Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Регулирование цен в зарубежных странах.




Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики. Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда. Австрия. Государственное регулирование цен базируется на законе о ценах, законе о картелях и антидемпинговом законе. Государственному регулированию подлежат приблизительно 10 % цен. К ним относятся: цены на лом, фармацевтическое сырье, отходы черных металлов, лекарственные препараты и энергоносители. Парламент определяет цены на соль, почтовые услуги, табачные изделия, а также на телефонные, железнодорожные и телеграфные тарифы. Цены на спиртное определяются в Министерстве финансов. Министерство экономики обладает правом установления регулируемых цен на любой товар или услугу сроком до 6 месяцев. Оно может устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если цены на продукцию нескольких производителей необоснованно высоки или если производители не уменьшают цены на свою продукцию при уменьшении цен на необходимые для ее изготовления материалы и сырье. США. Государственное регулирование цен основывается на антитрестовских законах. Контроль за ценами осуществляется Антитрестовским управлением Министерства юстиции США и Федеральной торговой комиссией. Большая часть цен в США формируется компаниями под воздействием рыночного механизма конкуренции. В отраслях, где присутствуют естественные монополии, цены регулируются государством. К таким отраслям относятся энергетический комплекс и система связи. В целом в сферу государственного регулирования входит около 10 % цен. Администрациям некоторых штатов дано право устанавливать тарифы на электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы автомобильных перевозок. В 1933 г. была введена система регулирования фермерских цен. Правительство США также может влиять на цены посредством стандартов и экономических требований. Государством контролируются также ставки процента по кредитам, так как оказывают существенное воздействие на издержки производства и на уровень цен. Греция. В сферу государственного регулирования входит около 20 % цен. Вопросами ценообразования занимается Межминистерский комитет по ценам и доходам. Государственное регулирование ценообразования основывается на кодексе рыночного регулирования. В соответствии с кодексом все товары и услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, разделены на две группы. К первой группе относятся товары и услуги, цены на которые подлежат регулированию со стороны Межминистерского комитета по ценам и доходам: на табак, пшеницу, изюм, тарифы на электроэнергию и др. Ко второй группе относятся остальные товары и услуги, цены на которые подлежат регулированию со стороны Министерства торговли.

Цены на те товары, которые не являются товарами первой необходимости, устанавливаются свободно, без государственного регулирования.

2. Черты формирования монополистического рынка: монопольная власть, монопсония; ценовая дискриминация; социальная цена монополии. Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

В условиях монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных. Ценова́я дискримина́ция-это ситуация на рынке,когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. Ценовая дискриминация третьего рода-это дискриминация по уровню доходов. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене.

Билет

1. Формы и методы воздействия государства на цены.Существует прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое (административное) воздействие государства на действующие цены предполагает непосредственное участие государства в определении уровней, структуры и динамики цен, а также установление правил ценообразования. Государственные органы управления в рыночной экономике могут следующим образом воздействовать на цены: 1) устанавливать порядок расчета уровня затрат; 2) регламентировать состав затрат посредством специальных нормативных документов; 3) устанавливать расходы, которые должны возмещаться из прибыли; 4) определять нормы рентабельности на товары фирм—монополистов. Косвенное вмешательство государства в ценообразование предполагает использование методов и средств, которые призваны обеспечить рост товарного предложения на рынке, координацию доходов населения и регулирование налоговой ставки как на изготовляемые, так и на потребляемые товары. Косвенное вмешательство государства в ценообразование осуществляется посредством: 1) использования льготного налогообложения; 2) применения льготного кредитования; 3) субсидирования и дотирования из бюджетных средств; 4) заключения договоров между органами власти и физическими и юридическими лицами о фиксировании цен на их продукцию или услуги; 5) поощрения заключения соглашений между потребителями и производителями продукции с участием государственных органов управления; 6) поощрение принятия производителями односторонних обязательств по ограничению роста цен. Формы прямого вмешательства государства в про цесс ценообразования. Выделяют следующие формы прямого государственного вмешательства в процесс ценообразования. 1) Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Общее замораживание цен используется в случае высоких темпов инфляции в экономике. 2) Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены.. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены. 3) Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены. Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.

2.Принцип недостаточного обоснования Лапласа; максиминный критерий Вальда; минимаксный критерий Севиджа(?); критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица. Эти методы характеризуются разнообразием критериев и показателей. Используют след принципы:1. Принцип недостаточного обоснования Лапласа.Используется, если все варианты ситуации равно вероятны. Выбор оптимального решения проводится по минимальной средневзвешенной. Показатель риска: Рj=1/n. 2. Максимальный критерий Вальда. Используется,если требуется гарантии чтобы выигрыш в любых условиях оставался не менее чем наибольшее из возможных в худших пределах. Предпочтение отдается ценовому решению для которого выигрыш α определяется максимальным из всех возможных минимальных при различных вариантах условий. 3.Минимальный критерий Сквиджа. Используется когда требуется в любых условиях избежать повышающегося риска. Предпочтение отдается к подходу цены для которого максимальные потери при различных вариантах обстановки оказываются минимальными. 4. Критерий обобщенного maxmin Гурвица. Используется когда требуется сделать выбор между наихудшим и наилучшим ценовым решением. Предпочтение отдается варианту ценового решения для которого окажется максимальным показатель G=maxi(Xminaij+(1-x)maxaij)

Билет

1. Методы и показатели определения уровня отраслевой концентрации, принятые в практике антимонопольного регулирования с позиций ценообразования: пороговая доля рынка, индекс концентрации (CR); индекс Линда (IL), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI); коэффициент монопольной власти Лернера. Пороговая доля рынка - законодательно установленная процентная доля отдельного предприятия в общем объеме продаж какого-либо товара. По российскому законодательству (в редакции 1995 г .) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим. Данный показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному предприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом.Индекс концентрации характеризует долю нескольких (например, 3, 4, 8, 12) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется в качестве суммы рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме

 Индекс ЛиндаПри CR3 < 45%, ННI < 1000 концентрация считается нормальной; при 45%<CR3< 70%, 1000<HHI<2000 - средней, высокая степень концентрации достигается при CR3 > 70%, HHI > 2000. Индекс Линда применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в "ядре" рынка. Индекс Линда (2, 3 фирмы)Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:
IL = К1/ К2 х 100%.
Если К1 = 50%, К2= 25%, то IL= 200%.
Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:

Для четырех фирм:

Индекс Лернера: два способа подсчетаПоказатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

 P — монопольная цена; MC — предельные издержки. Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...