Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде




Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением СМ РБ от 23 октября 2000 г. № 1630, с изм. идоп.

В соответствии с Порядком общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь отруде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда. Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.

Правовые и технические инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профсоюзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профсоюзах.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:

♦ осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);

♦ беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

♦ запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

♦ принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

♦ выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;

♦ требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

♦ обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

♦ подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

♦ участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;

♦ на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

В случае выявления в ходе проверки нарушений зако­нодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения.

В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника изменений условий трудового договора (контракта).

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к, соот­ветствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде,

При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, которые при необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде не позднее чем 7 дней до ее начала.

Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц за несоблюдение законодательства о труде

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность несут как наниматель (предприятие, учреждение, организация), так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальнуюответственность. Другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) могут нести только физические лица – должностные лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность за нарушение зако­нодательства о труде заключается в применении мер дисциплинарного воздействия – замечания, выговора или увольнения.

Административная ответственностьустановлена ст. 9.15 - 9.20 КоАП за: нарушение законодательства о занятости населения; отказ в приеме на работу; нарушение правил по охране труда; нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений; нарушение законодательства о труде; сокрытие страхового случая.

Уголовная ответственностьза нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 УК. Например, ст. 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы. Статья 306 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственностьдолжностных лиц наступает в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб. В соответствии со ст. 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещений, изменении существенных условий труда, отстранении от работы обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. В этом случае должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...