Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности.




Самооценка -оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.

Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Аффект неадекватности — неадекватная аффективная реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности и т. п. (термин введен М.С. Неймарк). В основе А. н. лежат отрицательные аффективные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области.

 

10*. Понятие о малой группе. Виды групп: формальная, неформальная, референтная, группа членства.

       Малая группа состоит от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Группы делятся на формальные и неформальные, референтные и группы членства.

       Формальные группы создаются и существуют в рамках официально признанной организации и цели, выполняемые этой группой, соответствуют задачам этих организаций. Например: класс, группа в университете.

       Неформальные группы создаются в неофициальных организациях и объединениях людей по интересам. Цели этих групп возникают и существуют на базе личных интересов их участников, они могут совпадать или не совпадать с целями официальных организаций.

       Референтная группа – любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе человек находит для себя образцы для подражания.

       Группы членства (нереферентные группы) – группы, поведение в которых не удовлетворительно и не праильное, помимо этого, человек может осуждать и отвергать поведение людей в такой группе

 

12*. Понятие об общении. Виды общения: анонимное, функционально-ролевое, неформальное. Средства общения (языковые и неязыковые). Условия эффективного общения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Единство процесса общения не исключает возможности выделения в нем трех важнейших сторон: коммуникативной, интерактивной, социально-перцептивной. Коммуникативная – обмен информацией между участниками, интерактивная – предполагает обмен не только словами, но и действиями, социально-перцептивная – предполагает восприятие и понимание общающимися друг друга.

Виды: Анонимное общение возникает случайно, оно не запланировано, часто спонтанное, анонимное общение — это контакт между незнакомыми, ничем не связанными между собой людьми. Люди встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными. Даже если и происходит знакомство (например, пассажиры поезда дальнего следование), оно ни к чему не обязывает.
Функционально – ролевое. Людей при таком общении связывают различные обязанности в отношении друг друга. Каждый человек в обществе играет различные социальные роли: на работе – коллега, начальник, подчиненный; дома – муж, отец, брат и т.д. Женщина – строгий руководитель на производстве, придя домой, становится кроткой и всегда прислушивающейся к мнению мужа женой. Мужчина, тихий и спокойный на работе, — деспот и тиран в семье. В силу своих обязанностей, социального статуса человек вступает в контакт со своими коллегами, пациентами.
Неформальное общение – это общение между близкими людьми. Ему присуща избирательность, теплота, интимность. Например, беседа или молчаливое взаимодействие влюбленных, родителей с детьми.

Условия эффективного общения:

1. Старайтесь сопровождать ваш диалог с человеком открытой и дружеской улыбкой. Ничто не располагает так к откровенности и не обезоруживает, как доброжелательное лицо собеседника.

2. Стремитесь во время диалога расположиться так, чтобы между вами и партнером не было значительных препятствий и барьеров. Дистанция во время разговора должна находиться в «комфортной зоне» (примерно от 80-120 см).

3. Избегайте закрытых поз (скрещенные руки и ноги или спрятанные руки под стол), так как для подсознания они являются сигналом защиты и обороны. Люди испытывают больше доверия к собеседнику, когда видит его руки расположенными ладонями вверх.

4. Во время разговора старайтесь голову держать прямо, как можно чаще и дольше смотреть в глаза собеседника.

5. Тональность речи и ее громкость должны соответствовать тональности

 

13*. Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

       Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Структура деятельности:

  1. Цель – то, ради чего действует человек.
  2. Мотив – то, почему действует человек.

3. Представление о будущем результате

4. Средства, с помощью которых деятельность осуществляется

Компоненты в структуре деятельности:

  1. Постановка цели
  2. Планирование работы
  3. Выполнение деятельности
  4. Проверка результатов исправления ошибок
  5. Подведение итогов и оценка деятельности

Мотивы деятельности - побудительные причины действий и поступков человека, определяемые отдаленными целями, ради которых человек достигает более близкие цели. По содержанию м. д. могут быть различными: практическими (материальными), социальными (завоевание определенного статуса в обществе); познавательными, идейными и т.д

Интериоризация – процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному действию.

Экстериоризация - процесс перехода от внутреннего идеального реального действия к внешнему действию.

 

14*. Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков.

Навык– автоматизированное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся отсутствием сознательной регуляции и контроля.

Характерной особенностью навыков является то, что при наличии их уже не обдумывают заранее, как надо осуществить действие, не разлагают его на отдельные частные операции, не намечают предварительно, как надо выполнить каждую из них. Так происходит потому, что все эти действия выполнялись уже много раз раньше и настолько упрочились, что перестали нуждаться в осознании каждой отдельной операции.

Взаимодействие навыков:

Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других — мешать ему.

1. Положительный перенос (индукция)– старый навык помогает формированию нового. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка, кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными. При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения. Естественно, что большой опыт и большое количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

2. Отрицательный перенос (интерференция) – старый навык мешает формированию нового. Причиной интерференции навыков является прочность ранее образованных связей, которые и актуализируются затем при овладении новым действием. Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способов действия (при упражнениях), старых и новых условий действия, старых и новых целей действия.

Этапы формирования навыков:1.Ознакомительный - субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. Например, осваивая технич. прием, спортсмен сначала наблюдает за выполнением действия тренером, затем подробно собирается состав действия, и осуществляются медленные пробные попытки.2.Подготовительный (включает аналитическую и синтетическую стадию). Сначала осавиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяются в единое целое. Так, начинающий пловец осваивает сначала движения рук, потом движения ног, технику дыхания, и после соединяет все в единую систему движений. 3.Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат. 4.Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения (в спорте такое состояние называется «перетренировался»). 

 

15*. Мотивационная сфера личности. Мотивация и мотивировка. Внутренняя и внешняя мотивации.

Мотивационную сферу человека можно характеризовать по широте (количество интересов), гибкости (есть потребности, но нет средств к удовлетворению), иерархизированности (соподчинение мотивов).

Виды мотивации: внутренняя мотивация – основана на желании выделится и придерживаться определенной модели поведения, ради ее самой; внешняя – основана на потребности вознаграждения и страхе наказания. Выделяют стороны внутренней мотивации: стремление к мастерству, желание хорошо работать, стремление к конкуренции.

Мотивировка – преднамеренное объяснение своих действий.

           










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...