более ког-нициями

когниция— любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения

коллективное бессознательное— совокупность всех врожденных архетипов константность восприятия— восприятие объектов как относительно постоян­ных по форме, размеру, цвету и т. д.

контрфакт— представление об альтернативном реальности исходе события конфликт— столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения

конформизм— изменение мнений, установок и поведения индивидов под влия­нием окружающих

креативность— интегративное качество психики человека, которое обеспечива­ет продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности

Л

»

лидерство— феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

локус контроля— характеристика того, где люди преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями

М

малая группа— небольшое по размеру объединение людей, связанных непосред­ственным взаимодействием

маниакально-депрессивный психоз (МДП)— эндогенное психическое заболе­вание, которое протекает в виде приступов или фаз с аффективными расстройствами и светлыми промежутками между приступами (ремиссиями)

маркетинг— система научных и практических взглядов, направленных на изуче­ние и управление рыночными отношениями

менталитет— глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, опреде­ляющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира

моббинг — постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег

монотония— однообразие деятельности

мотив— побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях

мотивация— совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность

мышление— опосредованное и обобщенное познание объективной реальности

Н

направленность— система устойчивых предпочтений и мотивов личности, зада­ющая главные тенденции поведения личности

наркомания— болезнь, которая возникает в результате систематического упот­ребления наркотиков и проявляется в психической, а иногда и физической зависимо­сти от них

настроение— слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна

научение — формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой

невроз— психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, пси-хогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений

нейротизм— свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и воз­будимостью

номотетический подход— исследовательский подход, направленный на уста­новление обобщений

образ жизни— совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности

общение— реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей

одаренность— индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит ус­пешность деятельности

олигофрения(умственная отсталость) — наследственное,- врожденное или при­обретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации

онтогенез— развитие индивидуальных организмов

оперантное обусловливание— научение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели

организационная культура— набор наиболее важных предположений, прини­маемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях

организационная психология— наука, изучающая социально-психологические закономерности поведения людей в организациях, а также социально-психологиче­ские характеристики самих организаций

организационный конфликт— интерактивное состояние, проявляемое в разно­гласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами

ощущение— процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений

п

память— способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со сре­дой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении

паника— стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмо­циональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха

панпсихизм— представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы

парадигма— тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец.

парамнезия— ошибочное, ложное, превратное воспоминание

перенос— влияние раннее приобретенного индивидуального опыта на его после­дующее формирование

подкрепление— предмет или событие, которое значимо для организма

поступок— действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности

предмет психологического исследования— структура субъекта психической де­ятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью

предпринимательство— целесообразная деятельность индивида или группы ас­социированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда

принятие решения ~ совокупность психических процессов, основными функци­ями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их по­лезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора

простая раздражимость— способность отражать только жизненно значимые воздействия среды

профессиограмма— описание различных объективных характеристик профес­сии

профессиография— комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии

профессионал— специалист в определенной области трудовой деятельности

профессионализация— формирование специфических видов трудовой активно­сти человека

профессиональная деформация личности— гипертрофированное развитие про­фессиональных особенностей личности

профессиональная надежность субъекта труда— уровень безотказности, бе­зошибочности и своевременности рабочих операций

профессиональная ориентация— система мероприятий по ознакомлению с ми­ром профессий и содействию в выборе профессии

профессиональная пригодность— соответствие человека требованиям конкрет­ной трудовой деятельности

профессиональное самоопределение— выбор профессии и последующее фор­мирование человека как профессионала

профессиональный отбор— выявление лиц, соответствующих по своим индиви­дуальным качествам требованиям конкретной специальности

профессия— совокупность форм деятельности, объединенных родственными осо­бенностями

психическая анестезия— потеря чувствительности, исчезновение ощущений как со стороны отдельных анализаторов, так и нескольких сразу при их полной анатомо-физиологической сохранности

психическая гиперестезия— обостренное, усиленное чувственное восприятие при воздействии обычных или даже слабых раздражителей

психическая гипестезия— понижение чувствительности к внешним раздражи­телям

психические свойства— индивидуально-психологические особенности, опреде­ляющие постоянные способы взаимодействия человека с миром

психический процесс— психическая функциональная система в действии

психическое состояние— внутренняя целостная характеристика индивидуаль­ной психики, относительно неизменная во времени

психогигиена— часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохра­нению и укреплению нервно-психического здоровья человека

психограмма— описание психологических характеристик деятельности

психодиагностика— наука о распознавании и измерении психологических осо­бенностей человека

психологическая готовность— психическое состояние, которое характеризует­ся мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности

психологическая коррекция— восстановление психических функций, а также ус­транение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстанови­тельного обучения

психологическая система деятельности— совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной дея­тельности

психологический отбор— оценка психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией

психологический стресс— состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения

психологическое консультирование— оказание помощи в определении, уточне­нии и решении проблем клиента

психология рекламы— наука, изучающая психические процессы в условиях вза­имодействия рекламиста и потребителя с целью эффективного удовлетворения нужд и запросов потребителя

психология трудовой деятельности— отрасль психологической науки, изучаю­щая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда

психометрическая функция— зависимость вероятности обнаружения (различе­ния) стимулов от их интенсивности

психопатия— аномалия характера, которая определяет психический облик, на­кладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколь­ко-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде

психотерапия— планируемый процесс психологического воздействия, направ­ленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и пу­тем структурной перестройки личности

психотизм— свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к дру­гим людям, неприятие социальных нормативов

психофармакология— раздел фармакологии, изучающий как влияние психотроп­ных средств на ЦНС, психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения нервно-психических заболеваний

работоспособность— возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества

распознавание образов— процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории

реактивный психоз— расстройство психики, возникающее под влиянием психи­ческой травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным от­ражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон

психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.)

редукционизм — принцип, объясняющий свойства объектов и явлений через наи­более простые процессы и свойства, лежащие в основе объясняемого

рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

речь — использование языка

самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя

сенестопатия — неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не свя­занные с какими-либо телесными заболеваниями

сензитивные периоды — интервалы онтогенеза, в течение которых организм наи­более чувствителен к определенным воздействиям среды

синестезия — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновремен­но ответ какого-то другого или нескольких анализаторов

слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологи­ческой нестабильности

соотношение Вебера — отношение едва заметного различия к величине исходно­го стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности вели­чине

социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптив­ное значение

социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой

социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаи­модействия

социальная установка — состояние психологической готовности личности вес­ти себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом

социальный институт — начало, организующее членов общества в систему от­ношений, ролей и статусов

социобиология — наука, объясняющая все феномены поведения человека с био­логических позиций

социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации

социоэкономика— экономика, опирающаяся при объяснении закономерностей экономического поведения на психологические, социологические, культурные и ант­ропологические знания об индивидуальном и социальном поведении, о процессах принятия решения и процессах сравнения, нормах и ценностях

специальность— конкретная форма деятельности в рамках определенной про­фессии

способности— психическое свойство, проявляющееся в успешности освоения и реализации деятельности

стратегия выбора— совокупность правил, с помощью которых человек обраба­тывает информацию о возможных последствиях альтернативных вариантов

сублимация— направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельно­сти, не связанных с прямым удовлетворением потребности

субъект труда— это активно действующий, познающий и преобразующий, обла­дающий сознанием и волей индивид или социальная группа

суперэго— психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества

толпа— стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характери­зующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии по­вышенного эмоционального возбуждения

труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетво­рения потребностей человека

удовлетворенность трудом— характеристика эмоционального отношения че­ловека к выполняемой им производственной деятельности

утомление— временное нарушении ряда психических и физиологических функ­ций в результате рабочей нагрузки

Ф

физиогномика— учение о связи между внешним обликом человека и его харак­тером

филогенез— эволюция биологических видов

фобия— навязчивый страх

функциональная надежность субъекта труда— свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении про­фессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством

функциональная система— система различных процессов, которые формиру­ются применительно к данной ситуации и приводят к полезному для индивида ре­зультату

функциональное состояние— интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и ка­честв, которые обусловливают выполнение деятельности

характер— совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека холизм— принцип, постулирующий невыводимость свойств целого из свойств компонентов и признающий целостность первичным началом










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...