Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии.




Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Объект познания - вещи, явления, процессы, на которые направлена познават активность людей. Субъект познания - отд. индивид, соц. группа, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие опред. средствами и методами познания. Конечная цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих явлением объекта в соответствии с потребностями субъекта. Сократ - ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека. Демокрит - поднимал вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. В средневековом номинализме формировалось представление о субъекте, противостоящем объекту. Кант при различении субъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и его структуры. В субъекте он выделил 2 уровня - эмпирический и трансцендентальный. Фейербах - в единстве субъекта и объекта первое выступает как пассивно подчиняющееся второму, т. е. познание хар-ся созерцательностью. Принцип объективности утверждает: объект познания существует до и независимо от субъекта познания, след. вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемом результате познания человек не должен вносить ничего от себя, от своей субъективности. При суб. устремленности познания объект. действительность ограничивается направлением в фил. , отвергающее гносеологич. соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм. агностицизм опирается на опред. аргументы: 1 субъект замкнут в мире своих ощущений 2 если даже объективный мир существует, то, поскольку все чел. образы субъективны. мы не можем знать, каков мир на самом деле 3 мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для чел. понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Идеализм абсолютизирует субъект и рассматривает объект как производное от субъективной деятельности. С точки зрения диалектич. материализма форма всегда субъективна, а вцелом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта. Субъект воздействует на познаваемый объект как предметным образом, так и идеально. Сложность процесса познания обусловлена тем, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. Противоречивость познания выражается и в том, что накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями.

 

Проблема метода: эмпирические и теоретические методы

Понятие метод (от греческого слова «методос» -- путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

 К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное, организованное, систематическое восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Рез-ты наблюдений описываются с помощью языка.

Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его.

К общелогическим методам научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование – некоторый отход(отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Рез-том абстрагирования являются абстакции. Конкретное выступает рез-том воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное.

Обобщение – прием мышления, в рез-те которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Гл. средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, концепция, теория.

Идея – мысль, достигшая высшей степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию.

Проблемы вырастают из потребностей практич. деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают (Поппер) либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух разл. теорий, либо в рез-те столкновения теории с наблюдениями.

Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и док-во гипотез. Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теорет. Построение (рассуждение). Это – некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений.

Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. В широком смысле теория – знание вообще, в узком – знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики действительности. Исходные положения теории – аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем.

Для изучения объектов, кот-е не могут быть воспроизведены в опыте применяется исторический и логический методы. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Принцип историзма означает: обусловленность настоящего и будущего прошлым. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм.

Одним из методов теорет. научного исследования выступает аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают выводы об их сходстве их и в других признаках. Аналогия тесно связана с методом моделирования – прием познания, кот-й позволяет посредством одной системы воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования. Различаются модели материальные и идеальные. Матер.модель – вещественное воспроизведение исследуемого объекта. Идеальные модели представляют собой совокупность мыслительных элементов – матем формул, уравнений. Не один из методов научного познания не противостоит другим, а все вместе они составляют единый комплекс.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...