Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика: принципы, законы, категории.




В значительном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Этот метод существовал и до него, но заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ важнейших категорий философии и сформулировал законы диалектики. Это закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположности и закон отрицания отрицания.

*Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений*

этот закон описывает механизм саморазвития. Качество - это внутренняя определенность предмета или явления, которые характеризуют предмет или явление в целом. Качество предмета определяется через его свойства, то есть способность его определенным образом взаимодействовать с другими предметами. Количество это внешняя определенность предмета или явления, нечто относительно безразличное для него. Мера - это непосредственное конкретное единство качества и количества, показатель того, что одному и тому же качеству соответствует определенный диапазон количественных характеристик. Границы меры - это предельное количественное значение, которое может принять данное качество. Те или иные предметы или явления могут изменяться количественно, но если такие изменения не переходят границы меры, то качество предмета или явления не изменяется. Если же количественные изменения выходят за границы меры, то изменяется качество предмета или явления. Количество переходит в качество. Это новое качество означает новую меру, то есть новый диапазон количественных изменений. Переход от одного качества к другому всегда осуществляется в результате скачка - перерыва в постепенном развитии. Скачок - сложное диалектическое состояние, единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет. И одновременно прежнее качество еще есть, а новое - уже есть.

*Закон единства и борьбы противоположностей*

этот закон показывает внутренний источник развития. Основой развития с точки зрения данного закона является борьба противоположных сторон того или иного предмета или явления. Тождество - это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности - это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Таким образом важным свойством противоположностей является их взаимопроникновение единства. Неразрвывная связь противоположностей выражается в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую, а эту свою противоположность и как таковая существует лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. (пример: магнит, нельзя разделить полюса). Другим свойством противоположностей является их взаимное отрицание. Стороны единого целого являются противоположностями потому, что они находятся в состоянии не только взаимообусловленности и взаимосвязи, но и взаимоотрицания, взаимоисключения. Развитие - это процесс становления, обострения и разрешения противоречия. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором, однако имеются определенные различия. Вначале различия носят несущественный характер, затем становятся существенными и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречий, которые характеризуются конфликтом, острым противостоянием сторон и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития данного предмета. В этом новом предмете также имеются различия, поэтому процесс развития бесконечен.

*Закон отрицания отрицания*

данный закон показывает результат и направленность процесса развития. Вообще, отрицание - это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трех моментов. 1) - преодоление старого; 2) - приемственность в развитии; 3) - утверждение нового. Отрицание отрицания включает в себя эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития проходятся 3 стадии: 1) - утверждение или положение, тезис; 2) - отрицание, противоположение, антитезис; 3) - отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез. Реальный процесс развития может не сводится только к этим трем стадиям. Суть закона в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному материалу, якобы к старому, но на принципиально иной качественной основе, поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму.

 

Философия Маркса

Ученье Маркса — марксизм как совокупность, система философских и социально-экономических взглядов, сыгравших значительную роль в европейской и мировой истории.

В своих философских построениях Маркс провел идею материализма.

Идеи Маркса оказали существенное влияние на различные направления философской мысли XX века — экзистенциализм, феноменологию и другие.

Философия марксизма не избежала общей судьбы предшествующих учений, теорий, систем: она не стала "окончательной", "последней", "абсолютно верной", а лишь теоретически выразила свою эпоху и сделала это основательней, нежели многие другие современные ей учения.

Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо).

Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил.

После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:

- отказ от догматизма

- адаптация теории к практике

- развитие идей гуманизма

- придание строгой научной формы

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов. «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

Вклад Фрейда в теорию психологии был так велик, что его трудно коротко описать. Он подчеркнул огромное значение неосознанных духовных процессов в поведении человека. Он показал, как такие процессы влияют на содержание снов, становятся причинами таких обычных неприятностей, как прикусывание языка и плохая память на имена, а также несчастий, которые мы приносим сами себе, и даже болезней.

Фрейд развил технику психоанализа как метода лечения душевных заболеваний.Он сформулировал теорию структуры человеческой личностиМногие идеи были и остаются противоречивыми, вызывают горячие споры с тех пор, как Фрейд заявил о них.

Возможно, Фрейд лучше всего известен своей идеей о том, что подавленные сексуальные чувства часто вызывают душевное заболевание или невроз. Еще он указал, что сексуальные чувствва и желания начинаются скорее в раннем детстве, чем в юности.

Однако теории Фрейда никогда не получали поддержки со стороны научного мира, и трудно сказать, какая их часть будет считаться совершенно правильной.

Его идеи в области психологии совершили настоящую революцию в нашем представлении о человеческом мозге. Многие из этих идей и терминов Фрейда стали общепринятыми - такие как " эго", "суперэго", "эдипов комплекс" и "смертельное желание".

Также большинство психологов сейчас считают, что бессознательные духовные процессы имеют решающее значение в человесеском поведении, что сильно недооценивалось до Фрейда.

 

 

Русская философия 19-20

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856), философа и публициста. («Философические письма») Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах просвещенной публики, так и российскими властями. Автор был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением.

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена – Огарева. Среди этих идей следует выделить главные: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда; 4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. единое западничество на два направления:

§ либеральное (П. А. Анненков, Т .Н. Грановский, К .Д .Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души;

§ революционно-демократическое (А .И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Среди главных представителей славянофильства были:

§ «старшие» славянофилы: А .С. Хомяков, И. В. Киреевский, К .С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;

§ «младшие» славянофилы: К .С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов;

§ «поздние» славянофилы: Н .Я. Данилевский, Н. Н. Страхов.

Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира западники называли факт восприятия Русью христианства

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ – нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления:

§ религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский);

§ методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

Первое направление видело в человеке Божий замысел,второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...