Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль труда и речи в возникновении сознания человека. Сознание, самопознание и самосознание.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Строение психологии, ее основные отрасли. Связь психологии со смежными науками. Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности. Отрасли психологии Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания. инженерная психология,изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий.
Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкетирования и тестирования). Задачи психологии: 1.Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2.Научиться управлять ими; 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; 4.Быть теоретической основой практики психологической службы. 1 задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько прокладывает новые пути для педагогической практики, обеспечивает широкий поиск нового. 2 задача обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогический научно-технический прогресс. Формировать такие качества мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать информацию, развивать способности. Другие актуальные задачи: определить общие закономерности развития психики; дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания; установить причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики этих отклонений. Осуществляя указанные общие задачи, психология работает в тесном контакте с педагогикой. Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Требования к наблюдению: 1. Составление плана 2. Фиксирование результатов 3. Формулировка выводов Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают. Недостатки наблюдения: 1. Пассивная роль исследователя 2. Плохая повторяемость 3. Низкая точность результатов 4. Влияние гипотезы самого ученого 1. Эксперимент – самый лучший метод - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений - Лабораторный - Естественный – проходит в привычных для испытуемого условиях Достоинства: 1. Активная позиция исследователя 2. Очень хорошая повторяемость 3. Высокая точность результатов благодаря применению техники 2. Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. 3. Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. 4. Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека. · тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования) · тесты-задания (получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития) · проективные тесты (свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты)
6*. Понятие о личности в психологии. Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида хомо сапиенс, продукт филогенетического и онтогенетического развития, т.е. человек как отдельный представитель человеческой общности. Индивидуальность – то особенное, неповторимое, что присуще данному человеку и отличает его от других людей: внешний вид, особенности строения тела, генетические различия. Индивидуальность человека также проявляется в интеллекте, интересах, способностях и потребностях. Личность – нечто приобретенное индивидом, включающее, с одной стороны, черты индивидуальности и, с другой стороны, социально обусловленные качества, приобретенные в процессе социализации.
7*. Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Подструктуры личности :
В истории психологии существовало два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности – биологическая и социальная концепции развития. Биологическая концепция - развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер. В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения. Социальная концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Социальный подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |