Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурные принципы построения текста.
1. Введение (формулировка темы, актуальность темы, расхождение мнений относительно темы, структура рассмотрения темы и переход к основному суждению). 2. Основная часть (суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение базовых понятий, используемых при выдвижении суждений, доказательства - факты или примеры, поддерживающие суждение, рассмотрение противоположных суждений (крайне важно показать, их слабые стороны, доказать силу утверждения автора)). 3. Заключение (повторение основного суждения, одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения, общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения и общее заключение о полезности данного утверждения). Автор в ходе написания эссе ведет своего рода внутренний диалог (оценивает утверждения, доказательства и поддержки, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходит к тому, что одна точка зрения становится более предпочтительна, чем другие, притом, что остальные люди могут с ней изначально не соглашаться. Аргументированное эссе состоит из следующих элементов: Аргументированные эссе обращаются к различным темам: от общественно-политических до личностных. Главное - на данную тему должно иметься не менее двух обоснованных точек зрения. В статье не обязательно (если это не обзор литературы), но желательно показать знание различных существующих взглядов на предмет исследования. А особенно важно — свою, новую, должна быть, отличную от других точку зрения. В статьях, носящих смешанный характер, должна быть, что вслед за теоретическим рассмотрением предмета исследования идут практические предложения, или наоборот — после анализа конкретного материала автор статьи приходит к определенным теоретическим выводам. Все виды статей, могут воздействовать на различные сферы жизни общества (экономическую, социальную и политическую), но в различной степени. Теоретические статьи – не исключение.Цель таких статей – предъявление результатов исследований ученого в теоретической области. Эти работы воздействуют в первую очередь на мировоззрение людей и в последующем могут привести к изменению их жизни через реализацию идей, заложенных в статьях. В них ученые используют, как правило, статистические выкладки и логические построения для доказательства определенных выводов. Заглавие формулируется самим пишущим в рамках темы. К примеру, в экономических статьях прикладного характера,посвященных практическим вопросам, автор, как правило, знакомит читателей с результатами проведенного исследования и может давать некоторые рекомендации для решения рассматриваемых вопросов. Но, даже занимаясь отдельными проблемами отраслевой экономики, следует по возможности следить за ситуацией в макроэкономике. Ведь хозяйственная жизнь общества — единый организм, и проблемы и их решения, возникающие в одной области экономики, могут в скором времени эхом отозваться в других сферах, а удачно найденное хозяйственно-экономическое или научно-техническое решение в определенной отрасли может послужить толчком для развития других отраслей и стать прототипом решений в других областях экономики. Конечно, чем больше прочитано научной литературы, тем больше знаний в данной области приобретено. При этом наступает момент, когда появляется небольшого или нулевого приращения знаний из вновь прочитанных книг и статей. Это должна быть признаком познания всей глубины данного предмета исследований. Но нужно помнить, что не стоит замыкаться в своей узкой области знаний, как бы они ни были необходимы на сегодняшний день. Эти знания — всегда только часть более обширной территории знаний о жизни, которая нас окружает. ʼʼПрофессионализмʼʼ для экономиста или специалиста в области политических исследований — не только узкое знание отдельной предметной области, а владение широким спектром знаний о всем многообразии явлений жизни, происходящих в различных сферах жизни социума. Написанию статьи, как правило, предшествует работа с источниками информации и в первую очередь с литературой и со статистикой. То, что на первых порах научных изысканий, нужно как можно больше читать, не вызывает сомнений. Когда у ученого сложилось собственное мировоззрение, есть своя точка зрения на явления и процессы, легче оценивать прочитанное. Но, как правило, у молодого ученого мировоззрение находится еще в стадии становления, в связи с этим особенно важна помощь в оценке источников информации со стороны более опытных исследователей, они могут посоветовать в подборе литературы и формулировке своей точки зрения, четко изложить ее. Основные правила написания аргументированного эссе – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. Построение рассуждений в основной части должно строиться по принципу от общего к частному, от наименее важного к наиболее важному, слабое суждение приводит к сильному суждению При знакомстве с какой-то темой крайне важно начитать материал. Когда появляется знание предмета исследования, складывается свое видение проблемы, в каждой новой прочитанной работе молодой ученый может найти подтверждение и развитие или опровержение собственных, найденных самостоятельно истин. Это уже как бы вторая стадия знакомства с темой — анализ на базе полученных знаний. Тогда появляется возможность читать некоторые работы "по диагонали", увеличивая скорость чтения и быстроту накопления материала. При написании введения бывают использованы различные методы привлечения внимания к содержанию – личный анекдот, гипотетическая примета͵ шокирующая статистика, цитата͵ риторический вопрос. Статьи Статьи прикладного характера, посвященные вопросам обеспечения технических сторон функционирования экономики, должны обязательно опираться на серьезные теоретические разработки как экономики, так и социологии, психологии и политологии, а также на здравый смысл. Иначе любой тонко выстроенный экономический механизм без учета интересов тех, кто его будет осуществлять, не заработает. Структура аргументированного эссе: Заглавие, Введение, Формулировка темы, Основная часть, Построение суждений относительно темы, Раскрытие базовых вопросов, Опровержение противоположной позиции, Заключение Учитывая зависимость отцелей, которые поставил перед собой ученый в области своего исследования, научные статьи могут носить теоретический, прикладной и смешанный характер. Иногда бывает так, что внезапно чье-то высказывание или прочитанная мысль становятся той песчинкой, на которую начинают наращиваться собственные идеи. Очень многому можно научиться на примере трудов других авторов. Когда появился опыт работы с литературой, при чтении сразу становится ясно, честен ли автор и открыт в суждениях или заблуждается. Без статистики, количественных измерителей параметров тех или иных явлений редко обходится научный, в частности, экономический анализ или прогноз. Ученый должен не только сам видеть, что стоит за статистикой, но и помочь читателю увидеть мир, свернутый до отражающих его цифр. Для молодого исследователя важно критическое отношение к своему творчеству. Несмотря на желание поскорее написать и опубликовать статью, крайне важно дать материалу отлежаться. После ʼʼдозреванияʼʼ исследователь видит свою работу иначе, как бы со стороны, тогда уже можно аналитически оценивать наработанное, видны упущения. Во время прочтения отлежавшегося материала появляются новые мысли, редко может смениться точка зрения на предмет исследования под влиянием, обычно это бывает связано с поступившей за это время новой информацией. Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают первичным, оригинальным научным произведением либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на базе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами должна быть следующим: — вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых ...), — оппозиционные фразы (внешние факторы - внутренние причины), — классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состоянии). Графически логика изложения должна быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса. Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля. Учитывая зависимость отстиля изложения можно выделить два типа тезисов: Тезисы глагольного строя и Тезисы номинативного строя. Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым. Тезисы номинативного строя встречаются редко. Οʜᴎ предельно лаконичны. В них чаще всего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существительных: аннотация, аннотировать, аннотирование. Текстовый производственный документ, как и любой другой, должен быть внимательно прочитан адресантом и понят им. При этом составители мало заботятся о том, как составленным ими документом будут пользоваться, как он будет восприниматься. При этом очень важно не только то, чтобы документ содержал необходимую информацию, но и то, чтобы пользователь обязательно обратил на нее внимание, не мог пройти мимо нее, и, разумеется, имел возможность осмыслить ее. В том случае, в случае если документ предписывает действия и их последовательность, его строение и характер изложения должны способствовать тому, чтобы пользователь совершал действия в заданной последовательности и точном соответствии с предписаниями. А это зависит от того, как, в какой форме сообщаются соответствующие предписания. По этой причине сам принцип построения документа и его содержание определяются целью, ради которой он создается, его назначением. В связи с этим описание каждой разновидности текстовых документов мы начинаем с описания их назначения. Назначение документа определяет и ограничивает тот круг сведений (информацию), которые в нем должны быть приведены. Информации в документе достаточна, если пользователю не потребуется каких-либо разъяснений и дополнительных сведений для совершения действий, предписываемых или предполагаемых этим документом. Информация недостаточна(и эта недостаточность может оказаться преступной),если не оговорено все крайне важно е, в т.ч. все предосторожности, необходимые для совершения предписываемых (предполагаемых) действий. Информация должна быть избыточна, если в документе в одном и том же пункте или разделе повторяется одно и то же. При этом требуется осторожность в стремлении устранить в содержании производственного документа͵ предназначенного для реализации действий, информацию, представляющуюся избыточной. Лучше повторить информацию, чем рисковать вызвать у пользователя документов существенные затруднения. Часто встречается в производственных документах ʼʼинформационный шумʼʼ — сведения, которые не найдут применения, которые не нужны пользователю. Между тем стремление иногда придать большую солидность и наукообразность документу приводит создателя документа к включению в него сведений, не имеющих прямого отношения к делу, отвлекающих и раздражающих пользователя. Опасность ʼʼинформационного шумаʼʼ состоит по сути в том, что под его воздействием пользователь может пропустить незамеченными действительно важные подробности. Определение порядка, в котором приводятся необходимые сведения, также важно в достижении эффективности текстового документа͵ как и их отбор. Дальнейший ход изложения также определяется порядком изучения и назначение документа. Большое значение при создании текстового документа͵ фактом определяющим не только эффективность текста͵ но и его действенность, является его читательский адрес, возраст, уровень образования, трудовые функции пользователя и уровень его квалификации. К сожалению, зачастую инструкции к бытовым приборам, предназначенные для использования потребителем-неспециалистом, содержат малопонятные и ненужные подробности, термины. Всегда более оправданно писать в расчете на пользователя даже несколько менее квалифицированного, чем это предусмотрено штатными расписаниями. Читательский адрес заставляет задуматься и о характере графического сопровождения текстового документа. Читательский адрес определяет необходимую степень наглядности, условности, и даже использования различных цветов. Важно представлять условия и порядок использованиядокумента. Так, к примеру, выделение крайне мелких пунктов обязательная цифровая нумерация их, рекомендуемые в производственном документе, отнюдь не дань моде, а результат трезвого учета того, что каждое положение (описание действия и др.) должно быть описано полно, целостно и самостоятельно (отдельно) при условии, что его легко отыскать. В то же время, это требование, столь важное для большинства документов, отнюдь не распространяется на констатирующую часть, скажем, приказа, которая обычно содержит не руководство к действию, а лишь обоснование, материал к размышлению. Текст — главный элемент документа͵ в связи с этим подготовка текстовой части — одна из важнейших операций в документировании. В тексте мы выделяем кроме параграфов и пунктов абзацы, предложения, сочетания слов и слова. Абзац — это часть текста͵ объединенная одной микротемой, начинающаяся и заканчивающаяся абзацным отступом. Автор документа должен следить за тем, чтобы каждый абзац начинал новую мысль или новую микротему, от которых нельзя отклоняться, а каждая новая микротема начиналась с абзаца. Деление текста на абзацы имеет большое практическое значение, оно управляет ходом чтения, помогает читающему делать небольшие остановки на границе микротем, вдумываться в содержание предыдущей части текста и готовиться к восприятию последующей. Абзацы не должны быть чересчур большими по объёму, так как это затрудняет чтение. В текстах, предназначенных для сквозного прочтения, не рекомендуется разбивать текст на мелкие абзацы, потому что это заставляет делать частые паузы и также мешает чтению. Нормальным считается абзац, содержащий 3-5 предложений. При этом для восприятия лучше, в случае если эти предложения разнообразны по длине, самые краткие — в начале и конце абзаца. В свою очередь и от абзацев требуется чередование исходя из размеров. Многое зависит и от того, насколько последовательно построены предложения, как четко выделены отдельные их составляющие части. Необходимо помнить, что удобнее для восприятия при сплошном чтении деление пункта͵ предложения на 3, 5, 7, самое большее 9 самостоятельных частей. Такого деления можно добиться, приведя перечисляемое в определенную систему, где есть ведущие, более или менеесущественные элементы, определить то, что относится к обязательному, что к желательному, а без чего, вероятно, можно и обойтись. Многочисленность однородных элементов в перечислении не только указывает на недостаточную продуманность содержания, но и затрудняет восприятие. В использовании словосочетаний сосуществуют две тенденции. Первая состоит по сути в том, что в любом деловом тексте существенно использование привычных стандартизованных форм, отражающих все составляющие мысли. Этим объясняется применение именных предлогов (в свете решений, в порядке исключения, в связи с крайне важно стью, в порядке оказания помощи), унификация и стандартизация деловой речи в часто повторяющихся документах. Использование стандартных фраз в значительной мере ускоряет составление документов. Другая тенденция — сокращение текстов путем замены сложных предложений простыми, ликвидация причастных и деепричастных оборотов, словосочетаний, описывающих мысль, словами, точно называющими ее. Это не только ускоряет чтение текста͵ но и уменьшает умственное напряжение. Текст документа должен быть кратким, четким и понимаем во время первочтения. При изложении обязательных требований в тексте стандарт обязывает применять слова: ʼʼдолженʼʼ, ʼʼследуетʼʼ, ʼʼкрайне важно ʼʼ и производные от них. В документах должны применяться только установленные стандартами научно-технические термины, обозначения и определения, а при их отсутствии— общепринятые в научно-технической литературе. Значительную часть словарного состава делового языка составляют термины — слова и словосочетания, значение которых обусловлено в пределах какой-либо специальности. Появление новых, уточнение и модификация прежних терминов работники сферы управления должны учитывать при составлении служебных документов. Важнейшее требование к термину — однозначность (выражение только одного понятия). По этой причине определения терминов зафиксированы в государственных стандартах, специальных справочниках и словарях и с ними крайне важно постоянно сверяться. В тексте документа не рекомендуется: применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; сокращать обозначения единиц физических величин, в случае если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих вформулы; применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и государственными стандартами. В случае если в документе все же оказалось необходимым принять особую систему сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен список принятых сокращений, который помещают в конце документа перед перечнем терминов; использовать в тексте математический знак минус (—) перед отрицательными значениями величин, вместо него следует писать слово „минус"; употреблять математические знаки без цифр, к примеру, ≤ (меньше или равно), ≥ (больше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер) , % (процент) ; применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ и т.д.) без регистрационного номера. В пределах одного документа для измерения одних и тех же параметров должна применяться одна и та же единица физической величины (нельзя в одном и том же документе писать ʼʼ5 ммʼʼ, ʼʼ5 смʼʼ, правильно: ʼʼ5 ммʼʼ, ʼʼ50 ммʼʼ). В случае если в тексте документа приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1,5; 1,75; 2м. Элементы текста[26] 1. Рубрикация Значение и функции заголовков Рубрикаминазывают заголовки частей произведения (заглавия произведений, внутренние заголовки их подразделов, заголовки элементов аппарата), а также сами выделенные заголовками части (главы, параграфы и т. д.). Здесь рубриками будем называть только подразделы текста (части, главы, параграфы и т. п.). Рубрикация — это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов), при которой заголовки разной значимости занимают разные ступени (от высшей через промежуточные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Таких ступеней должна быть несколько (раздел, глава, параграф) и очень много (часть, подчасть, раздел, подраздел, глава, подглава, параграф, подпараграф и т. д.). Различные оформительские приемы (расположение заголовков относительно текста) и художественные средства (рисунок, начертание и размер шрифта заголовков) помогают читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела. Заголовки организуют, направляют и облегчают чтение. Сокращения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |