Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.




Предмет общей психологии.

       Психология как наука занимается исследованием всего круга проблем, связанных с ее предметом: происхождение и развитие психики, ее строение и функционирование, возрастные и индивидуальные различия, норма и патология и т.п. когда характеризуют научный способ познания действительности, то, в первую очередь, отмечают. Что всякая наука имеет свой объект исследования и предмет.

       Психология как наука своим объектом имеет живые существа, обладающие психикой. Предметом психологии является психика и психическая деятельность этих живых существ.

       Как всякое явление окружающей действительности, психика и психическая деятельность не возникают ниоткуда, а имеют свою историю развития как в индивидуальном плане, так и в эволюционном. И психика, и психическая деятельность имеют также определенное строение и осуществляются по определенным правилам и законам. Учитывая это, можно дать следующее самое общее определение психологии как науки:

       Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования.

        В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния. Помимо этого существует еще ряд психических образований, обозначаемых такими обобщающими понятиями, как темперамент, характер, интеллект, направленность, а также личность, субъект деятельности, индивидуальность. Особое место в кругу психических явлений занимает сознание.

 

Психика в свете теории отражения. Функции психики: отражение действительности, обеспечение целостности личности, регуляция поведения (как условия обеспечения адаптации организма со средой).

Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты. Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущность вещей и явлений, движение от незнания ко все более полному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств, предметов я явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное в языке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и «обратную» связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприятие, делает его осмысленным и обобщенным. Определить функции психики можно в одной сфере, это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе. Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

 

3. Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге. Основной принцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом, в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса. Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936). Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения — этого конечного звена рефлекса. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.  

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности, т.е. это субъективный образ объективного мира.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности, т.е. это субъективный образ объективного мира.

Сознание – внутренняя модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно историческому существу. Сознание – это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Похожая психологическая деятельность по формированию образов присуща и животным. Но человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

1. Совокупность знаний об окружающем мире. Эти знания человек получает с помощью важнейших познавательных процессов – ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

2. Различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» и «не Я». Это отделение происходит в процессе формирования самосознания человека.

3. Цели деятельности. Сознательно поставленная цель определяет способ и характер его действий, а также особенности протекания волевых процессов, например, на этапе принятия решения.

4. Совокупность отношений человека к окружающему миру. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Обязательным условием формирования тех или иных компонентов сознания является язык. С этим условием связано и то, что обычно под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности человека отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Характеристики сознания

1. Сознание – это совокупность знаний (об окружающей действительности, природе, обществе).

2. Сознание – это различение субъекта и объекта, т.е. отличие “я” от “не я”, выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, противопоставление себя как личности другому объективному миру.

3. Сознание – характеризуется целеполагающей деятельностью. Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.

4. Сознание характеризуется включением определенного отношения к окружающему миру. Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...