Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иерархия потребностей человека (или ступени развития)




 

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области ис­следования мотивации в США, разработал «иерархию по­требностей». Она состоит из следующих ступеней: ступень I — физиологические потребности — это низшие, управ­ляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пище­вая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень II — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п. Ступень III — социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного че­ловека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень IV — потребность в ува­жении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень V — потребность в разви­тии личности, в осуществлении самого себя, в самореали­зации, самоактуализации, в осмыслении своего назначе­ния в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации че­ловека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше мож­но задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не­интересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивиру­ющую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возмож­ность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низ­ших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопаснос­ти приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хле­бом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые пер­вичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб­ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называ­емые «неврозы существования», когда человек не понима­ет, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

       Трансперсональная психология.
       Взгляды К. Юнга

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональ­ные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направ­ления были К. Юнг, Р. Ассаджиоли,
А. Маслоу. Мощным ры­чагом для нового движения послужили клинические иссле­дования с применением психоделических препаратов (ЛСД), методов голотропного погружения и ребёфинга (С. Грофф).

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикаль­но отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бес­сознательного компонентов при непрерывном обмене энер­гией между ними.Для него бессознательное не было психобио­логической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим,разумным принципом, связываю­щим человека со всем человечеством, с природой и космо­сом.Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функ­циональные единицы, для которых использовал название «ком­плексов». Комплексы — это совокупность психических элемен­тов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющих­ся вокруг какого-то тематиче-ского ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплек­сы от биологически детерминированных областей индивиду­ального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». Юнгпришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного су­ществует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидатель­ной космической силы.Юнг считал, что в процессе индиви­дуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», со­размерным всему человечеству и всему космосу. Таким обра­зом, Юнг может считаться первым представителем транспер­сональной ориентации в психологии. Среди областей, откры­тых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, — динамика архетипов и коллективного бессознательного, ми­фотворческие свойства психики, определенные типы медиу­мических явлений и синхронные связи психологических про­цессов с объективной реальностью.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание — ЭГО — «Я»; 2)индивиду­альное бессознательное — «ОНО»;3) «коллективное бес­сознательное»,состоящее из психических первообразов, или «архетипов». Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) — идентич­но у всех людей и потому образует всеобщее основание ду­шевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное — наиболее глу­бинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как ре­зультат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики,
и как совокупность коллектив­ных идей, образов, представлений человечества, как наибо­лее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».

Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в лич­ности, но он есть и вовне. Часть архетипа,усвоенная и на­правленная вовне,образует «персону» («маску»),сторона архетипа, обращенная внутрь индивида,— это «тень» («тень» носит врожденный характер: если «сорвать «маску», то уви­дим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психологическая коррекция эффективна, лишь если проис­ходит коррекция «тени» и «персоны».

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выде­ляют следующие главные уровни: 1) физическийуровень неживой материи, энергии; 2) биологическийуровень жи­вой, чувствующей материи/энергии; 3) психологическийуровень ума, Эго, логики; 4) тонкийуровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинныйуровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;
6) аб­солютное сознание.Вселенная представляет собой интеграль­ную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникаю­щих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тожде­ственность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования(телепатия, психодиагнос­тика, видения на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Типология личности и личностный рост

       Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество под­структур. Низшим уровнем личности является биологичес­ки обусловленная подструктура, в которую входят возраст­ные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструкту­ра включает в себя индивидуальные особенности психи­ческих процессов человека, т. е. индивидуальные проявле­ния памяти, восприятия, ощущений, мышления, способ­ностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуаль­ный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта под­структура формируется преимущественно в процессе об­учения, имеет социальный характер. Высшим уровнем лич­ности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характе­ра, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обу-словлена, формируется под влия­нием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого чело­века, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко по­нять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления ис­следования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определе­ние типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...