Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)




 

       Способности

Способности — это индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приоб­ретение, фиксацию и эффективное практическое примене­ние.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности,в осно­ве своей биологически обусловленные, связанные с врож­денными задатками, формирующиеся на их базе, при нали­чии элементарного жизненного опыта через механизмы на­учения типа условнорефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности,имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечиваю­щие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою оче­редь подразделяются на:

а) общие,которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные,определяющие успе­хи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их
развитие (способнос­ти математические, технические, литературно-лингвистичес­кие, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические,определяющие склонность человека к абстракт-но-логическому мышлению, и практические,лежа­щие в основе склонности к конкретно-практическим дей­ствиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь раз­носторонне одаренным людям;

в) учебные,которые влияют на успешность педагогичес­кого воздействия, усвоение человеком знаний, умений, на­выков, формирования качеств личности, и творческие,свя­занные с успешностью в создании произведений материаль­ной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобрете­ний. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью,а высшая степень способностей лич­ности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности,связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам дея­тельности и общения, обладает общей одаренностью,т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки— это некоторые генетические детерминирован­ные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способ­ностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия— это особенности психических явлений (процес­сов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой кото­рых выступают особенности нервной системы, мозга, созда­ются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и обще­нии, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаи­модействия человека с окружающим миром в самом широ­ком значении этого слова. Индивидуальные различия явля­ются предметом изучения дифференциальной психологии.

Способности— не статичные, а динамические образова­ния, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и об­щения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей яв­ляется комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный,который обеспечивает высокое умение усваивать гото­вое знание, овладевать сложившимися образцами деятельно­сти и общения, и творче-ский,обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродук­тивный уровень включает элементы творческого, и наобо­рот.

       Понятие о темпераменте
       и его физиологических основах

Темперамент— это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоци­ональной возбудимости и уравновешенности, особеннос­ти приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худ­ших темпераментов — каждый из них имеет свои положи­тельные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозмож­но вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные осо­бенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темпера­мента. Такого рода типологии были практически полезны­ми, так как с их помощью можно было предсказать пове­дение людей с определенным темпераментом в конкрет­ных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «со­размерность». Древнейшее описание темпераментов при­надлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что тем­перамент человека определяется тем, какая из четырех жид­костей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвиничес­кий,
т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общи­тельный, легко переносит жизненные трудности и неуда­чи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет хо­лериком — желчный, раздражительный, возбудимый, не­сдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сме­ной настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то тем­перамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переклю­чающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобла­дает черная желчь («меланахоле»), то получается мелан­холик — несколько болезненно застенчивый и впечатли­тельный человек, склонный к грусти, робости, замкнуто­сти, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к не­взгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические осно­вы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, по­движности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (силь­ный, подвижный, неуравновешенный тип нервной сис­темы (н/с) — соответствует темпераменту холерика);
2) «жи­вой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с со­ответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответ­ствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловли­вает темперамент меланхолика).

 

       Типы темперамента
       и их психологические характеристики

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активнос­ти, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экс­траверсией — интроверсией, эмоциональной возбудимос­тью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамен­та.

Холерик— это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет не­терпение, порывистость, резкость движений, вспыльчи­вость, необузданность, несдержанность. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положитель­ных циклов подъема настроения и энергичности с отрица­тельными циклами спада, депрессии обусловливает неров­ность поведения и самочувствия, его повышенную подвер­женность к появлению невротических срывов и конфлик­тов с людьми.

Сангвиник— человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает из­менчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общи­тельный человек. Легко сходится с новыми людьми, и по­этому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он про­дуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интерес­ных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрес­совой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обста­новки.

Флегматик— человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рас­сердить, развеселить); обладает высокой работоспособно­стью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запо­минает все усвоенное, не способен отказаться от вырабо­танных навыков и стереотипов, не любит менять привыч­ки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настро­ение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик —человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухуд­шиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых). Незначительный повод может вызвать оби­ду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно мелан­холик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень скло­нен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невро­тические расстройства. Однако, обладая высокой чувстви­тельностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные ху­дожественные и интеллектуальные способности.

 

       Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстанов­кой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздей­ствиями. От темперамента зависит влияние различных фак­торов, определяющих уровень нервно-психического напря­жения (например, оценка деятельности, ожидание конт­роля деятельности, ускорение темпа работы, дисципли­нарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамен­та к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор,одна из за­дач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темпера­мента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путьприспособления темперамента к деятель­ности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований,
условий и способов работы (инди­видуальный подход).

Третий путьзаключается в преодолении отрицательно­го влияния темперамента посредством формирования по­ложительного отношения к деятельности и соответствую­щих мотивов.

Четвертый,основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельнос­ти — формирование ее индивидуального стиля. Под инди­видуальным стилем деятельности понимают такую инди­видуальную систему приемов и способов действия, кото­рая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент— это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление мо­жет искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чис­тые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы пове­дения и общения, например, сангвиник почти всегда ини­циатор в общении, он чувствует себя в компании незнако­мых людей непринужденно, новая не-обычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, сму­щает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отно­шения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода за­нятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламента­ции и монотонного труда обнаруживают большую продук­тивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая», и социально-ничтожная личность.

 

       Конституционные и клинические типологии

Конституционную типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (врожденные особенности те­лосложения человека предопределяются динамикой внут­риутробного развития младенца из трех зародышевых сло­ев: внутренний, средний, внешний). Первый тип телосло­жения — астеник(преимущественно шло развитие внеш­него зародышевого слоя) — человек хрупкого телосложе­ния, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удли­ненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом; вто­рой — пикник(преимущественно внутренний зародыше­вый слой) — человек малого или среднего роста, с выра­женной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее; тре­тий — атлетик— средний зародышевый слой обусловли­вает развитие крепкого скелета, выраженной мускулату­ры, пропорционального крепкого телосложения, широко­го плечевого пояса; четвертый — дипластик— человек с неправильным телосложением. С выделенными типами стро­ения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик,он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом при­спосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: «тонко чув­ствующие люди», идеалисты-мечтатели, холодные власт­ные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотими­ков происходит колебание между чувствительностью и хо­лодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит другого и при этом обидится сам»).

Их можно подразделить на следующие группы: 1) чис­тые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик,его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общи­телен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные ге­рои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) при­миряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики,они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими за­болеваниями, причем предполагает, что между нормаль­ным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое за­болевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофре­ния).

       Клинические типологии личности

На основе анализа клинического материала выделяют следующие типы патологических вариантов характера, от особенностей которых страдает сам человек или окружаю­щие.

Шизоидный тип— характеризуется внутренней оторван­ностью от внешнего мира, отсутствием внутренней после­довательности во всей психике; это странные и не­понятные люди, от которых не знаешь, чего ждать, они холодны к другим и очень ранимы сами. Шизоид игнори­рует то, что не соответствует его представлениям, свои требования строит независимо от реальности, у него своя логика, и это сказывается на его мышлении, которое но­сит индивидуальный, иногда очень оригинальный харак­тер; он замкнут, раздражителен, избегает общения.

Циклоидный тип— характеризуется многократной сме­ной периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности. Эти частые смены душев­ных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым.

Гипертимный тип— это постоянно веселые, беспеч­ные, жизнерадостные люди, у которых постоянно хоро­шее настроение, независимо от обстоятельств жизни («па­тологический счастливчик»), повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, сексуальные связи, хулиганство и т. п.).

Сензитивный тип— характерно постоянно понижен­ное настроение, во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется тягостной, бессмысленной, они пессимис­тичны, чрезвычайно ранимы, быстро устают физически, могут быть очень отзывчивыми, добрыми, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близких, но, остав­шись наедине, снова впадают в уныние.

Психастенический тип— характерны крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомне­ниям, их терзает страх за себя, за родных, для уменьшения тревоги и страхов они выполняют общепринятые суеве­рия, вырабатывают свои приметы и ритуалы действий по «защите себя от несчастий».

Эпилептоидный тип— характерна крайняя раздражи­тельность, нетерпимость к мнению окружающих, совер­шенно не выносят возражений, замечаний, в семье часто тираны, легко впадают в гнев, не могут сдержаться, выра­жают свой гнев в бранных словах, рукоприкладстве, теряя порой контроль над собственными действиями до полной невменяемости.

Конформный тип— характерно стремление подражать другим, «быть как все», осваивать стандарты поведения, взглядов, мнений, присущих данной социальной группе, не имея собственных позиций.

       Характер

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различ­ных видах деятельности. Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер— индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека в определенном отноше­нии: 1) к себе(степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям(индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу(лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т. п.); 4) в характере отражаются воле­вые качества:готовность преодолевать препятствия, ду­шевную и физическую боль, степень настойчивости, са­мостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характерче­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от­зывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характе­ра врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при лю­бом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.В структуре ха­рактера выделяют две группы черт. Под чертой характерапонимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его воз­можных поступках в определенных условиях. К первой груп­пеотносят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонно­сти, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуаль­но-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группеотносят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

 

       Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20–50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ак­центуация характера— преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим,
в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаи­моотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгла­диться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип­ным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благо­приятных условиях, когда не попадают под удар именно сла­бые звенья личности, такой человек может стать и незауряд­ным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету та­ланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50–80%). Определить тип акцентуации или ее от­сутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и пред­видеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический(гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный— постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) цикло­идный— общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности); 4) эмотивный(эмоциональный) — чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстратив­ный— выражено стремление быть в центре внимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбуди­мый— повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий— «за­стревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам,
в конфликтах чаще бывают актив­ной стороной; 8) педантичный— выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психас­тенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях; 10) экзальтированный(лабильный) — очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, слово-
охотливость, влюбчи­вость; 11) интровертированный(шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный(конформный) — высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамо­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

       Невроз. Виды неврозов

Невроз— приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятель­ности головного мозга без каких-либо признаков его ана­томического повреждения. Невроз является следствием не­удач, фрустрацией и межличностных столк-новений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Крат­ковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешатель­ства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых странах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предраспола­гающего фона болезнь может проявляться различными сим­птомами. Неврозы делят на три основных вида: неврасте­нию, истерию и невроз навязчивых состояний.Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их вос­питании и типичных неблагоприятных жизненных ситуа­циях. Так, люди «художественного типа», очень эмоцио­нально воспринимающие действительность, более склон­ные — к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навяз­чивых состояний, а среднее между ними (их большинство) — к неврастении.

Неврастения(лат. — «нервная слабость») — самая час­тая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных от­ношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражитель­ность по самым незначительным поводам. Им трудно со­средоточивать свое внимание, они быстро утомляются,
у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраи­вается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия— наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «непо­нятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начина­ется обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или, наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных тре­бований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тош­ноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возни­кает помимо желания человека и заставляет сильно физи­чески и морально страдать его самого. Избалованность, кап­ризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особенности характера человека провоциру­ют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний(психастения) — появ­ляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «за­разиться болезнью», потерять близкого человека, покрас­неть при беседе, остаться одному в помещении и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасе­ний, но не может от них избавиться.

 

       Сенсорная типология

Можно заметить, что люди думают по-разному, и раз­личия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта — визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип.Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зри­тельных образов; рассказывая что-то, эти люди часто жес­тикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые обра­зы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотри­те...», «Давайте представим...», «Я ясно вижу, что...», «Ре­шение уже вырисовывается...» В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип.Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушай­те...», «Это звучит так...» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоми­нании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип.Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы снача­ла воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспо­миная, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: «взять, схва­тить, ощутить, тяжелый», «Я чувствую, что...», «Мне тя­жело», «Не могу ухватить мысль...» и т. п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления со­знанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представ­ление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поисковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем,
у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить напи­санным, затем его проговорить и мысленно написать ру­кой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обо­значающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший кон­такт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы со­беседника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг дру­га, в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы.

Ярко выраженные визуалисты, кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр.

 

       Комплекс неполноценности и жизненный
       стиль (по Адлеру)

Термин «комплекс неполноценности»ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство не­полноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс не­полноценности», может затруднить позитивный рост и раз­витие. Однако умеренное чувство неполноценности побуж­дает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже силь­нее других», стремиться к совершенствованию,
к превос­ходству, к развитию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господ­ство над другими (что проявляется в жажде власти и агрес­сии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социальногоинте­реса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудов­летворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невро­тически преувеличенными, если чувство неполноценнос­ти слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направ­ление и задачи для деятельности человека. Например, че­ловек, который стремится к превосходству, личной влас­ти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недове­рие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не яв­ляются врожденными, первичными, это «вторичные фак­торы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль— это уникальный способ, выбран­ный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жиз­ни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изоли­рованными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление челове­ка о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретиру­ет свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцеп­ции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. Адлер полагал, что только посредством сотруд­ничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориенти­рованы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватно­сти являются корнем всех невротических стилей жизни.

       Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост— это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосход­ства к задачам конструктивного овладения средой и соци­ально полезного развития, сотрудничества с людьми. Кон­структивное стремление к совершенству плюс сильное об­щественное чувство и кооперация, сотрудничество — ос­новные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими си­туациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно сорев­новаться с ними. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои спо­собности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают вы­двигать односторонние требования к друзьям и семье. Соци­альный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют;
3) отверженность — тре­тья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвы­чайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холод­ными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (в стремлении к личному превосходству, власти замас­кирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить со­циальный интерес. Для понимания жизненного стиля, ко­торый образует связное целое, Адлер просил человека рас­сказать самые ранние воспоминания или наиболее выдаю­щиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистич­ной целью превосходства над всеми другими. Важно, что­бы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя — значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологи­ческих проблем, Адлер считал, что важно постепенно уве­сти человека от исключительного интереса к себе, переве­сти его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества.

       Типы людей и «локус контроля»

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственно­сти за происходящие с ним события. Впервые методы ис­следования этой характеристики разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известной является шкала «локуса конт­роля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положениях: люди различаются между собой по тому, где они локализуют кон­троль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1) Экстерналы— когда человек полагает, что происхо­дящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т. п.

2) Интерналы— когда человек интерпретирует значи­мые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что до­бились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни и что они способны с успехом достигать своих целей и в бу­дущем. Но они берут на себя ответственность и за все отри­цательные события, склонны обвинять себя в неудачах, не­приятностях, страданиях. Такие люди считают свои дей­ствия важным фактором в организации собственного про­изводства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обви­няет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Такой человек считает себя в силах контро­лировать свои неформальные отношения с другими людь­ми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно форми­ровать свой круг общения. Интернал считает себя во мно­гом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, ин­терналу присущи активная жизненная позиция, независи­мость и ответственность за себя. Люди-экстерналы, напро­тив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — пешки в этой жизни, и даже свои успехи, достиже­ния и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал — «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

 

Психология общения.
Социально-психологический феномен в группе

       Функции и структура общения

Общение— специфическая форма воздействия челове­ка с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин­формацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собесед­ника; перцептивная сторона общения — в процессе воспри­ятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным об­щение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же
понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значе­ние слова преломляется для человека через призму его соб­ственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, кото­рая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как обще­принятыми,
т. е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т. е. служить для большей вырази­тельности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, за­висит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) по­буждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации обще­ния.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выби­рает конкретные средства, речевые фразы, которыми бу­дет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов обще­ния.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения на­зывают «социальным интеллектом», «практически-психо­логическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

 

       Коммуникативная компетентность.
       Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация— процесс двустороннего обмена инфор­мацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуника­ция — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяе­мое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сигнализирующую о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как от­носятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность —способность уста­навливать и поддерживать необходимые контакты с други­ми людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понима­ние ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует раз­решению проблем, обеспечивает достижение целей с опти­мальным расходованием ресурсов). Коммуникативная ком­петентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной ком­муникации в определенном круге ситуаций межличност­ного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективно­го анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы ред­ко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми — поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а ин­терес возникает, когда человек осознает значение инфор­мации для себя:
с помощью этой информации можно по­лучить желаемое или предупредить нежелательное разви­тие событий;

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать вы­воды-заключения при отсутствии достаточного числа фак­тов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить пол­но свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оп­равдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тра­тить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнения­ми, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — по­лузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, про­блемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли дру­гой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «из­лияния».

 

       Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок»— формальное общение, когда от­сутствует стремление понять и учитывать особенности лич­ности собеседника, используются привычные маски (веж­ливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение
к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг дру­га без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение,когда регламентиро­ваны и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение,когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личност­ные расхождения.

5) Духовное, межличностное общениедрузей, когда можно за-тронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, дви­жениям, интонации. Такое общение возможно тогда, ко­гда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеж­дения, отношение.

6) Манипулятивное общениенаправлено на извлече­ние выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей лич­ности собеседника.

7) Светское общение.Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют ха­рактера коммуникаций.

Кодекс светского общения:1) вежливость, такт — «со­блюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общенияиной: 1) принцип коопера­тивности — «твой вклад должен быть таким, какого требу­ет совместно принятое направление разговора»; 2) прин­цип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесооб­разности — «не отклоняйся от темы, сумей найти реше­ние»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собесед­ника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради ин­тересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «веж­ливости»,
а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения долж-ны быть согласова­ны и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения— реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техника­ми и знания правил общения. Техника общения — сово­купность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

 

       Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, без­защитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, не­редко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая жен­щина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонст­рирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, на­пример, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, стар­шей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, на­чальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С пози­ции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-со­искателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрос­лого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, кри­тикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекаю­щий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: «Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является обще­ние двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

 

Р                  Р                       Р                     Р

 

Вз                Вз                     Вз                   Вз

 

Реб              Реб                   Реб                 Реб

 

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрос­лый своим спокойным, независимым, ответственным по­ведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равно­правную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет пода­вить собеседника и перевести его в позицию подчиняюще­гося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответствен­но отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в пози­цию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоци­рует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спо­койный характер («послушный Ребенок»), так и конфликт­ный («бунтующий Ребенок»). Встречаются замаскирован­ные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологичес­кий уровень общения. Например, общение продавца и по­купателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

       Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществля­ется по следующим основным каналам: речевой (вербаль­ный — лат. слова «устный, словесный») и неречевой (не­вербальный) каналы общения. Речь как средство обще­ния одновременно выступает и как источник информа­ции,
и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления сло­ва, его выразительность и доступность, правильность по­строения фразы и ее доходчивость, правильность произно­шения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, сред­ний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (рав­номерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения пока­зывают, что наиболее привлекательной в общении являет­ся плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выра­зительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; ну­левые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э»; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте ком­муникации человека слова составляют — 7%, звуки инто­нации — 38%, неречевое взаимодействие — 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человечес­ких чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица; жестика — жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика — прикосновение в ситуации общения: ру­копожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, оттал­кивания и пр.

3. Проксемика — расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в че­ловеческом контакте:

n интимная зона(15–45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в об­щении, тактильный контакт, прикосновение. Иссле­дования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное вы­деления адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в про­цессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

n личная, или персональная, зона(45–120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предпо­лагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор; социальная зона(120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, препода­вательских и других служебных помещениях, как пра­вило, с теми, которых не очень знают;

n публичная зона(свыше 400 см) подразумевает об­щение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — движение мышц лица, — отражающая внут­реннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесен­ные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с гла­зами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распо-знаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труд­нее воспринимаются человеком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истин­ных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении дают много информации, в язы­ке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

 

       Методы психологического воздействия

Прием воздействия— совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия— совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации актив­ности,поведения человека; 2) на установки, групповые нормы,самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния,в которых чело­век находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

1) Методы воздействия на источники активностина­правлены на формирование новых потребностей или из­менение побудительной силы имеющихся мотивовпо­ведения. Чтобы сформировать новые потребности у челове­ка, применяются следующие приемы и средства: вовлека­ют его в новую деятельность,используя желания челове­ка воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще без­различную деятельность, полезно обеспечить минимиза­цию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то последний теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведениечеловека, нужно изменить его желания, мотивы(хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал хотеть стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов.Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия,т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (бе­зопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществ­ляется в случае неудовлетворения основных витальных по­требностей человека (этот прием осуществляется и в поли­тике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...