Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предметметное поле и основные разделы философии.




Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Структура философии:

- онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего);

- гносеология (теория познания);

- эпистемология (методология научных исследований);

- философская антропология (человековедение);

- аксиология (учение о ценностях);

- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);

- социальная философия (учение об обществе и культуре).

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Материализм- философская позиция, исходящая из первичности материи. Идеализм- философская позиция, исходящая из первичности материи.

И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?».

Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д.

– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей»

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности.

-И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей».

 

2Основной вопрос философии.Материалимз и идеализм. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различе-, ния осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

 

 

3Философские школы Др. Востока  неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).Все школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Веды- важнейшая книга индусов. Ортодоксальные: Веданта- абсолютное божественное начало рождает человеческое. Цель веданты : Через все многообразие вырваться из цепи перерождения( буддизм 6-5 в. до н.э.).Сидхарка Гаутама- Будда.Буддизм.Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения :жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” – нирваны. Нирвана – состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно. Истины Буддизма:1)жизнь есть страдания! 2)причиной страдания явл. желания 3)если избавиться от желаний избавиться от страданий 4)есть путь избавления от страданий- благо- родния(восьмеричной).

Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими

сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю.

Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско- социальной мысли, как «Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно вэтот период происходит формирование китайской философской школы – даосизма,которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии.

         Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельныйобщественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили.                            Даосизм (так же, как и конфуцианство) зародился в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы.  Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы "Дао дэ цзин".Важнейшим положением даосизма является понятие "дао". Кроме того, важной концепцией является понятие "увэй" (недеяние).

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуанцзы. В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием).

Центральное место в учении Кун-цзы занимает концепция Жэнь (человечности) - идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции является: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-цзы развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. При этом Кун-цзы отвергал закон.

Античная философия

Философия- духовное явление. Опирается на духовные компоненты: мифологию, религию, древнее искусство, эмпирические знания. Внешняя реальность и продукты воображения, природный и соц. миры воспринимались в мифе как единое, стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифициров. В образах богов и героев. В мифе сочеталось естественное и сверхъестественное, знание и вера. Мифы как привило дуалистичны, присущ фетишизм. Значение мифологии: был начат поиск ответов на вечные вопросы.. Искусство способствовало зарождению философии через созерцание как первообщение человека с миром. Развивалось наблюдение, воображение, переживание, Рисунки служили для общения, они преддверие письменности без чего невозможна философия. Философия и религия имеют общую цель: вывести человека из сферы обыденности, придать смысл жизни, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Философия возникла, как необходимость теоретически раскрыть проблемы мироздания и человеческого существования. Античная философия в своем развитии прошла периоды становления (VI – V вв. до н.э.), расцвета (V в. до н.э.) и упадка (III в. до н.э. – V в. н.э.).На первом этапе философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентрической, поднимала проблему первооснов бытия. Для Фалеса это вода, для Анаксимена – воздух, для Анаксимандра – "апейрон". Бытие Вселенной, по Гераклиту, осуществляется на основе извечных превращений вещественной стихии огня. На втором этапе (классическом) произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т.е. в философии возникла субъективно-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Представители классического этапа -Сократ, Платон и Аристотель. У Сократа мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек (Принцип "Познай самого себя").. На третьем этапе интерес философии все больше сосредоточивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни).

Классический период

Время классической философии: в узком смысле ‑ от Декарта до Гегеля, в широком от Парменида и Платона.

Основные черты:

- ориентированность на разум как основание миропорядка и инструмент познания;

- объективизм (нацеленность на познание объективной (природной) действительности;

- признание совпадения (тождества) бытия и мышления;

- детерминизм (признание причинно-следственных связей);

- познание ‑ отражение объекта;

- стремление к абсолютной истине;

- научность и системность как эталон;

- человек разумное существо, познаваемое, как и всякий объект;

- социальные законы сродни природным;

- признание социального прогресса;

- исторические законы универсальны.

Законы логики: 1.закон тождества 2.закон непротиворечия 3. Исключение третьего.

Завоевание А.Македонского. Вместо понятия гражданин- появляется подданный. В 147г.до н.э. Греция вошла в состав Римской империи. Философия становится индивидуалистической. Кинизм- основоположник Антисфен, по ассоциации с Диогеном Кини стали первыми космополит. Свести потребности к минимуму- их задача. Киренанки- считали смыслом жизни- счастье. Стремились к самодостаточности. Скептицизм(рассм., разбор) Сомнение оказалось главным философофским принципом. Основатель Перрон. Эпикуреизм(от имени Эпикур) Наиболее явным представляет собой Тит Лукреций –Кант. Эпикур делит философское знание на 3 части:1.логика;2.физика;3.этика. главная цель достижения- счастье. Стоицизм- основатель Зенон. 3 периода стоицизма:1)древняя стоя;2)средняя стоя;3)поздняя стоя. Делили философию на 3 части:1.Логика- забор сада;2. Физика- деревья сада;3. Этика- плоды сада. Неоплатонизм- основатель Платон. С его точки зрения бытие являлась плата.Эманация:1)само единое; реализуется в уме; ум- место , где есть все идеи.2)мировая душа3)космос. Идеи, которые оказали влияние на христианство:

- Кенизм, идея:1.идея аскетизма 2. Презрение к миру. Божественные предпосылки

-Неоплатонизм :1.умение о едином, 2.эмонация- через кое мир творился.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...