Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словообразование как раздел лингвистики. Психолингвистические эксперименты Л.В. Сахарного.




Словообразование как раздел языкознания стало складываться в середине 20 века (40-50-е годы). Основы словообразования были заложены работами В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого, которые освещали такие вопросы, как место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи. В 60-80-е годы наука о словообразовании выделилась из морфологии и лексикологии, став самостоятельной лингвистической дисциплиной с собственными объектами исследования, методикой анализа и системой понятий (Белошапкова, 1989: 237).

Словообразование как термин употребляется в нескольких значениях. Е. А. Анисимова определяет словообразование как: 1) процесс образования новых слов, 2) раздел лингвистики, изучающий: а) производные слова и их системные связи; б) средства, участвующие в процессе образования новых слов; 3) самостоятельный уровень языковой системы (Анисимова, 2012: 186).

Объектом изучения словообразования являются «словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами» (Грамматика 1980: 133). Словообразовательная мотивация выражается в отношении между однокоренными словами, значение одного из которых либо определяется через значение другого (дом-домик), либо тождественного ему (белый-белизна) (Грамматика 1980: 133, примеры оттуда же).

Методика словообразовательного анализа была подробно описана Т. А. Гридиной и включает в себя определенный алгоритм действий. Согласно этой последовательности действий, следует сначала определить часть речи словоформы, ее изменяемость или неизменяемость, выделить окончание, основу, корень, аффиксы, асемантические части слова, определить степень членимости основы по наличию в ней свободных или связанных корней и регулярных или уникальных аффиксов, составить схему членимости слова (разобрать его по морфемам).

Процесс словообразования тесно связан как с лексикой, так и с грамматикой: во-первых, потребность в пополнении словарного состава языка порождена самой жизнью и нуждами общества (этим объясняется связь с лексикой); связь с грамматикой же проявляется в существующих и функционирующих моделях, по которым оформляются новые слова (Розенталь, 1991: 205).

Словообразовательная модель – это «образец для построения конкретных производных слов- лексем» (Жеребило, 2010: 202).

Т. А. Гридина дает определение словообразовательной модели, исходя из понятия словообразовательного типа. Словообразовательный тип – это «формально-семантическая схема построения производных слов, которые мотивируются словами одной части речи, имеют одинаковый словообразовательный формант и выражают одно и то же словообразовательное значение» (Гридина, 2013: 148). Словообразовательная модель по Т. А. Гридиной – это такая разновидность словообразовательного типа, которая «отражает его формальное варьирование (наличие или отсутствие исторических чередований, усечения, наложения и т. п.)» (Гридина, 2013: 147).

В русском языке выделяются различные способы образования слов. Первая полная классификация способов словообразования принадлежит академику АН СССР В. В. Виноградову. В своих работах «Вопросы современного русского словообразования» и «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» он выделил четыре раздела словообразования, впервые отделив морфологические способы словопроизводства от неморфологических:

1. Морфологическое словообразование основывается на формировании новых слов посредством прибавления к базовой лексической единице аффиксов или ее урезания. (учитель – учительница, вести – вестись, синий – синь). Морфологический способ образования, в свою очередь, включает в себя:

а) суффиксальный способ: прокат – прокатчик;

б) префиксальный способ: бежать – побежать;

в) постфиксальный: мыть – мыться;

г) смешанный (префиксально-суффиксальный): одеяло – пододеяльник, река – заречье;

д) фонетико-морфологический (бессуффиксный): глухой – глушь, третий – треть (иногда сопровождается чередованием согласного основы или его смягчением, или же переносом ударения).

Это направление является наиболее продуктивным в русском языке. (Виноградов, 1975: 156-157).

2. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход слова из одной части речи в другую):

а) субстантивация (переход прилагательных и причастий в существительные: больной человеккапризныйбольной);

б) адъективация (переход причастий в прилагательные: человек, вызывающий вас на переговоры – вызывающееповедение);

в) адвербиализация (переход из других частей речи в наречия: доволен зимой – зимой отдыхать в горах);

г) прономинализация (переход из других частей речи в местоимения: дорогая вещь – я вам скажу такую вещь) (Виноградов, 1975: 158).

Данные процессы связаны с изменением условий синтаксического функционирования лексем. Результатом расхождения функций одной лексической единицы является появление двух самостоятельных, обладающих разными лексико-грамматическими признаками.

3. Лексико-синтаксическое словообразование включает в себя случаи совмещения частей словосочетания и преобразования их в самостоятельную лексему: благо творит – благотворить. При этом элементы словосочетания, становясь цельной единицей, утрачивают фонетические, семантические и грамматические свойства.

4. Лексико-семантическое словообразование охватывает случаи семантического расщепления языковых единиц: по форме новые, самостоятельные единицы совпадают с исходным словом, но их значение обособлено от «материнского». Результатом лексико-семантического словообразования становятся омонимы: долг как обязанность, долг как взятие взаймы (Виноградов, 1975: 158-160).

Н. М. Шанский впоследствии дополнил систему В. В. Виноградова, разделив процесс словообразования на:

1) собственно словообразование (процесс слияния лексических единиц в результате безотчетной деятельности человека; единицы теряют самостоятельное значение в сочетании и образуют новые слова: сего днясегодня) и

2) словопроизводство, посредством которого в основном качественно пополняется язык. Выделенные В. В. Виноградовым направления Н. М. Шанский отнес к словопроизводству. Помимо таких способов словообразования, как сложение, аффиксация, безаффиксный способ, Шанский выделил также аббревиацию. Аббревиация – «образование новых слов посредством сокращения» (Шанский, 1987: 68). Когда слово перестает осознаваться как сокращенное, оно начинает функционировать как обычная несокращенная лексическая единица.

Аббревиация – один из самых новых способов русского словообразования, связана с действием закона экономии языковых средств. Выделяется несколько ее разновидностей:

1) звуковая – сочетание начальных звуков: РЯНШ – русский язык в национальной школе; 2) буквенная – объединение начальных букв: ЧР – Чеченская Республика; 3) слоговая – объединение элементов сокращенных слов: колхоз – коллективное хозяйство; 4) слого-словная – объединение слова и сокращенного элемента: квартплата; 5) смешанная – объединение сокращенных элементов разных типов: завуч, ИнгГУ; 6) телескопическая – объединение начала одного слова и конца другого: бионика. (Жеребило, 2010: 20).

Е. А. Земская создала свою классификацию средств словообразования, отличную от классификаций В. В. Виноградова и Н. М. Шанского. В составе аффиксальных способов словообразования лингвист выделила сложносуффиксальный способ (образование существительных посредством одновременного словосложения и суффиксации: орденоносец, канатоходец), префиксацию с нулевой суффиксацией (седой – проседь), сложение с нулевой суффиксацией (ледоход, скалолаз) (Земская, 1989: 310). Чистое сложение (диван-кровать), сращение (быстро растворимый быстрорастворимый) и аббревиацию (СПбГУ) она отнесла к неаффиксальным способам словообразования.
Эксперимент – краеугольный камень психолингвистики: «Психолингвистика – это, прежде всего, экспериментальная наука» (Сахарный 1989). - искать самостоятельно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...