Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Терапевтическая функция текста. Библиотерапия.




Всвоем обзоре литературы по библиотерапии Брауэр [42] ука­зывает, что существует мало данных, подтверждающих полезность библиотерапевтических методов. Однако многие психотерапев­ты ссылаются на их полезность для определенного типа клиен­тов. Интеллектуально развитые клиенты, по-видимому, извлека­ют из этого подхода наибольшую пользу.

Существует два рода библиотерапевтической литературы. Ли­тература первого рода — беллетристика, биографии и духовная ли­тература — позволяет многое узнать о разнообразных проявлениях человеческого опыта. Шроудс [278], например, составила книгу «Психология через литературу», представляющую собой собрание выдержек из хорошо известных литературных источников. Мате­риалы скомпонованы в разделы, посвященные, например, семей­ной жизни, финансовым проблемам и эмоциональным коллизиям. Такой подход к чтению на тему человеческих проблем с использо­ванием мировой литературы помогает клиенту расширить свои представления о человеческой мотивации и культурных конфлик­тах. Существует мнение, чтолитература предоставляет клиенту воз­можность познакомиться сдуховным опытом, который можетиметь терапевтическое значение. Многие клиенты находят, что чтение Библии и другой религиозной литературы оказывается для них се­рьезной эмоциональной поддержкой.

Библиотерапевтическая литература другого рода — о психиче­ской гигиене — предназначена для того, чтобы дать полезную информацию о решении человеческих проблем, и освещает во­просы проблем адаптации. Примерами таких брошюр служат буклеты SRA Life-Adjustment Booklets и серии брошюр Public Affairs pamphlet.

Одним из достоинств библиотерапии при консультировании является экономия времени. Материалы для чтения, соответству­ющие проблеме клиента, служат толчком для его размышлений о своих чувствах. Нередко клиенты так жаждут получить информацию, что консультант может этому сопротивляться, чтобы пре­дотвратить установление взаимоотношений на слишком интел­лектуализированной основе. Предложение некоторого количест­ва сугубо специальных материалов удовлетворяет тягу клиента и защищает раппорт, при этом позволяя консультанту избежать втя­гивания в нескончаемую последовательность вопросов и ответов. Подобные стремления клиента зачастую являются его защитны­ми средствами.

Другое достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно позволяет клиенту лучше ознакомиться с терми­нологией тестирования, психической гигиеной, защитой и эмо­циями в целом. Чтение правильно подобранной литературы, по-видимому, имеет дополнительную семантическую ценность для клиента, который может найти более точные способы выраже­ния своих мыслей и чувств.

Третье достоинство терапевтического чтения заключается в том, что оно стимулирует мышление. Клиент сталкивается с идеями, которые способны открыть ему новые пути к инсай-там. Мать, например, выясняет, что она, хотя и твердит ребен­ку, как любит его, на самом деле не признает многие из прису­щих ему свойств и качеств. Ребенок, в свою очередь, трактует поведение матери не как любовь, а как отвержение. Чтение о подобных проблемах зачастую побуждает человека соотнести со своими проблемами нечто дополнительное по сравнению с ин­терпретациями психолога-консультанта.

 

Основные способы реализации речевой деятельности.

Таких форм три — внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.

 

Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Основными формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения (155). Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Являясь особым видом реализации речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формои словообразующие, а также разнообразные синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, использование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие (составление рассказа по наглядному материалу). По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна (СНОСКА: По определению А. Р. Лурии, «контекстная речь» — речевое высказывание, которое не требует дополнительных пояснений, это речь — «понятная, исходя из ее собственного содержания» (154, 155).) и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера

Отличительной особенностью полилогического (группового) общения является наличие «ведущего» — функцией которого, прежде всего, является организация совместной речевой деятельности целого коллектива людей. Он «выбирает» предмет речи (тему для обсуждения), составляет (или участвует в составлении) «сценария» полилогического общения, устанавливает основные правила его проведения, направляет и организует общее и речевое поведение участников полилога, осуществляет контроль за соблюдением установленного «регламента», а главное, он выполняет основную «связующую» социальную функцию, объединяя, «цементируя» речевые (подчас «разнополярные») действия разных людей в единый процесс речевой коммуникации










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...