Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью




Логика изучает процессы мышления, но с разных сторон. Логику интересуют взаимосвязи между отдельными результатами мышления (между понятиями, суждениями и умозаключениями), но она не исследует те психические процессы, которые приводят к этим результатам. Для логики важен результат, а для психологии - сам процесс движения к этому результату, его психическое содержание и структура.

Таким образом, мышление - это всегда мышление личности.

 Характеристиками индивидуальных особенностей мышления являются:

 - самостоятельность; - гибкость; - быстрота; - широта; - глубина; - методичность; -критичность.

Эти особенности существенно предопределяют индивидуальный стиль мышления.

Основные формы мышления и их характеристика.

1.Рациональное мышление – наиболее выгодный вид умственной деятельности. Если говорить по-простому, это означает думать о вещах поочередно, по степени важности, а не обо всем сразу. Рациональное мышление позволяет тратить минимум усилий, ресурсов, эмоций для достижения наиболее выгодного результата.

Основными формами рационального мышления являются:

-анализ; -умозаключение; -сравнение; -аргументация; -суждение; -вывод.

2.Логическое мышление наиболее редко используемая нами форма мыслительных процессов. Гораздо чаще наш ум занят приятными рассуждениями или реагирует на ситуации с помощью мыслительных привычек. Неотъемлемым компонентом логического мышления является логика и четкое знание понятий и правил. Этот вид мышления наиболее ценится в точных науках, где важна не скорость, а именно достоверность.

Основные формы логического мышления следующие:

индукция – это вывод от частного к общему;

дедукция – вывод от общего к частному;

аналогия – вывод, основывающийся на элементах сходства.

3.Абстрактное мышление - отвлечение от несущественных сторон субъекта и обращение своего внимания на существенные, закономерные стороны предмета. Абстрактное мышление обобщает свойства предметов.

Формы абстрактного мышления следующие:

-чувственная абстракция – это, к примеру, отвлечение от цвета предмета для концентрации на его форме;

-обобщающая форма – ее результатом является выделение общих свойств предметов и явлений;

-идеализация – замещение реальных свойств предмета, путем отвлечения от недостатков, идеальной схемой;

-формальная абстракция – выделение свойств предметов или явлений, которые сами по себе не существуют, к примеру, разделение формы и цвета предмета.

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления.

Суждение - форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение– выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений.

Вопрос 18 Основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ- мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.                                                                                  Синтез- обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция- выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей

 

Виды мышления и их характеристика

1)Практическое:

а)наглядно-действенное мышление. Реализуется на внешних действиях. Оно основывается не на словесных формах, а на том, что решение задач и сам результат осуществляется преобразованием ситуации. То есть, практические действия предметов.

б)образное мышление. Структурируется на представлениях и восприятии. Образ реального мира. Свойственно художникам, поэтам, архитекторам, модельерам и парфюмерам.

2)Теоретическое:

абстрактное (словесно-логическое) мышление. Основывается на понятиях и суждениях. Человек анализирует, сравнивает явления, ситуации, предметы не только со своей точки зрения, но и принимает во внимание мнения других.

Качество ума

На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.

Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

1)Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

2)Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений.

3)Гибкость – свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, нестандартные способы действий.

4)Глубина ума – свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают и находить решения.

5)Широта ума – способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний.

6)Последовательность ума –способность человека строго придерживаться порядка мыслей.

7)Скорость ума – быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Вопрос 19. Речь и ее ф-ии, Виды речи

Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.

Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Выделяют 4 основные функции речи:

- выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

- сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

- обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

- воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

 

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

- содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

- понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;

- выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

- воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

Выделяют различные виды речи:внутреннюю и внешнюю речь.

1)Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают три типа внутренней речи:

- «речь про себя» – внутреннее проговаривание;

- речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем;

- речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.

2)Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.

а)Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах.

б)Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование. Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая(разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию.

В психологии такжевыделяют активную и пассивную речь.

Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим.

Вопрос 20 Природа и своеобразие воображения как познават. процесса. Формы, виды и ф-ии воображения. Механизмы творческого воображения

Формы воображения

Воображение – образное представление информации, которое всегда таит в себе что-то ирреальное, не имеющее место в настоящей действительности. Воображение принимает массу форм, от самых приближенных к реалиям – планирования, до самой ирреальной – сновидения. В процессе воображения участвует мышление, память, анализ, а также способ восприятия мира.

Есть 5 основных форм воображения:

мечта – виденье преобразования в будущем, которое не имеет точную дату осуществления;

фантазия – отражение действительности в видоизмененном облике;

галлюцинация – образ, переживаемый нами без внешней стимуляции;

грезы – представление недосягаемого и несбыточного будущего;

сновидения – бессознательная визуализация желаний.

Кроме названных форм воображения, есть еще один редко упоминаемый вид – мыслительный эксперимент.

 

Функции воображения:

 1. Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.

 2. Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.

 3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).

 4. Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).

 5. Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)

 6. Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).

 7. Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

 

Виды воображения:

1.Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство).

2.Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами.

3.Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

4.Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...