Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативное регулирование прокурорского надзора.




Прокурорский надзор, как наука, учебная дисциплина, отрасль права и вид государственной деятельности.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина представляет собой совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора и содержания деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка.

Таким образом, предметомкурса являются: 1. теоретические положения о роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; 2. цели и задачи деятельности органов прокуратуры; 3. принципы организации и функционирования ПН; 4. правовое регулирование организации деятельности органов прокуратуры; 5. правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер; 6. тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением КРФ и законов.

Система курса подразделяется на общую и особенную части.

Общая часть рассматривает предмет, задачи и правовое регулирование ПН. в РФ, принципы и общие положения организации прокуратуры РФ.

Особенная часть раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности.ПН представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает ФЗ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ». Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Таким образом, прокуратура в государственном механизме выполняет особую, свойственную только её функцию, и не принадлежит ни к одной из ветвей власти, не входит в структуру управления или правосудия.

Цели и задачи органов прокуратуры.Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ соответствующего режима законности и правопорядка, т.е. обеспечить верховенство и соблюдение КРФ и исполнение законов, действующих на территории РФ.

Целипрокурорского надзора закреплены в ФЗ «О прокуратуре»: 1. Обеспечение верховенства закона. 2. Обеспечение единства и укрепления законности. 3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. 4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Общие задачи решаются в процессе осуществления органами прокуратуры всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств: 1) прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности; 2) общественного и государственного строя РФ.

Содержание общей задачи определяет специальные задачи прокурорского надзора, стоящие перед конкретным направлением деятельности. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.

Частной называется задача временного характера, которую прокурорский надзор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону, получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, привлечение специалиста для выяснения возникшего вопроса и т.д.

Прокурорский надзор как наука. Прокурорский надзор как наука представляет собой систему теоретических основ, изучающих (предмет) закономерности развития общественных отношений в сфере прокурорского надзора, а также средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений КРФ и законов.

Прокурорский надзор как отрасль права. ПН. как отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования ПН являются общественные отношения в сфере исполнения законов всеми субъектами права. Методом правового регулирования ПН. является совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

Таким образом, прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляемый от имени РФ в целях установления состояния соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ, и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения.

 

Нормативное регулирование прокурорского надзора.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются: 1. Конституцией РФ; 2. Законом о прокуратуре; 3. Другими федеральными законами; 4. Международными договорами; 5. Указами Президента РФ; 6. Правовыми актами Генерального прокурора РФ.

1. Конституция РФ закрепляет:

 - п. «0» ст. 71 – прокуратура находится в ведении РФ;

 - ст. 129 - прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; содержит общие положения о назначении на должность прокуроров всех звеньев; указывает, что полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Закон от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (7 разделов). Определяет цели, задачи, основные направления деятельности прокуратуры, полномочия и правовое положение прокуроров и конкретизирует порядок назначения их на должности и освобождения от должностей.

3. Другие федеральные законы. УПК, ГПК, АПК – определяют полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях. КоАП, УИК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: ст. 21 – взаимодействие прокурора со службами оперативно-розыскной деятельности.

4. Международные договоры. Имеются в виду нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, либо когда это вытекает из содержания норм и принципов международного права. Минская конвенция 1993 года «О взаимодействии ПХО».

5. Указы Президента РФ. Детализируют отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. №567, утверждающий Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента РФ от 30.06.1997 г. №659, утверждающий Положение о классных чинах прокурорских работников РФ.

6. В соответствии с законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, не нуждающиеся в регламентации на законодательном уровне. Приказ Генпрокурора 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; Приказ Генпрокурора 2003 г. «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приёма граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ»; Приказ Генпрокурора 2003 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» и др.

2.Закон «О прокуратуре РФ»:Основные положения:

А. Статус прокуратура РФ и ее составных звеньев

Б. Принципы организации деятельности органов прокуратуры РФ

В. Определение функций органов прокуратуры

Г. Определение Системы органов прокуратуры:

- Генеральная прокуратура

- Прокуратура Субъектов РФ и приравненные к ним военные и др. специализированные прокуратуры

- Прокуратуры городов и районов, др. территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Д. Полномочия прокуроров различных уровней

Е. Виды надзора:

- за соблюдение закона

- За соблюдением прав и свобод человека и гражданина

- др.

Ж. Порядок постановки и прохождения Государственной службы в органах прокуратуры.

З. Общие условия участия прокурора в рассмотрении уголовного дела.

5. Постановления правительства.

6. Международное законодательство (Минская конвенция - правовая помощь; Конкретные международные договоры РФ с др. Государствами).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...