Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические аспекты подготовки к переговорам
Подготовку к переговорам можно проводить, используя один из двух вариантов: а) развернутый; б) экспресс-вариант. Выбор варианта зависит, кроме вашего желания, от таких факторов, как время (достаточно ли его на подготовку), важность переговоров, объем информации о вашем партнере и т. д. Начнем с развернутого варианта.
Развернутый вариант
Для определения степени готовности к переговорам рекомендуется дать ответы на следующие вопросы: 1)Чем (по содержанию и форме) они будут отличаться от предшествовавших переговоров с этим партнером? 2)На все ли ваши вопросы будут получены ответы? (Какие из вопросов вызовут у партнеров наибольшие трудности?). 3)Какие вопросы могут задать вам? 4)Какую информацию попросят дать им ваши партнеры? 5)Есть ли у них ваш человек, через которого можно было бы осуществлять обратную связь? 6)Каков ваш имидж в глазах партнеров? 7)Кто из участников этих переговоров «сильнее»? 8)Как лучше подготовить помещение для переговоров 9)Что мы будем иметь и что делать, если переговоры 10)Как лучше подать наше предложение? (Как «увязать» его с интересами партнеров?) Какую пользу сулят наши предложения другой договаривающейся стороне? 11)Как лучше противостоять возможному давлению партнеров? 12)Какие альтернативы следует найти и предложить, 13)Что общего у вас с партнерами? (На каких объективных основаниях можно договориться?) 14)Какую тактику поведения лучше всего использовать В некоторых ситуациях (недостаток времени, отсутствие информации и т. д.) можно порекомендовать использовать экспресс-вариант подготовки к переговорам. Экспресс-вариант
Он состоит из трех основных разделов: 1. Подготовка предложений. 2.Анализ позиции контрагента. 3.Анализ личности контрагента. Рассмотрим их более подробно: Подготовка (ваших) предложений. Для этого следует подготовить ответы на следующие вопросы: ¨такого исхода переговоров мы хотим? ¨ Что мы получим в случае успеха переговоров? ¨ Что мы потеряем в случае неудачи? ¨ Каков диапазон возможных результатов? (Каким может быть минимальный результат, то есть крайняя точка отступления, и максимальный?) ¨ Какие факты и аргументы мы можем использовать? Предварительный анализ позиций контрагента. Он включает в себя следующие вопросы: » Каковы возможные доводы партнеров (и ваши возможные контрдоводы)? ¨ Есть ли у них альтернатива и как показать, что соглашение с вами будет лучшим выбором? ¨ Каковы трудности другой стороны? (Можете ли вы помочь в преодолении этих трудностей?) ¨ Что позитивного получают партнеры, приняв ваши предложения? ¨ Какие дополнительные обязанности они должны будут взять на себя в случае достижения соглашения? (Что должны будут сделать для реализации Предварительный анализ личности контрагента. Даже если переговоры ведет группа, в ней всегда есть человек, который принимает окончательное решение и подписывает соглашение. Так что анализ его личности никогда не бывает лишним. Ответьте на вопросы: ¨ Каковы его полномочия? ¨ Какими будут его предложения? Что он любит? (Чем увлекается, о чем предпочитает не говорить?) ¨ Что он лично получит в результате достигнутого соглашения? Итак, тщательная подготовка к проведению переговоров совершенно необходима. Она, конечно, не гарантирует успеха, но иногда дает некоторое, и довольно ощутимое, психологическое преимущество, используя которое, вы сможете направлять переговоры. III.Разговор о психологическом обеспечении самого процесса переговоров я хотел бы начать с анализа весьма распространенной ошибки, имеющей стратегический характер. Дело в том, что в процессе переговоров любой человек занимает одновременно две позиции: деловую и психологическую. Что такое деловая позиция? Это те предложения, которые высказываются в ходе переговоров. Психологическая же позиция отражает стремление участников к определенному исходу. Иногда она еще называется «выиграть»-позиция. Так вот, жесткая, негибкая психологическая позиция, занятая одним из участников переговоров, а то и обеими сторонами, может блокировать возможности для достижения соглашения по деловым вопросам. Психологическая позиция в ходе переговоров может быть представлена в виде одной из следующих стратегий: а) «выиграть/проиграть»; б) «выиграть / выиграть». Стратегия «выиграть/проиграть» однозначно может быть определена как не продуманная, блокирующая, а вот стратегия «выиграть / выиграть», как правило, приносит успех. Первая стратегия явно ошибочна, вторая -конструктивна и результативна. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим каждую из них отдельно. Стратегия «выиграть / проиграть» Она базируется на устойчивом стереотипе сознания, суть которого можно выразить так: «Если кто-то выиграл, значит, кто-то другой проиграл». В нем есть правда; при игре в рулетку или на ипподроме все происходит именно так: если один выигрывает, другой проигрывает. Простейшие жизненные ситуации также вполне укладываются в эту схему: если одному досталось 3/4 торта, то другому достанется 1/4. Поэтому позицию «выиграть / проиграть» можно было бы назвать «рулеточной позицией». Ее использование приводит к тому, что соглашения (результаты переговоров) либо вообще не достигаются, либо являются ненадежными. Ложность этой позиции становится ясной, если иметь в виду следующие обстоятельства: 1) переговоры — не игра в рулетку; 2) у вас есть ресурсы времени (сегодня может выиграть один, а завтра другой, и оба останутся в выигрыше) и ресурсы средств (этот торт не единственный). Стратегия «выиграть / выиграть» Эта стратегия исходит из того, что оба партнера имеют сходные ресурсы. Суть ее очень хорошо выразил один американский дипломат, сказав: «Если у меня есть одно яблоко и у вас есть одно яблоко, и мы обменялись ими, то в результате у каждого из нас есть по одному яблоку. Если у меня есть идея и у вас есть идея, и мы обменялись ими, то в результате у каждого из нас есть по две идеи». Кто в этом случае выигрывает? Оба. Кто проигрывает? Никто. Так что далеко не всегда выигрыш одного есть проигрыш другого. Однако все это — стратегия. Проблема состоит в том, как, какими средствами ее реализовать.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |