Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернизация системы образования




Первоочередными задачами в сфере образования явл. повышение его качества, создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны.

Для их реализации предусматривается:

-развитие системы образования на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, оснащения всех общеобразовательных учреждений программными средствами;

-оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образов. и рабочих кадров в соответствиями с потребностями развития высокотехнологичных производств;

-придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, интеграция профессионального образования, науки и производства.

 

Развитие профессионально-технического образования будет направлено на подготовку квалифицированных конкурентно способных рабочих в соответствии с заказом реального сектора экономики, расширение участия организаций-заказчиков кадров в обновлении материально-технической базы и программ подготовки квалифицированных рабочих.

В системе высшего образования предусматривается:

- увеличение выпуска специалистов инженерно-технического и инженерно-технологического профилей;               -повышение качества подготовки специалистов заочной формы обучения;

-введение обязательного требования о свободном владении разговорным иностранным языком при получении диплома о высшем образовании;

-усиление практикоориентированной подготовки кадров;

-расширение учебно-лабораторной базы вузов, соответствующей требованиям современных производственных технологий; 

-обеспечение местами в общежития, нуждающихся в жилье студентов дневной формы обучения; 

-формирование университетов научно-инновационной деятельности;

- создание при вузах студенческих инновационных парков и научно-производственных коллективов преподавателей и студентов

 

Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

 

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

ВОПРОС 22  Хар-ка  и структура национальной системы образования РБ                                                                                                                                                                                        В РБ в соотв. с “Законом об образовании”, принятом в 1991 г., определ. своя структура системы образов.. Закон гласит, что “все гос-ые и негос-ые образоват. и воспитат. учрежд. на тер. РБ принадлежат к нац. системе образов., кот. включ.:-семейное воспитание;                                                                                                                                                                              - дошкольное воспитание (сад, ясли);                                                                                                                                                                                   - начальное <9 классов;                                                                                                                                                                                                                                    - базовое общее = классов;                                                                                                                                                                                                                                  -общее среднее образование = 11классов;                                                                                                                                                                                                     - внешкольное обучение и воспитание;                                                                                                                                                                                                        -начальное профессиональное =ПТУ;                                                                                                                                                                                                                           -среднее профессиональное = техникум;                                                                                                                                                                                                     -профессионально-техническое образование;                                                                                                                                                                                              -среднее специальное образование;                                                                                                                                                                                                               - высшее образование;                                                                                                                                                                                                                                  - подготовку научных и научно-педагогических кадров;                                                                                                                                                                          - повышение квалификации и переподготовка кадров;                                                                                                                                                                           - самостоятельное образование граждан.               Единство и непрерывность системы образов. обеспечиваются согласованностью планов обучения и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных учреждений, кот. объединяют различные виды образования.Целью дошкольного воспитания явл. развитие естественного желания детей познавать окр. их мир, создание условий для физ. и духовного развития.                                                                            Общее среднее образование явл. основным звеном в системе непрерывного образования. Его цель - развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой основ наук о природе и обществе, усвоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического.                                           Внешкольное обучениеи воспитание направлено на формирование и более полное удовлетворение потребностей детей и подростков в образов., духовном и физ. усовершенствовании, на организацию досуга учащихся. Внешкольные учреждения (музыкальные школы, школы искусств, детские спортивные школы, дома детского творчества, клубы по интересам, секции, детские комнаты и т.д.)                                                       Сл. ступени в системе образования РБ (профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров) обеспечивают профессиональную подготовку людей, специалистов разных направлений и разнообразной квалификации в соответствии с потребностями республики.

Вопрос 23 Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом соц. опыта, осущ. в общении и деятельности.                             Можно выделить 3 основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.                                  1)Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на 2 периода:                                                                                                                                                                                                                                                                    а) ранняя социализация, охватывающая вр. от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, кот. в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;                                                                                                                                                                                          б) стадия обучения, включ. весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.                                                                                                                                                                                                                                             2)Трудовая стадия охватывает период зрелости человека; фиксация такой стадии не представляет затруднений - весь период трудовой деятельности чел.                                                                                                                                                                                                                                   3)послетрудовая стадия. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в прим. к тому периоду жизни чел., когда все его социальные функции свертываются. Факторами социали­зацииявляются: целенаправленное воспитание, обучение и слу­чайные социальные воздействия в деятельности и общении.                                                                                                                                                        1)Воспитание и обучение - специально организованная деят-сть с целью передачи соц. опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определ., соц. желательных стереотипов поведения, качеств и св-в личности.                                                                                                                             2) Случайные соц. воздействия  имеют место в любой соц. ситуации, т.е. когда взаимодействуют 2 или более индивидов. (разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом).                                                              Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру­жеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.         Основные направления социализациисоответствуют ключе­вым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмо­ционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоцио­нально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окр. природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и со­вместной деятельности.

Вопрос 24  Развитие - целенаправленный процесс кол-ных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повыш. уровня ее развитости. Основными составляющими развития выступают соц., культурное, интеллектуальное, физ. и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.).                                                                                                                                                               Все воздействия и влияния, кот. сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на 2 группы - внешние и внутренние.
Внешние факторы развития личности - влияние среды и воспитания.
Внутренние факторы - природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания).                                                                                                                                                                                        Воспитание выступает как 3-ий существенный фактор развития и формирования личности. Роль воспитания особая. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же - целенаправленный процесс.                                                                                         СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ                                                                                                                                                                                           Процесс воспитания - эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.                                                                                                                                      Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:                                                                                                                                                                        1)процесс целенаправленный.                                                                                                                                                                                                                   2) многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.                                                      Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к 3 главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина.                                                                                                                                                        1)Гражданин: вып. гражданских обязанностей - чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.                                       2)Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и эконом. знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно вып. порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.                                                                                                                                                                                                                          3)Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.                                                                                      Сущность обучения –рассм. обучение как организованный управляемый социальный процесс, кот. обеспечивает усвоение учеником определенных знаний и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями.

Личность педагога– сложное социально-психологическое образование, состоящее из подструктур                                                                                          1)социальная направленность. Личность педагога – это его способность определить, какую личность он будет формировать: исполнительную, творческую, покорную, принципиальную, компетентную и т. д. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны его характера и указать на слабые (а также указать методы борьбы с ними)

2) индивидуальный опыт и способность к труду. Учитель должен постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, должен развиваться не только умственно, но и духовно, и нравственно, должен быть современным и прогрессивным.

Вопрос 30 Причины конфликтов. Методы разрешения и регулирования конфликтов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...