Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «объектные отношения». Теория Маргарет Малер.




Теория объектных отношений — общий термин, обозначающий специальный подход в психоанализе, который рассматривает метапсихологические и клинические вопросы в свете динамики интернализованных объектных отношений. Утверждается, что фундаментальным мотивом жизни является потребность человека в установлении удовлетворяющих его взаимоотношений, и в этом смысле людей можно рассматривать как искателей объектов, которые обеспечат им желательные связи. С позиций этой теории психический аппарат зарождается на самых ранних этапах интернализации объектных отношений. Стадии развития интернализованных объектных отношений, а именно: стадии инфантильного аутизма, симбиоза, отделения-индивидуации, объектного постоянства, отражают самые ранние структуры психического аппарата. Раздельные элементы — представление о себе, об объекте и диспозиция аффекта, объединяющая их, — выступают в качестве основных субструктур этих ранних стадий развития; постепенно они формируются в более сложные структуры, такие как представление о реальном и идеальном «Я», реальном и идеальном объекте. Этот период охватывает первые 3 года жизни и включает самые ранние субструктуры психического аппарата, которые постепенно дифференцируются и в итоге интегрируются в «Я», Сверх-Я и Оно.

Согласно М. Малер, в возрасте двух лет у ребенка начинает проявляться устойчивость и постоянство в эмоциональном отношении к объекту. Внешний объект воспринимается им не в его расчлененности как «хороший» и «плохой», а в его целостности. В отсутствие этого объекта у ребенка сохраняется внутренний образ его, что способствует не только установлению тесной связи между реальным, воображаемым объектом и психическим овладением им, но и идеализации объекта. Установление постоянных объектных отношений свидетельствует о формировании устойчивой психической структуры индивида. Вместе с тем формирование объектных отношений может происходить под знаком сепарации-индивидуации. В целом, М. Малер рассматривала объектные отношения через призму симбиоза между матерью и ребенком и процесса сепарации-индивидуации.

Становление и развитие объектных отношений на ранних этапах жизни ребенка существенным образом сказывается на последующих отношениях взрослого человека с окружающим его миром, другими людьми и самим собой. Объектные отношения человека – это прежде всего его внутренние отношения, формирование которых осуществляется под воздействием соответствующих способов восприятия мира, адекватных или неадекватных реакций на него, нормальных или патологических форм защиты, возникающих в раннем детстве и дающих знать о себе в жизни взрослых людей. Поэтому различного рода нарушения в объектных отношениях ребенка способны привести к таким последствиям, которые чреваты невротизацией взрослого человека.

Маргарет Малер изучала отношения симбиоза между матерью и ребенком и процессы сепарации(разделения)-индивидуации. Нужда (потребность) в объекте и одновременно нужда в сепарации-индивидуации становится у М.Малер одним из существенных мотивационных элементов человеческой психики.
Маргарет Малер и ее коллеги понимали раннее детство как процесс разделения и индивидуализации. Разделение – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики . Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.
Со второго месяца младенец ведет себя и функционирует так, как будто бы он и его мать являются всемогущей системой — двуединство внутри одной общей границы. К четырем-пяти месяцам младенец начинает дифференцироваться от матери. Вместо формирования вдоль тела матери, младенец оттягивается от нее. Начиная с ползания, шаг отделения-индивидуализации ускоряется. Сначала ребенок путешествует только на короткие дистанции, и затем быстро возвращается для “дозаправки”, однако постепенно утверждая себя. Он может захотеть сам есть и может с гневом реагировать, если его обуздывают или насильно заставляют спать. Развивающееся сознание отделения может приводить к беспокойству и страху незнакомцев, особенно между девятью-двенадцатью месяцами. Между 10-15 месяцами ребенок находится в “практикующей” субфазе. Этот период начинается с ползания и слезания ребенка с матери и продолжается хождением. Радость превалирует, хотя настроение может падать, когда мать уходит. В третьей субфазе хождение и продвижение в образном мышлении продолжает вылупляющийся процесс, хотя конфликт между бытием вместе и отделением от матери повторяется. Попеременное следование по пятам и удаление от матери выражает противоречивое желание воссоединения, с одной стороны, и радость автономного действия — с другой. Пресс реальности теперь заставляет ребенка, начинающего ходить, признавать материнскую независимость и разрушает иллюзии общности, продуцируя то, что Малер называет “восстановительный кризис”. Разрешение кризиса формируется материнским теплом и утешением, с одной стороны, и ее ободрением к независимости — с другой. Заботу мать чередует с отталкиванием; уклонения могут включать нерешительность и прилипания. Ребенок может расщеплять образ воспитателя на “хорошую” и “плохую” части-объекты. В четвертой субфазе дети, учащиеся ходить, показывают развивающуюся толерантность к разделению со своими матерями, возможно потому, что они могут держать их образы в уме даже тогда, когда они отсутствуют.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...