Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оральная фаза психосексуального развития.
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта - включая губы, язык и связанные с ними структуры - становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания - всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне. В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами - источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Поскольку младенец изначально не способен отличать свое собственное тело от материнской груди, в процессе сосания он испытывает смешанное ощущение насыщения и нежности. Это смешение объясняется эгоцентризмом младенца. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы. На оральной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является сосание, кусание и глотание. Эти действия (связанные с кормлением грудью) снижают напряжение у младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека для Фрейда являлась одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Из лекции Клепикова: Оральная стадия (0-18 мес) это первая фаза психосексуального развития. Это стадия доминирования ротовой полости в качестве эрогенной зоны. Или источника телесного влечения. Однако, здесь имеется в виду более обширная область, чем рот. К оральным областям можно отнести: 1. весь дыхательный и пищеварительный тракт. Вплоть до пищевода и желудка. Органы дыхания участвуют во вдыхании и выдыхании воздуха, вплоть до легких. Хорошо известна оральная фиксация астматиков. 2. Органы речи. 3. Органы чувств (язык и вкус, нос и обоняние, глаза и зрение). Органы чувств представляют собой органы и функции восприятия, которые образуют связь с оральной областью включения в себя нечто вроде поглощения и помещения вовнутрь себя элементов, принадлежащих открытому миру. 4. Органы осязания и сама кожа. Первый год жизни это период, когда ребенок наиболее чувствителен не только к пище, но и к любым объятиям, которые щедро расточает мать, первичным объектом или эротическим желанием младенца является материнская грудь или ее заменители, поэтому первое проявление сексуального влечения состоит в действии-сосании. Акт сосания не только удовлетворяет потребность насыщения, но и сам по себе обеспечивает удовольствие. На этой стадии существует двойная цель влечения: 1. это позитивная стимуляция ротовой эрогенной зоны и получение удовлетворения, имеющий аутоэротический характер. 2. Желание инкорпорации объектов. Инкорпорация или поглощение – это процесс, посредством которого субъект в своих фантазиях поглощает объект и сохраняет его в себе. Поглощение есть основное объектное отношение и цель влечений на оральной стадии. Вырастая, у взрослого человека, если есть фиксация на этом этапе развития в отношениях будет в основном требовать внимание, любовь, заботу. Будет капризным, сам взамен ничего не дает. В понятии инкорпорации существует три смысловых компонента: 1. Удовольствие от принятия объекта вовнутрь 2. Разрушение объекта 3. Присвоение качеств объекта при удержании его в себя В норме при регрессии и при различных уровнях психопатологитях целям инкорпорации соответствуют(помимо выше перечисленных) специфические оральные страхи и фобии(страх быть съеденным), которые могут актуализироваться во снах и фантазиях. Карл Абрахам предложил разделить оральную стадию на два этапа, связанных с разными видами деятельности: 1.Сосание. Ранняя оральная фаза с рождения до 6 месяцев жизни. 2. Кусание. Орально-садистическая стадия с 6 до 18 месяцев. Фрейд описывает оральную или канибалическую стадию как первую стадию развития сексуальности. Источник здесь - оральная зона, объект-пища, цель-поглощение. Таким образом эта эрогенная зона связана не только с определенным типом удовольствия, но и с особым способом отношения -это поглощение. Младенец хочет удержать и затем присвоить грудь, чтобы ее не потерять. Во вторые 6 месяц в номре появляются новые формы орального удовольствия -это жевание и кусание. В этот же период появляется направленный на объект гнев. В ответ на ограничение и фрустрацию. Абрахам назвал этот период орально-садистической фазой. Часто кормящие матери неправильно трактуют кусание ребенка и расценивают это как враждебность против них, наказывают ребенка, иногда бьют. Это может иметь пагубный характер для развития ребенка, может развить в нем деструктивную агрессию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |