Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.




Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по проверке соблюдения законности, т.е. по обеспечению исполнения законов всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Контроль – это составная часть управленческой деятельности, сущность которой состоит: во-первых, в выявлении соответствия деятельности органов и должностных лиц предписаниям НПА; во-вторых, в корректировке и даче указаний; в-третьих, в применении санкций; в-четвертых, в оценке целесообразности их деятельности, ее эффективности.

В процессе осуществления надзорных и контрольных функций соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушения законодательства о труде, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.

При осуществлении контрольных проверок может быть поставлен вопрос о целесообразности деятельности нанимателя, проверяется, не только соответствуют ли его решения законодательству, но и достоинства и недостатки самого решения, организация его исполнения. При проверке состояния законности в организации важное место занимает проверка локальных нормативных правовых актов, их соответствие нормам законодательства, целесообразность принятия той или иной нормы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что четко разграничить функции надзора и контроля невозможно и нецелесообразно, т.к. в деятельности всех органов наблюдается сочетание элементов контроля и надзора. К органам чисто надзорного характера можно отнести только прокуратуру.

 

Ответственность нанимателей и их уполномоченных должностных лиц за нарушение законодательства о труде.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность несут как наниматель – юридическое лицо, так и его должностные лица. При этом наниматель, как юридическое лицо, несет мат.ответственность. Другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) могут нести только физические лица – должностные лица нанимателя.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном ст. 198 – 204 ТК. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного взыскания: замечания, выговора или увольнения.

Административная ответственность установлена ст. 9.14 – 9.20 Кодекса РБ об административных правонарушениях за: нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, з/п или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда; нарушение законодательства о занятости населения; отказ в приеме на работу; нарушение правил по ОТ; нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений; нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты з/п; нарушение законодательства о труде; сокрытие страхового случая.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил ОТ установлена ст. 194, 199, 200, 301 – 308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса РБ: за воспрепятствование законной деятельности общественных объединений; за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы; за принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в законной забастовке; за нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах; за нарушение правил производственно-технической дисциплины; за нарушение правил безопасности горных или строительных работ; за нарушение правил пожарной безопасности; за нарушение правил ОТ; за нарушение законодательства о труде.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...