Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Терапевтическая функция текста. Библиотерапия.
Всвоем обзоре литературы по библиотерапии Брауэр [42] указывает, что существует мало данных, подтверждающих полезность библиотерапевтических методов. Однако многие психотерапевты ссылаются на их полезность для определенного типа клиентов. Интеллектуально развитые клиенты, по-видимому, извлекают из этого подхода наибольшую пользу. Существует два рода библиотерапевтической литературы. Литература первого рода — беллетристика, биографии и духовная литература — позволяет многое узнать о разнообразных проявлениях человеческого опыта. Шроудс [278], например, составила книгу «Психология через литературу», представляющую собой собрание выдержек из хорошо известных литературных источников. Материалы скомпонованы в разделы, посвященные, например, семейной жизни, финансовым проблемам и эмоциональным коллизиям. Такой подход к чтению на тему человеческих проблем с использованием мировой литературы помогает клиенту расширить свои представления о человеческой мотивации и культурных конфликтах. Существует мнение, чтолитература предоставляет клиенту возможность познакомиться сдуховным опытом, который можетиметь терапевтическое значение. Многие клиенты находят, что чтение Библии и другой религиозной литературы оказывается для них серьезной эмоциональной поддержкой. Библиотерапевтическая литература другого рода — о психической гигиене — предназначена для того, чтобы дать полезную информацию о решении человеческих проблем, и освещает вопросы проблем адаптации. Примерами таких брошюр служат буклеты SRA Life-Adjustment Booklets и серии брошюр Public Affairs pamphlet. Одним из достоинств библиотерапии при консультировании является экономия времени. Материалы для чтения, соответствующие проблеме клиента, служат толчком для его размышлений о своих чувствах. Нередко клиенты так жаждут получить информацию, что консультант может этому сопротивляться, чтобы предотвратить установление взаимоотношений на слишком интеллектуализированной основе. Предложение некоторого количества сугубо специальных материалов удовлетворяет тягу клиента и защищает раппорт, при этом позволяя консультанту избежать втягивания в нескончаемую последовательность вопросов и ответов. Подобные стремления клиента зачастую являются его защитными средствами. Другое достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно позволяет клиенту лучше ознакомиться с терминологией тестирования, психической гигиеной, защитой и эмоциями в целом. Чтение правильно подобранной литературы, по-видимому, имеет дополнительную семантическую ценность для клиента, который может найти более точные способы выражения своих мыслей и чувств. Третье достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно стимулирует мышление. Клиент сталкивается с идеями, которые способны открыть ему новые пути к инсай-там. Мать, например, выясняет, что она, хотя и твердит ребенку, как любит его, на самом деле не признает многие из присущих ему свойств и качеств. Ребенок, в свою очередь, трактует поведение матери не как любовь, а как отвержение. Чтение о подобных проблемах зачастую побуждает человека соотнести со своими проблемами нечто дополнительное по сравнению с интерпретациями психолога-консультанта.
Основные способы реализации речевой деятельности. Таких форм три — внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Основными формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь. Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения (155). Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Являясь особым видом реализации речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формои словообразующие, а также разнообразные синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, использование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие (составление рассказа по наглядному материалу). По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна (СНОСКА: По определению А. Р. Лурии, «контекстная речь» — речевое высказывание, которое не требует дополнительных пояснений, это речь — «понятная, исходя из ее собственного содержания» (154, 155).) и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера Отличительной особенностью полилогического (группового) общения является наличие «ведущего» — функцией которого, прежде всего, является организация совместной речевой деятельности целого коллектива людей. Он «выбирает» предмет речи (тему для обсуждения), составляет (или участвует в составлении) «сценария» полилогического общения, устанавливает основные правила его проведения, направляет и организует общее и речевое поведение участников полилога, осуществляет контроль за соблюдением установленного «регламента», а главное, он выполняет основную «связующую» социальную функцию, объединяя, «цементируя» речевые (подчас «разнополярные») действия разных людей в единый процесс речевой коммуникации |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 481. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |