Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 29 Понятие о конфликте и его структура. Виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте.




Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие.

В структуру входят: «объект», «цели», «мотивы», «участники», «повод».

Объектами конфликта считаются те явления, которые признаются конфликтующими сторонами предметом раздора.

Целями конфликта обычно являются удовлетворение своих претензий, и ущемленных интересов, восстановление справедливости или удовлетворение эмоций, разрядка, в том числе и с применением насильственных методов.

Мотивами конфликта, становятся сл.. феномены человеческой психики, соц. или личностного общения: стремление к превосходству, уязвленное самолюбие, проявление агрессивности, личная неприязнь, проявление стресса, проявление эгоизма, несправедливость, нарушение социальных установок, покушение на статус, непонимание, ошибка в восприятии.

Перечисленные мотивы создают конфликтную ситуацию.

Участники конфликта – физич. и юридич. лица, т.е. от отдельных личностей до государств и международных блоков.

Повод конфликта, или инцидент – стечение обстоятельств, приводящих к конфликтной ситуации. (слова, действия (или бездействия).

Классификация конфликтов, их основные причины и динамика протекания.

-Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Поэтому их можно классифицировать по различным признакам. Приведем схему классификации конфликтов по 11 основным признакам

1) По признаку сферы проявления конфликты могут быть:

экономическими; идеологическими; политическими; социально-бытовыми; семейно-бытовыми;

2) По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть:

бурными быстро текущими; острыми длительными; слабовыраженными вялотекущими; слабовыраженными быстротекущими.

3) По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов:

внутриличностные; межличностные; конфликты типа «личность – группа»; межгрупповые.

4) По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы:

– конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);

– деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).

5) По признаку предмета конфликты разделяются на:

– реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);

– нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).

6) По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов:

– объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);

– субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).

7) По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:

– «плюс - плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);

– «минус - минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив);

– «плюс - минус» (столкновение благоприятного и нежелательного выборов).

8) По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:

– стихийные;

– запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные.

9) По признаку эмоциональности конфликты могут быть:

высокоэмоциональные; умеренно эмоциональные; безэмоциональные.

10) По признаку управления конфликты разделяются на:

управляемые; слабо управляемые; неуправляемые (стихийные).

11) По признаку затухания конфликты бывают:

– спонтанно прекращающиеся;

– прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;

– прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.

В психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте:

1. Уклонение (избегание) – пассивный стиль поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы.

2. Приспособление (уступка) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у человека, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.

3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество как стратегию поведения в конфликте, стремится добиться удовлетворения только своих целей, для этого он может постараться убедить или принудить оппонента пойти на уступки.

4. Компромисс означает предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения свои стремлений. Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми.

5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью на реализацию интересов всех участников конфликта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...