Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 29 Понятие о конфликте и его структура. Виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие. В структуру входят: «объект», «цели», «мотивы», «участники», «повод». Объектами конфликта считаются те явления, которые признаются конфликтующими сторонами предметом раздора. Целями конфликта обычно являются удовлетворение своих претензий, и ущемленных интересов, восстановление справедливости или удовлетворение эмоций, разрядка, в том числе и с применением насильственных методов. Мотивами конфликта, становятся сл.. феномены человеческой психики, соц. или личностного общения: стремление к превосходству, уязвленное самолюбие, проявление агрессивности, личная неприязнь, проявление стресса, проявление эгоизма, несправедливость, нарушение социальных установок, покушение на статус, непонимание, ошибка в восприятии. Перечисленные мотивы создают конфликтную ситуацию. Участники конфликта – физич. и юридич. лица, т.е. от отдельных личностей до государств и международных блоков. Повод конфликта, или инцидент – стечение обстоятельств, приводящих к конфликтной ситуации. (слова, действия (или бездействия). Классификация конфликтов, их основные причины и динамика протекания. -Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Поэтому их можно классифицировать по различным признакам. Приведем схему классификации конфликтов по 11 основным признакам 1) По признаку сферы проявления конфликты могут быть: экономическими; идеологическими; политическими; социально-бытовыми; семейно-бытовыми; 2) По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть: бурными быстро текущими; острыми длительными; слабовыраженными вялотекущими; слабовыраженными быстротекущими. 3) По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов: внутриличностные; межличностные; конфликты типа «личность – группа»; межгрупповые. 4) По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы: – конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений); – деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений). 5) По признаку предмета конфликты разделяются на: – реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата); – нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью). 6) По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов: – объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей); – субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов). 7) По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа: – «плюс - плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив); – «минус - минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив); – «плюс - минус» (столкновение благоприятного и нежелательного выборов). 8) По признаку возникновения все конфликты можно разделить на: – стихийные; – запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные. 9) По признаку эмоциональности конфликты могут быть: высокоэмоциональные; умеренно эмоциональные; безэмоциональные. 10) По признаку управления конфликты разделяются на: управляемые; слабо управляемые; неуправляемые (стихийные). 11) По признаку затухания конфликты бывают: – спонтанно прекращающиеся; – прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон; – прекращающиеся при вмешательстве внешних сил. В психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте: 1. Уклонение (избегание) – пассивный стиль поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. 2. Приспособление (уступка) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у человека, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям. 3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество как стратегию поведения в конфликте, стремится добиться удовлетворения только своих целей, для этого он может постараться убедить или принудить оппонента пойти на уступки. 4. Компромисс означает предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения свои стремлений. Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми. 5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью на реализацию интересов всех участников конфликта.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |