Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение прокурорского надзора с другими юридическими дисциплинами.




Прокурорский надзор как учебная дисциплина находится с другими юридическими дисциплинами в тесной взаимосвязи.

1. Теория государства и права. В теории государства и права прокурорский надзор исследуется в качестве самостоятельного вида государственной деятельности, а прокуратура рассматривается в механизме государства как важнейший правоохранительный орган.

2. Криминология. На базе криминологии, которая изучает закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации. Эти данные необходимы при проведении прокурорских проверок, подготовки и внесении актов прокурорского реагирования на нарушения законов, при выполнении прокурорами функции координации деятельности по борьбе с преступностью, участии в правотворческой деятельности, при выполнении иных задач и функций.

3. Конституционное право. В конституционном праве прокуратура рассматривается как один из институтов, являющихся элементом механизма правовой защиты Конституции.

4. Процессуальные отрасли права. Прокуроры являются участниками правовых отношений и участвуют в уголовном, гражданском и административном судопр-ве. Особ-ти процесс-х отношений, возникающих с участием прокурора, основания, порядок участия и статус прокурора в соответств-х процессах исследуются в уголовно-процессуальном праве, гражданско-процессуальном праве, арбитражно-процессуальном праве.

5. ПХО РФ. В этом курсе рассматривается прокуратура в системе пхо, с учетом общих положений правового статуса прокуратуры в механизме государственной власти, включая характеристику прокуратуры как органа надзора за исполнением законов, а также как координатора деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

6. Уголовно-исполнит-е право, устанавливая общие положения и принципы исполнения наказаний, предус-т участие в этом процессе прокурора как важного гаранта соблюдения законов. На прок-ру возложено обеспечение контроля за соблюдением законов, защита прав лиц, осужденных к отбыванию уг-го наказания.

7. Криминалистика. Прокурорский надзор использует разработки, осуществляемые в науке криминалистики, методы осуществления следственных действий и организационных мероприятий при расследовании преступлений. В свою очередь, в криминалистике адаптируются тактические приемы и методы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов.

Исторические и политические предпосылки учреждения и деятельности прокуратуры в России.

Образование прокуратуры в эпоху Петра I явилось продолжением его реформ государственного управления, в которых ведущую роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий (будущих министерств). Новые органы власти, создаваемые волею монарха, и осуществлявшие ее должностные лица во многом впитали в себя худшие черты своих предшественников, в частности, нерадение и беспорядок в делах; волокиту в решении важных вопросов; мздоимство чиновников, в том числе высокопоставленных; казнокрадство и стяжательство в любых формах; ставшее чуть ли не нормой предпочтение личных интересов государственным. Петр I считал необходимым принятие решительных мер по борьбе с этим злом, ставшим существенным тормозом в его реформаторской деятельности. В связи с этим он ужесточает ответственность за злоупотребления чиновников, своими указами стремится регламентировать должностные обязанности и права служилых людей. И приходит к выводу о необходимости создания аппарата, который бы следил за исполнением законов и выявлял их злостных нарушителей.

На первом плане стояла борьба с казнокрадством, поборами, взяточничеством. Эту функцию начал осуществлять институт фискалата, возникший в 1711 г. В литературе (как дореволюционной, так и современной) фискалы нередко рассматриваются как предшественники прокуроров, а фискалат — как прообраз прокуратуры. Фискалат создавался как самостоятельная система, возглавляемая вначале обер-фискалом, а затем генерал-фискалом. Задачи фискальной службы состояли в уголовном преследовании расхитителей казны, взяточников, чиновников-вымогателей. Деятельность фискалов по выявлению преступлений и преступников была в основном тайной, нелегальной. Фискалат при Петре I и его преемниках какое-то время существовал наряду с прокуратурой, а не исчез, уступив ей место как только она была образована. Причем изначально прокуратура предназначалась, говоря современным языком, для осуществления общего надзора, а не уголовного преследования.

Есть достаточно веские исторические свидетельства тому, что к мысли о необходимости создания прокуратуры в России Петр I пришел под влиянием аналогичного института, существовавшего во Франции, главными задачами которого были охрана интересов королевской власти и участие в судебной деятельности. Функция российской прокуратуры — осуществление общего надзора и основной принцип организации, состоявший в строгой централизации с подчинением всех прокуроров генерал-прокурору, свидетельствовали о том, что она возникла как самобытный орган государства, занимающий особое место среди других в силу исторической необходимости.

Первым шагом по созданию института прокуратуры в России стал Указ Петра I о реформе Сената от 12 января 1722 г., один из пунктов которого предусматривал: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать генерал-прокурору». Первым генерал-прокурором становится один из ближайших сподвижников царя — П.И. Ягужинский. Одновременно с его назначением учреждаются должности прокуроров в надворных судах. Вскоре началась разработка нормативных актов, определявших статус нового государственного института. В указе Петра I от 27 апреля 1722 г. «Должность Генерал-прокурора» функция этого должностного лица определяется как надзор за Сенатом непосредственно и за другими должностными лицами и учреждениями через подчиненных прокуроров; формулируются задачи и принципы организации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...