Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ассоциативно-вербальная сеть




Единицами вербально-семантического уровня мышления выступают отдельные слова, отношения между которыми охватывают все разнообразие их семантических, грамматических, фонетических, лексических и ассоциативных связей. Совокупность этих связей образует единую ассоциативно-вербальную сеть, выступающую в качестве психологической основы владения языком. По мнению Т.Н. Ушаковой, вербальная сеть составляет основу, на которой происходят закономерные изменения языковых состояний. По мере формирования и развития языка личности в сети “появляются слова, значение которых определяется не через связь с непосредственными впечатлениями, а через связь с другими словами” (22, 149). Организация в виде сети следов словесных раздражителей имеет приспособительное значение, так как в результате развития связей между словесными сигналами образуется новый уровень обобщения и отвлечения с помощью слова. По ходу этих процессов активизируются одни структуры ассоциативно- вербальной сети и тормозятся другие, создаются различные виды “мозаики” активности, формируются синтезы, дифференциации (22, 149). Т.Н. Ушакова считает, что единым звеном при речевом общении является вербальная сеть (естественная матрица речевого опыта) и возникающая в ней при коммуникации мозаика активности. В процессе коммуникации говорящий передает слушающему паттерн активности своей вербальной сети, возбуждая аналогичный паттерн в вербальной сети слушателя. Эти положения нашли свое экспериментальное подтверждение при исследовании процессов формирования словесных ассоциаций в структурах вербальной сети (22, 149 – 154). Особенностью ассоциативно-вербальной сети носителя языка является то, что грамматика в ней (следовательно, и в сознании личности) не отделена от лексики, не противопоставлена ей, а “синкретична со словом, разлита, “размазана” по всей сети, рассеяна в аналогических моделях словоформ и словосочетаний, являющихся ее единицами (узлами сети)” (12, 6). Большинство носителей языка не знает грамматики в традиционно- РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 3 лингвистическом ее представлении, а оперирует в своей речи моделями словоформ, словосочетаний и предложений, опираясь на закон повторяемости и закон аналогии (12, 6). Структура словесных ассоциаций включает в себя помимо формально-грамматических связей слов и их семантические связи. А.А. Леонтьев под ассоциативно-вербальной сетью понимает стабильную психофизиологическую структуру, фиксирующую значения слов и связей между ними. По его мнению, в основе организации ассоциативно- вербальной сети лежат смысловые и звуковые отношения между словами. Звучащее слово приводит к оживлению у слушающего структуры узла его вербальной сети. При этом в наибольшей мере должны активизироваться структуры нервных связей воздействующего слова, в ослабленной мере другие словесные структуры. Такое совозбуждение вызывает в сознании вместе со словом все его ассоциативные связи – важные, основные, дополнительные (16, 15 – 21). Дж. Миллер выдвигал шесть гипотез относительно природы ассоциаций и структуры ассоциативно-вербальной сети. Согласно первой гипотезе, сила ассоциаций объясняется частотой совместного появления соассоциатов в речи. Вторая гипотеза заключается в том, что ассоциативные связи между словами не заучиваются, но возникают в результате наличия у определенной группы слов какого-либо общего признака в разной степени его проявления. Полагают, что ребенок заучивает отдельно слова, а лишь затем осознает ассоциативные связи между ними, если последние возникают. Третья гипотеза предполагает, что слово всегда вызывает некий психический образ, причем абстрактное слово ассоциируется с конкретным образом. Так возникают родо-видовые отношения между словами, например, связь животное – собака. В четвертой гипотезе допускается организация ассоциативных отношений в виде отношений части к целому. В пятой гипотезе ассоциативная память представлена группами понятий, которые воплощаются в определенных словах, так называемых семантических маркерах. В простейшем случае применительно к существительным маркеры выглядят следующим образом: имена собственные (+) – имена нарицательные (-) одушевленные (+) – неодушевленные (-) исчисляемые (+) – неисчисляемые (-) и т.д. И, наконец, шестая гипотеза базируется на том, что ассоциируемые слова часто входят в предикатные отношения: А есть В; А имеет В и т.п. (17, 25 – 28). Все шесть гипотез свидетельствуют о том, что отношения между словами заключаются в распределении различных ассоциаций, совокупность которых и образует ассоциативно-вербальную сеть, выступающую в качестве психологической основы владения языком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...