Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творческая природа и социокультурная размрность сознания.




Искусство – форма человекотворчества, художественное творчество в целом, включая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности художественно-образных форм освоения мира.

Философия искусства – эстетика. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась тремя принципиально разными способами:

1) Искусство – отражение бытия;

2) Искусство - чувственное выражение сверхчувственного;

3) Искусство – продукт свободного человеческого творчества (самореализации).

В искусстве человек выражает себя и ищет истину художественными средствами.

Искусство делят по видам (литература, живопись и т.д.), разновидностям (например, поэма, роман, повесть), по родам (эпос, лирика и т.п.), жанрам (триллер, мелодрама и т.п.), историческим типам (барокко, классицизм и т.д.)

Природа художественного творчества полна загадок и здесь многое неисповедимо, спонтанно, интуитивно, требует врожденного таланта и трудолюбия.

Искусство не следует толковать прагматически, ибо в нем много бескорыстного любования и искусства ради искусства. Все произведения искусства являются носителями некоего смысла, не сводимого к его материальным носителям.

Познание как предмет философского анализа

Особенности философского подхода к познанию: процесс познания является предметом специальной теоретической философской дисциплины, которая носит название "гносеология". Таким образом, предметом гносеологии является природа познания как такового, его ресурсы и критерии достоверности и истинности познания.

Гносеология охватывает не только субъект-объектные отношения познания, но проблему специфики обыденного, повседневного и других форм знания.Чувственное познание служит фундаментом высокого знания, осущ-ся посредством органов чувств.

Исходные элементы чувственного - ощущение. Оно является единственным началом, по которому человек получает информацию о мире. 2 формы чувственного познания - восприятие - отражение свойств предмета, взятых как целое. В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Представление - наглядный целостный образ вещи, возникающей на основе воображения и воспоминании в памяти обобщенно. Варианты связи образа с объектом в истории философии: 1 мы познаем наши ощущения 2 образы есть результат постижения с помощью разума объективно существующих вещей 3 образы отражают объективную реальность образы образы-знания образы-ценности образы-проекты Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека Уровни мышления: - рассудок - разум Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандартов и схем. Это способность строить мысли.

Рассудок опирается на формальную логику. Разум - высший уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, объединяющий многообразие и т.д. Логика разума - диалектика. Основные формы рационального мышления: - понятие - суждение – умозаключение. Понятия отражают общие закономерности, связи, признаки мышления, которые закрепляются в их определениях.

Умозаключение - наиболее развитая в логич. отношении формой системы суждений. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Помимо чувств отражение абстрактного мышления и практики познават. процесса включает в себя различные формы психич деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности.

Структура познавательного процесса.

Главной целью познавательного отношения человека к действительности является приобретение достоверных знаний о мире и о человеке, познание истины. Истина – это проверенное практикой соответствие содержания знания объективной действительности. В истине имеют место объективность, абсолютность и относительность. Часто в учебниках говорится об объективной, абсолютной и относительной истинах. Но это не так. Истина одна, но в ней имеет место объективность, абсолютность и относительность.
Объективность истины означает, что содержание истинного знания является объективным по своему происхождению, т.е., что в истине имеет место отражение объективно существующих предметов, явлений, процессов.
Абсолютность истины – означает, что в ней есть такие знания, достоверность которых нельзя опровергнуть. Например, нельзя опровергнуть того, что существует солнечная система с ее планетами, с ее вхождением в Галактику, или что на Земле существуют материки, реки, горы, океаны, моря. Относительность истины заключается в том, что истинные знания являются неполными, что есть еще много непознанного о тех предметах, которые человек уже исследовал. Например, мы еще многого не знаем о процессах, происходящих на Солнце, на Земле, о явлениях природы и общества. Поэтому, истинные знания, это не какой-то абсолют, а это процесс, в котором идет движение от незнания к знанию, от менее полного и менее глубокого к более полному и глубокому. Важно также отметить, что истина всегда конкретна, ибо ее содержание связано всегда с конкретными, объективно существующими предметами, явлениями. Критерием истинности всех наших знаний является практика. Практика и деятельность - это не одно и то же. В понятии “деятельность” акцентируется внимание на взаимодействие человека с окружающим миром. Тогда как в практике акцент делается на оценке результатов деятельности, результатов познания. Практика является показателем того, в какой мере человек в прцессе деятельности реализовал свои потребности и интересы, и в какой степени его деятельность согласуется с объективными законами природы, общества, мышления. Ни один, даже, казалось бы, самый гениальный план переустройства общества не может считаться реальным, пока не созданы необходимые предпосылки воплощения его в жизнь., пока он не стал фактом действительности. Только практика может подтвердить его гениальность и целесообразность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...