Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.
Правила осуществления принципа природосообразности: педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. Принцип гуманизацииможет быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогиче-ский процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Принцип целостности,упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизацииозначает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегосянаправлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечить взаимную компенсацию, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности. Принцип профессиональной целесообразностиобеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. Принцип политехнизманаправлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую. Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
Современные дидактические принципы Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом. n Развивающее и воспитывающее обучение. n Научность и доступность, посильная трудность. n Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя. n Наглядность и развитие теоретического мышления. n Системность и систематичность обучения. n Переход от обучения к самообразованию. n Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. n Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся. n Положительный эмоциональный фон обучения. n Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся. n Гуманизация и гуманитаризация обучения. n Компьютеризация обучения. n Интегративность обучения, учет межпредметных связей. n Инновативность обучения. Наиболее важными дидактическими принципамиявляются следующие: n обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность; n обучение должно характеризоваться проблемностью; n обучение должно быть наглядным; n обучение должно быть активным и сознательным; n обучение должно быть доступным; n обучение должно быть систематическим и последовательным; n в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся. В 60–70-е годы Л.В. Занков сформулировал новые дидактические принципы: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями. В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий), профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков), профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын, и др.); проблемности (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко). В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы: n ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; n соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); n оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; n рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; n соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.
Наиболее известные Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает «путь, способ продвижения к истине». И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. 2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. 3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. 4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, 5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств. Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их целесообразно разделить на следующие группы: а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. В.Ф. Харламов методы обучения подразделяет на 5 групп: а) методы устного изложений знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся — рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала; б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр. Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения — например, рассказ, лекция, объяснение и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).
Педагогические средства и формы организации Педагогические средства— это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогиче-ского процесса. К педагогическим средствам относятся:учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр). Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике — педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Педагогическая форма— это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов:
Содержание Цель ® Принципы ® Методы ® Формы Средства
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |