Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение фоносемантики. Классификация смыслов звуков (Бальмонт, Журавлёв, Маслова).




Фоносема́нтика (википедия) — направление в лингвистике, предполагающее, что вокальные звуки (фонемы) могут нести смысл сами по себе. Оно рождается и утверждает себя на стыке фонетики (по плану выражения), семантики (по плану содержания), лексикологии (по совокупности этих планов) и психологии (теория восприятия).

Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Воспользовавшись техникой "семантических дифференциалов" Ч. Осгуда, Журавлёв провел исследование для выяснения этих значений. Результаты легли в основу его диссертации. Журавлев предложил список качественных характеристик каждого звука русской речи, а именно каким он является по 25 шкалам.

Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. Согласно идее Журавлёва, качественные фоносемантические шкалы позволяют оценивать влияние звуков на психическое состояние человека. Каждое слово состоит из звуков, и предлагается для оценки воздействия на человека слова как набора звуков по соответствующим расчётам определить общее фоносемантическое значение составляющих данное слово звуков по всем 25 шкалам и выделить доминирующее звучание слова.

То есть, любое слово обладает двумя смыслами. Первый — слово как символ, обозначающий какой-нибудь объект или процесс, второй – слово как набор звуков, который сам по себе вызывает у человека реакцию. Так как сознание взрослого человека занято при аудиальном восприятии слов преимущественно первым смыслом, то второй – реакция на слово как на набор звуков проходит подсознательно и переживается человеком в виде определённого эмоционального фона. Этот самый второй смысл слова получил название фоносемантического значения.

Вопрос о внутренней связке звука со значением имеет такую же долгую историю, как и сама наука о языке. Беря свое начало уже в древнеиндийских Ведах, где имя вещи представляется как ее сущность, проблематика продолжает свое развитие в античную эпоху. Достаточно долго считалось, что второй смысл слова — полная чушь. Однако, с 20-х годов 20 века, в основном с развитием психологии, ситуация поменялась, и "фоносемантичность" стала изучаться на регулярной основе.

Однако, последняя крупная международная конференция, посвященная фоносемантике, состоялась почти 20 лет назад, в 1994 г. в Беркли (Калифорния, США), т.е. в прошлом столетии (Sound symbolism 1994). Уже сам этот факт говорит сам за себя. Как область лингвистического знания фоносемантика интересует только узкий круг специалистов. Таким образом, можно сделать вывод, что значимых практических результатов, действительно эффективно применимых в жизни, из фоносемантики не добыть.

www.psevdonim.ru

 

Области возможного применения фоносемантики. Фоносемантические эксперименты. Звуко-цветовая характеристика текстов. Критика фоносемантики (А.П. Репьев).

Области возможного применения фоносемантики: всё, что связано с речью и письмом: в психологии, рекламе, ораторстве, литературе и т.д.

Эксперименты. Журавлёв.

Значение слова определяется свойствами отдельных звуков и их сочетаний.
Был проведён эксперимент — группе людей давали для оценки пары слов с разными звуками (бод — буд, быд-бед) и просили оценить каждое из слов по разным шкалам «Большой-Маленький», «Хороший-Плохой» в результате была составлена статистическая закономерность звука в слове и его значения.
Журавлев предложил оценивать звуки по шкалам и в результате множественных экспериментов были составлены шкалы и оценены все звуки русского языка, в результате чего была составлена обширная таблица с оценкой каждого звука по 25 шкалам

Таблица(хор-плохой.светлый –темный,легкий-тяжелый,простой-сложный,большой-маленький)

Звуки оценивались по шкале от 1 до 5 и в результате множественных опросов выводилось среднеарифметическое значение. Значимыми считались показатели больше 3,5 и меньше 2,5, если оценка для звука попадала в интервал >=2.5 и <=3.5 считалось, что звук не оказывает ярко выраженного значения в конкретной паре из шкал.
Чаще всего мы не воспринимаем осознанно звуковой образ слова, сосредотачивая всё внимание на его смысле. Тем не менее, поскольку отдельные звуки, как мы убедились, значимы, то и сочетание звуков обладает фонетической значимостью.
Журавлевым было предложено оценивать слово целиком, а не отдельные звуки, по тем же шкалам что и для звуков. Но т.к. вклад отдельных звуков разный, то и суммарный вклад должен быть разный. Например первая буква слова в 4 раза более значима чем остальные, а ударная в 2 раза. Также было замечено, что важную роль играет частота встречаемости звуков. Например в русской речи наиболее часто встречаются звуки А, О, Т, Н и значительно реже Ф, Х. Для учёта вклада частотности была разработана таблица в которой указано сколько в среднем раз употребляется звукобуква на 1000 звукобукв.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...