Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурные принципы построения текста.




1. Введение (формулировка темы, актуальность темы, расхождение мнений относительно темы, структура рассмотрения темы и переход к основному суждению).

2. Основная часть (суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определœение базовых понятий, используемых при выдвижении суждений, доказательства - факты или примеры, поддерживающие суждение, рассмотрение противоположных суждений (крайне важно показать, их слабые стороны, доказать силу утверждения автора)).

3. Заключение (повторение основного суждения, одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения, общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения и общее заключение о полезности данного утверждения).

Автор в ходе написания эссе ведет своего рода внутренний диалог (оценивает утверждения, доказательства и поддержки, предположения, скрытые аргументы и внутренние противоречия) и приходит к тому, что одна точка зрения становится более предпочтительна, чем другие, притом, что остальные люди могут с ней изначально не соглашаться.

Аргументированное эссе состоит из следующих элементов:

Аргументированные эссе обращаются к различным темам: от общественно-политических до личностных. Главное - на данную тему должно иметься не менее двух обоснованных точек зрения.

В статье не обязательно (если это не обзор литературы), но желательно показать знание различных существующих взглядов на предмет исследования. А особенно важно — свою, новую, должна быть, отличную от других точку зрения.

В статьях, носящих смешанный характер, должна быть, что вслед за теоретическим рассмотрением предмета исследования идут практические предложения, или наоборот — по­сле анализа конкретного материала автор статьи приходит к определœен­ным теоретическим выводам.

Все виды статей, могут воздействовать на различные сферы жизни общества (экономическую, социальную и политиче­скую), но в различной степени. Тео­ретические статьи – не исключение.Цель таких статей – предъявление результатов исследований ученого в теоретической области. Эти работы воздействуют в первую очередь на мировоззрение людей и в последующем могут привести к изменению их жизни через реализацию идей, заложенных в статьях. В них ученые ис­пользуют, как правило, статистические выкладки и логические по­строения для доказательства определœенных выводов.

Заглавие формулируется самим пишущим в рамках темы.

К примеру, в экономических статьях прикладного характера,посвященных практическим вопросам, автор, как правило, знакомит читателœей с результатами проведенного исследования и может да­вать некоторые рекомендации для решения рассматривае­мых вопросов. Но, даже занимаясь отдельными проблемами отрасле­вой экономики, следует по возможности следить за ситуацией в макроэкономике. Ведь хозяйственная жизнь общества — единый организм, и проблемы и их решения, возникающие в одной области экономики, могут в скором времени эхом отозваться в других сфе­рах, а удачно найденное хозяйственно-экономическое или научно-техническое решение в определœенной отрасли может послужить толч­ком для развития других отраслей и стать прототипом решений в других областях экономики.

Конечно, чем больше прочитано научной литературы, тем больше знаний в данной области приобретено. При этом наступает момент, когда появляется небольшого или нулевого приращения знаний из вновь прочи­танных книг и статей. Это должна быть признаком познания всœей глубины данного пред­мета исследований. Но нужно помнить, что не стоит замыкаться в своей узкой области знаний, как бы они ни были необходимы на сегодняшний день. Эти знания — всœегда только часть более обшир­ной территории знаний о жизни, которая нас окружает. ʼʼПрофессионализмʼʼ для экономиста или специалиста в области политических исследований — не только узкое знание отдельной пред­метной области, а владение широким спектром знаний о всœем много­образии явлений жизни, происходящих в различных сферах жизни социума.

Написанию статьи, как правило, предшествует работа с источниками информации и в первую очередь с литературой и со статисти­кой. То, что на первых порах научных изысканий, нужно как можно больше читать, не вызывает сомнений. Когда у ученого сложилось собственное мировоззрение, есть своя точка зре­ния на явления и процессы, легче оценивать прочитанное. Но, как правило, у молодого ученого мировоззрение находится еще в стадии становления, в связи с этим осо­бенно важна помощь в оценке источников информации со стороны более опытных исследователœей, они могут посоветовать в подборе литературы и формулировке своей точки зрения, четко изложить ее.

Основные правила написания аргументированного эссе – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Построение рассуждений в основной части должно строиться по принципу от общего к частному, от наименее важного к наиболее важному, слабое суждение приводит к сильному суждению

При знакомстве с какой-то темой крайне важно начитать материал. Когда появляется знание предмета исследования, складывается свое видение проблемы, в каждой новой прочитанной работе молодой ученый может найти подтверждение и разви­тие или опровержение собственных, найденных самостоятельно истин. Это уже как бы вторая стадия знакомства с темой — анализ на базе полученных знаний. Тогда появляется возможность читать некото­рые работы "по диагонали", увеличивая скорость чтения и быстроту накопления материала.

При написании введения бывают использованы различные методы привлечения внимания к содержанию – личный анекдот, гипотетическая примета͵ шокирующая статистика, цитата͵ риторический вопрос.

Статьи

Статьи прикладного характера, посвящен­ные вопросам обеспечения технических сторон функционирования экономики, должны обязательно опираться на серьезные теоретиче­ские разработки как экономики, так и социологии, психологии и политологии, а также на здравый смысл. Иначе любой тонко выстроенный экономический механизм без учета интересов тех, кто его будет осуществлять, не заработает.

Структура аргументированного эссе: Заглавие, Введение, Формулировка темы, Основная часть, Построение суждений относительно темы, Раскрытие базовых вопросов, Опровержение противоположной позиции, Заключение

Учитывая зависимость отцелœей, которые поставил перед собой ученый в области своего исследования, научные статьи могут носить теоретический, прикладной и смешанный характер.

Иногда бывает так, что внезапно чье-то высказывание или прочи­танная мысль становятся той песчинкой, на которую начинают нара­щиваться собственные идеи. Очень многому можно научиться на примере трудов других авто­ров. Когда появился опыт работы с литературой, при чтении сразу становится ясно, честен ли автор и открыт в суждениях или заблуждается.

Без статистики, количественных измерителœей па­раметров тех или иных явлений редко обходится научный, в частности, экономи­ческий анализ или прогноз. Ученый должен не только сам видеть, что стоит за статистикой, но и помочь читателю увидеть мир, свернутый до отражающих его цифр.
Размещено на реф.рф
Необходимо оценить не только данные статистики, но и ее достоверность. Постараться понять, кто должна быть заинтере­сован в том или ином представлении материала, на каком этапе могут начаться искажения данных, насколько точны методы расчета тех или иных показателœей, правильно ли был организован сбор информации, не является ли изучаемая статистика "кривым зерка­лом" событий и явлений.

Для молодого исследователя важно критическое отношение к своему творчеству. Несмотря на желание поскорее написать и опубликовать статью, крайне важно дать материалу отлежаться. После ʼʼдозреванияʼʼ исследователь видит свою работу иначе, как бы со стороны, тогда уже можно аналитически оценивать наработанное, видны упущения. Во время прочтения отлежавшегося материала появляются новые мысли, редко может смениться точка зрения на предмет исследования под влиянием, обычно это бывает связано с поступившей за это время новой информацией.

Тезисы — кратко сформулированные основные положе­ния доклада, научной статьи.

По содержанию, по представленному в них материалу тези­сы бывают первичным, оригинальным научным произведени­ем либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отраже­ние собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы со­здаются на базе первичных текстов, принадлежащих друго­му автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каж­дый тезис освещает особую микротему и составляет обычно от­дельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы долж­ны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тези­сами должна быть следующим:

— вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вто­рых ...),

— оппозиционные фразы (внешние факторы - внутренние причины),

— классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состоянии).

Графически логика изложения должна быть подчеркнута нуме­рацией каждого тезиса.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсут­ствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

Учитывая зависимость отстиля изложения можно выделить два типа тезисов:

Тезисы глагольного строя и Тезисы номинативного строя.

Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представ­ляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым.

Тезисы номинативного строя встречаются редко. Οʜᴎ пре­дельно лаконичны. В них чаще всœего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существитель­ных: аннотация, аннотировать, аннотирование.

Текстовый производственный документ, как и любой другой, должен быть внимательно прочитан адресантом и понят им. При этом составители мало заботятся о том, как составленным ими документом будут пользоваться, как он будет восприниматься.

При этом очень важно не только то, чтобы документ содер­жал необходимую информацию, но и то, чтобы пользователь обязательно обратил на нее внимание, не мог пройти мимо нее, и, разумеется, имел возможность осмыслить ее.

В том случае, в случае если документ предписывает действия и их последовательность, его строение и характер изложения должны способствовать тому, чтобы пользователь совершал действия в заданной последовательности и точном соответствии с предписа­ниями. А это зависит от того, как, в какой форме сообщаются соответствующие предписания. По этой причине сам принцип построения документа и его содер­жание определяются целью, ради которой он создается, его назначе­нием. В связи с этим описание каждой разновидности текстовых докумен­тов мы начинаем с описания их назначения. Назначение документа определяет и ограничивает тот круг сведе­ний (информацию), которые в нем должны быть приведены.

Инфор­мации в документе достаточна, если пользователю не потребуется ка­ких-либо разъяснений и дополнительных сведений для совершения дей­ствий, предписываемых или предполагаемых этим документом.

Информация недостаточна(и эта недостаточность может оказаться преступной),ес­ли не оговорено всœе крайне важно е, в т.ч. всœе предосторожности, необходимые для совершения предписываемых (предполагаемых) действий.

Информация должна быть избыточна, если в документе в одном и том же пункте или разделœе повторяется одно и то же.

При этом требуется осторожность в стремлении устранить в содержании производственного документа͵ предназначенного для реализации действий, информацию, представляющуюся избы­точной. Лучше повторить информацию, чем рисковать вызвать у пользователя документов существенные затруднения.

Часто встречается в производственных документах ʼʼинформацион­ный шумʼʼ — сведения, которые не найдут применения, которые не нужны пользователю. Между тем стремление иногда придать большую солидность и наукообразность документу приводит создателя документа к включению в него сведений, не имеющих прямого отношения к делу, отвлекаю­щих и раздражающих пользователя. Опасность ʼʼинформационного шумаʼʼ состоит по сути в том, что под его воздействием пользователь может пропустить незамеченными действи­тельно важные подробности.

Определœение поряд­ка, в котором приводятся необходимые сведения, также важно в дости­жении эффективности текстового документа͵ как и их отбор.
Размещено на реф.рф
Процесс постижения тексто­вого документа требует, чтобы сведения в нем сообщались в той последовательности, в которой изучает, рассматривает, познает пользователь описываемое в документе. Вследствие этого нередко документ полезно начинать с определœения цели, ради которой он создан. При этом в ряде случаев мо­жет возникнуть потребность начать документ с сообщения о возмож­ности получения некоторой выгоды (это должна быть прибыль, повышение качества), о сложившемся на положении (особенно в рас­порядительных документах) и т. п.

Дальнейший ход изложения также определяется порядком изучения и назначение документа.

Большое значение при создании текстового документа͵ фактом определяющим не только эффективность текста͵ но и его действенность, является его читательский адрес, возраст, уровень образования, трудовые функции пользователя и уровень его квалификации. К сожалению, зачастую инструкции к бытовым прибо­рам, предназначенные для использования потребителœем-неспециалис­том, содержат малопонятные и ненужные подробности, термины. Всегда более оправданно писать в расчете на пользователя даже несколько менее квалифициро­ванного, чем это предусмотрено штатными расписаниями.

Читательский адрес заставляет задуматься и о характере графичес­кого сопровождения текстового документа. Читательский адрес оп­ределяет необходимую степень наглядности, условности, и даже исполь­зования различных цветов.

Важно представлять условия и порядок использо­ваниядокумента. Так, к примеру, выделœение крайне мелких пунктов обязательная цифровая нумерация их, рекомендуемые в производст­венном документе, отнюдь не дань моде, а результат трезвого учета то­го, что каждое положение (описание действия и др.) должно быть опи­сано полно, целостно и самостоятельно (отдельно) при условии, что его легко отыскать. В то же время, это требование, столь важное для боль­шинства документов, отнюдь не распространяется на констатирующую часть, скажем, приказа, которая обычно содержит не руководство к действию, а лишь обоснование, материал к размышлению.

Текст — главный элемент документа͵ в связи с этим подготовка тексто­вой части — одна из важнейших операций в документировании. В тексте мы выделяем кроме параграфов и пунктов абзацы, пред­ложения, сочетания слов и слова.

Абзац — это часть текста͵ объе­динœенная одной микротемой, начинающаяся и заканчивающаяся аб­зацным отступом. Автор документа должен следить за тем, чтобы каж­дый абзац начинал новую мысль или новую микротему, от которых нельзя отклоняться, а каждая новая микротема начиналась с абзаца.

Делœение текста на абзацы имеет большое практическое значение, оно управляет ходом чтения, помогает читающему делать небольшие остановки на границе микротем, вдумываться в содержание предыдущей части текста и готовиться к восприятию последующей.

Абзацы не должны быть чересчур большими по объёму, так как это затрудняет чтение. В текстах, предназначенных для сквозного проч­тения, не рекомендуется разбивать текст на мелкие абзацы, потому что это заставляет делать частые паузы и также мешает чтению. Нормаль­ным считается абзац, содержащий 3-5 предложений. При этом для восприятия лучше, в случае если эти предложения разнообразны по длинœе, самые краткие — в начале и конце абзаца. В свою очередь и от абзацев требуется чередование исходя из размеров.

Многое зависит и от того, насколько последовательно построены предложения, как четко выделœены отдельные их составляющие части. Необходимо помнить, что удобнее для восприятия при сплош­ном чтении делœение пункта͵ предложения на 3, 5, 7, самое большее 9 са­мостоятельных частей. Такого делœения можно добиться, приведя пере­числяемое в определœенную систему, где есть ведущие, более или менеесу­щественные элементы, определить то, что относит­ся к обязательному, что к желательному, а без чего, вероят­но, можно и обойтись. Многочисленность однородных элементов в пе­речислении не только указывает на недостаточную продуманность содержа­ния, но и затрудняет восприятие.

В использовании словосочетаний сосуществуют две тенден­ции. Первая состоит по сути в том, что в любом деловом тексте существенно использование привычных стандартизованных форм, отражающих всœе состав­ляющие мысли. Этим объясняется применение именных предлогов (в свете решений, в порядке исключения, в связи с крайне важно стью, в по­рядке оказания помощи), унификация и стандартизация деловой речи в часто повторяющихся документах. Использование стандартных фраз в значительной мере ускоряет составление документов.

Другая тенденция — сокращение текстов путем замены сложных предложений простыми, ликвидация причастных и деепричастных обо­ротов, словосочетаний, описывающих мысль, словами, точно называю­щими ее. Это не только ускоряет чтение текста͵ но и уменьшает умст­венное напряжение.

Текст документа должен быть кратким, четким и понимаем во время первочтения.

При изложении обязательных требований в тексте стандарт обязы­вает применять слова: ʼʼдолженʼʼ, ʼʼследуетʼʼ, ʼʼкрайне важно ʼʼ и произ­водные от них.

В документах должны применяться только установленные стан­дартами научно-технические термины, обозначения и определœения, а при их отсутствии— общепринятые в научно-технической ли­тературе.

Значительную часть словарного состава делового языка состав­ляют термины — слова и словосочетания, значение которых обуслов­лено в пределах какой-либо специальности. Появление новых, уточ­нение и модификация прежних терминов работники сферы уп­равления должны учитывать при составлении служебных доку­ментов.

Важнейшее требование к термину — одно­значность (выражение только одного понятия). По этой причине определœения терминов зафиксированы в государственных стандартах, специальных справочниках и словарях и с ними крайне важно постоянно сверяться.

В тексте документа не рекомендуется:

применять для одного и того же понятия различные научно-техни­ческие термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

сокращать обозначения единиц физических величин, в случае если они упо­требляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозна­чений, входящих вформулы;

применять сокращения слов, кроме установленных правилами рус­ской орфографии и государственными стандартами. В случае если в документе всœе же оказалось необходимым принять особую систему сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен список приня­тых сокращений, который помещают в конце документа перед перечнем терминов;

использовать в тексте математический знак минус (—) перед отри­цательными значениями величин, вместо него следует писать слово „минус";

употреблять математические знаки без цифр, к примеру, ≤ (меньше или равно), ≥ (больше или равно), (не равно), а также знаки № (но­мер) , % (процент) ;

применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ и т.д.) без регистрационного номера.

В пределах одного документа для измерения одних и тех же пара­метров должна применяться одна и та же единица физической величи­ны (нельзя в одном и том же документе писать ʼʼ5 ммʼʼ, ʼʼ5 смʼʼ, правиль­но: ʼʼ5 ммʼʼ, ʼʼ50 ммʼʼ). В случае если в тексте документа приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величи­ны, то ее указывают только после последнего числового значения, на­пример: 1,5; 1,75; 2м.

Элементы текста[26]

1. Рубрикация

Значение и функции заголовков

Рубрикаминазывают заголовки частей произведения (заглавия произ­ведений, внутренние заголовки их подразделов, заголовки элементов ап­парата), а также сами выделœенные заголовками части (главы, параграфы и т. д.). Здесь рубриками будем на­зывать только подразделы текста (части, главы, параграфы и т. п.).

Рубрикацияэто система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчинœенность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов), при которой заголовки раз­ной значимости занимают разные ступени (от высшей через промежуточ­ные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Таких ступеней должна быть несколько (раздел, гла­ва, параграф) и очень много (часть, подчасть, раздел, подраздел, гла­ва, подглава, параграф, подпараграф и т. д.).

Различные оформительские приемы (расположение заголовков относительно текста) и художественные средства (рисунок, начертание и размер шрифта заголовков) помогают читателю точно ориенти­роваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотноси­тельное значение каждого заголовка и его подраздела.

Заголовки организуют, направляют и облегчают чтение.





Сокращения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...